Резная кость

Большое распространение получает в Византии искусство резьбы по кости. Диптихи, пиксиды (коробочки), ларцы, украшенные рельефами, занимают витрины в залах №381 и 382. один из частых мотивов в работах косторезов – цирковые сцены. Их можно увидеть и в шедеврах эрмитажной коллекции. На костяной пластинке – створке диптиха – изображен консул Ареобинд, который подает сигнал к началу заказанного им для народа представления (эпизоды спектакля с участием артистов, дрессированных животных и т.д. показаны рядом, в нижней части пластины). На выставке имеется и целый диптих (обе створки) с изображением цирковых сцен. Подобные диптихи заказывались по случаю избрания нового консула. Посылая их знатным лицам, консул извещал о получении им высокого и почетного звания. Внутренняя сторона пластин гладкая, ее покрывали воском и могли использовать как записную книжку, процарапывая на воске текст, а затем стирали его, когда он был уже не нужен. в рельефе на другой стороне борцы с дикими животными сражаются с пантерами и львами. Несмотря на условность композиции (отсутствие реального пространства, перспективы, множественность точек зрения и т.д.), сцена великолепно передает динамику боя, напряженные усилия бойцов и яростное сопротивление животных. Переполненное динамичными фигурами пространство, разнонаправленные, встречные движения, упруго изогнутые тела борющихся, резкие, иногда сломанные под углом линии копий – все создает впечатление бурного действия. Живо и выразительно мастер запечатлел жесты и эмоции людей, характерные повадки и нрав животных. Обе пластины содержат одно и то же изображение, но имеются и небольшие отличия (линия почвы обозначена лишь на правой створке), что позволяет усмотреть здесь работу разных исполнителей.

Икона "Григорий Чудотворец".

Большое место на выставке занимает также коллекция икон, лучшая и самая знаменитая среди которых "Григорий Чудотворец" неизвестного мастера XII века. В сравнительно небольшой картине, исполненной в технике темперы на доске, запечатлен характерный для византийского искусства образ христианского святого, отрешенного от всего мирского, земного, строгий и в то же время человечный, полный духовного величия. Простая, легко обозримая композиция, отсутствие внешнего движения, лишних деталей и подробностей, плавные и лаконичные линии рисунка, гармоничные красочные сочетания придают картине цельность и ясность, невольно привлекают не к внешней стороне изображаемого, а к духовному началу, носителем которого выступает Григорий. Спокойный и сосредоточенный взгляд старца, его пальцы, легко касающиеся церковной книги, как бы напоминают о раздумьях святого. бронзовое лицо Григория, обрамленное седой бородой, и светлое одеяние, оттененное синей полоской воротника, эффектно выделяются на золотом фоне. Темно-вишневые буквы надписи на греческом языке: " святой Григорий- чудотворец ", заполняя пространство фона по обе стороны нимба, подчеркивают уравновешенный и торжественный характер композиции и одновременно украшают картину. "Григорий Чудотворец" – светлое, праздничное по духу произведение – один из шедевров живописи XII века.

Иконка "Федор Стратилат".

В более позднее время, в начале XIV века, в период нового, непродолжительного подъема искусства Византии, была создана маленькая мозаичная иконка "Федор Стратилат" (то есть Федор военачальник). Используя мельчайшие (менее одного кубического сантиметра) кусочки смальты, камешки и крохотные металлические пластинки, укрепленные на воске поверх деревянной основы, мастер создает поэтическое произведение, полное гармонии и какой-то особой эмоциональной силы, внутренней взволнованности. Несмотря на фронтальность и уравновешенность, подчеркнутую квадратами с надписями слева и справа от полуфигуры Федора, изображение лишено статичности и застылости. Диагональ копья, динамично сбегающие складки одежд, дробные точки узоры на нимбе, щите, одежде подчеркивают внутреннюю динамику, живой ритм произведения. Хрупкий, утонченный образ святого с одухотворенным лицом и задумчивым, слегка тревожным взглядом, загадочно мерцающие блестки крохотных кристаллов мозаики, придающих изображению своеобразное изящество и легкость, раскрывают перед зрителями особый духовный мир – идеальный и возвышенный.

Коллекция византийских икон в Эрмитаже, наряду с собранием серебра, изделиями из резной кости, эмалями и другими памятниками, представляет огромную художественную и научную ценность, т.к. позволяет на первоклассных образцах изучать важный этап развития культуры человечества в обширном районе, а также проследить влияние этой культуры на соседние страны, в частности и на древнюю Русь.

Экспонаты Эрмитажа:

Блюдо архиепископа Патерна. Византия. VI в. Серебро

Блюдо с изображением Мелеагра и Аталанты. Византия.Начало VII в. Серебро

Диптих с изображением цирковых сцен. Византия. V в. Слоновая кость

Икона "Григорий Чудотворец". Византия. XII век.

Иконка "Федор Стратилат". Византия. Начало XIV в. Мозаика на воске


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: