Искусство Византии

Период Общая характеристика Архитектура и градостроительство Изобразительное искусство ДПИ
326-518 гг. – ранневизантийский период 326 – г. Византий провозглашен столицей Римской империи. 330 – переименован в Константинополь. 395 г. - раздел империи на Восточную и Западную, Константинополь – столица Восточной Римской империи. Византийское искусство генетически восходило к эллинистическому и восточнохристианскому художественному искусству В ранний период в византийском искусстве как бы слились рафинированная платоничность и трепетная чувственность позднеантичного импрессионизма с наивной, порой грубоватой экспрессивностью народного искусства Востока. Эллинизм долгое время оставался главным, но не единственным, источником, откуда византийские мастера черпали изящество форм, правильность пропорций, чарующую прозрачность колористической гаммы, техническое совершенство своих произведений. В это время ощущается воздействие и египетских, сирийских, малазийских, иранских художественных традиций Константинополь имел необычн радиальн планировку. Центр – Больш императорск дворец. Ипподром украшен знаменитой квадригой Лисиппа. Гл улица – Месса. Город окружен 3 рядами крепостных стен. Главн въезд – трехпролетные Золотые ворота. Главн типы храмов – крупн базилики и малые центрические (V в. - баптистерий в Равенне, мавзолей Галлы Плацидии в Равенне). Фаюмский портрет. V-VI вв. - Первые энкаустические иконы (из мон-ря св. Екатерины н а Синае – Апостол Петр, Спаситель). Мозаика «Крещение Господне» - центр медальон купола Баптистерия в Равенне. Ок. 440 г. - Мозаики в мавозолее Галлы Плацидии: южн люнет – Святой Лаврентий; северн люнет – Христос - добрый пастырь. Многочисленные блюда с христианской символикой. Развитие светских жанров ДПИ, характерных для римского и эллинистического искусства.
518--610 гг. -Юстиниан и его преемники Создание специфического стиля византийского искусства. Константинополь - прославленный художественный центр средневекового мира. Равенна, Рим, Никея, Фессалоника также стали средоточием византийского художественного стиля. VI в. трактат «О небесной иерархии» Купольная базилика храм Святой Софии (Премудрости Божией), построена Анфимием из Трал и Исидором из Милета в 532-537 гг. Ц. Сан-Витале (526-547) в Равенне, Сан Аполлинаре Нуово, Сан Аполлинаре ин Классе Мозаики Сан-Витале: купол – Бодий агнец; конха – Христос в силах; боков панели: Юстиниан со свитой, Феодора со свитой. Сан Аполлинаре Нуово: мозаичн фризы Шествие мучеников и Шествие мучениц. Сан Аполлинаре ин Классе: конха - Добрый пастырь.  
717-867 гг. Династия Исаврийская 730-843 гг. борьба иконоборцеви иконопочитателей. Трактат иконопочитателя Иоанна Дамаскина = теория священ образа. Трансформируется религиозный канон византийского искусства: начинает постепенно уходить античная реалистичность и усиливаться условность и трагичность.   Сер. IX в. - Хлудовская псалтирь (Студийский монастырь) VIII в. – изобретенение техники перегородчатой эмали.
867-1025 гг. - Македонская династия Македонское возрождение. Придворное столичное искусство Константинополя становится менее пышным. Оформляются иконографические каноны для монументальной и станковой живописи Огромные соборы типа базилик вытесняются церквами крестово-купольного типа. 908 – северная церковь монастыря Липса в Константинополе. 1028 Церковь Панагии Халкеон в Фессалониках = пример украшения наружн стен. Начало XI в. – нов храм монастыря в Афинах Монументальная живопись: фресковые фигуры архангелов на своде вимы Св. Софии Константинопольской (ок 867), до 912 – мозаика люнета центр входа «Лев VI перед Христом», ок 950 – мозаика люнета южного въожа «Константин Великийи и Юстиниан перед Богоматерью на престоле», росписи храма св. Софии в Охриде, церкви св. Пантелеймона в Нерези (Сербия) и монастыря Иоанна Богослова на Патмосе. Икона: Миниатюра: 880-883 – Слово Григория Назианзина, ок. 950- Парижская Псалтирь, сер IX в. Свиток Иисуса Навина, Минологии Василия II. ДПИ расцветает: резные изделия из слоновой кости, ткани и др.
1057 - 1204 гг. - Эпоха Комнинов X - XII вв. византийское искусство широко распространилось на запад (Сицилия, Венеция), в славянские страны (Болгария, Сербия, Древняя Русь), на Кавказ (Грузия). Оно почиталось в те времена как самое передовое по своим художественным решениям, и в высших кругах феодального общества ему всячески стремились подражать. XI в. монастырь Хосиос Лукас в Фокиде (Греция) с опорой 16 метрового купола кафоликона (главного храма монастыря) на 8 опор, Неа Мони на острове Хиосе и Дафни близ Афин. Формирование комниновского типа изображений, особенно сильно повлиявшего на Древнюю Русь. Ок. 1100 - мозаики церкви успения Богоматери в монастыре в Дафни (близ Афин): купол – Христос Пантократор (Вседержитель), конха – Крещение Гоподне, Явление ангела Иоакиму. 1118 - Мозаика Св. Софии Константинопольской: южная галерея - «Император Иоанн II Комнин и императрица Ирина перед Богоматерью с младенцем». Ок. 1125 Богоматерь Владимирская. Революция в иконописи – возникновение новых сюжетов – Оплакивание, Положение во гроб, Несение креста и др. 1148 – мозаики базилики в Чефалу (Сицилия, по заказу норманнск короля Роджера II): конха = Христос Пантократор. 2-я пол XII в. – фрески ц. св. Пантелеймона в Нерези (Македония) как образец комниновского маньеризма: «Оплакивание Христа». XI-XII вв. – наивысш расцвет ис-ва перегородчатой эмали: подвески «Богородица», «Св. Георгий и Дмитрий», медальон с иконной рамы «Георгий», иконы и ларцы для священ реликвий, женские украшения и царские короны (корона, подаренная Константином Мономахом венгерскому королю Эндре).
1204-1261 гг. Латинская империя Крестоносцы в Константинополе. Период разрухи. Кони Лисиппа украсили Сан Марко в Венеции, драгоценные изделия византийских ювелиров перешли в католические соборы, книги украсили Латинские библиотеки. Все это содействовало расцвету западно-европейской культуры   1209 – роспись Великой Богородичной церкви в Студенице (Сербия) как образец распространения столичного ис-ва на периферии (исход мастеров). «Распятие» на западной стене.  
1261-1453 гг. - эпоха Палеологов и окончательное падение.     К. XIII в. – мозаика Деисус южной галереи храма св. Софии Константинопольской. 1265 – росписи ц. св. Троицы в Сапочанах (Сербия): Сретение, Успение Богоматери. Впервые перспективн коррекция по мере удаления. 1316-1321 - Мозаики и фрески монастыря Хора (Кахрие-Джами) в Константинополе: Спаситель Хора тон Зонтос (страны живых) в люнете экхонартекса, Богоматерь с пророками в люнете нартекса, св. Петр, Успение Богородицы (над зап вратами кафоликона). Спервые последовательность сцен мариологического цикла не символическая, а хронологическая. Мозаики Фетие-Джами в Константинополе. Мозаики церкви св. Апостолов в Салониках. Расцвет художественного шитья, становится сюжетным, начинают использоваться золотые и серебряные нити в прикреп.
После 1453 Поствизантийское искусство Продолжало развиваться в монастырях Афона и Крита.      

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: