Византия

В 658 году до н.э. на острове, напоминающем голову орла, между бухтой Золотой Рог и Мраморным морем, греческие колонисты из Мегары основали город. Они назвали его Ви­зантией по имени своего вождя Византа (или Визаса). Сначала город заселили рыбаки и торговцы, но выгодное географическое поло­жение привело к быстрому росту Византии, и вскоре она заняла видное место среди греческих полисов.

В 196 году до н.э. римский император Септимий Север после трехлетней осады взял Византию и разрушил ее, но вскоре по его же приказу город был восстановлен. В 330 году император Кон­стантин после победы над Лицинием решил перенести сюда сто­лицу Римской империи, и в мае того же года император со своим двором переехал в Византию, которую переименовал в Новый Рим. Но название это не прижилось, и город стал называться Констан­тинополем. Император Константин стремился, чтобы новая столица пре­взошла красотой и великолепием Рим. Он предоставил множество льгот переселенцам, выдавал жителям за счет казны хлеб, масло, вино, топливо...

Архитекторов, ваятелей, живописцев, плотников, каменщиков освободил от всех государственных повинностей. По указанию Константина из Рима, Афин, Коринфа, Эфеса, Антиохии и других городов империи были вывезены в Константино­поль лучшие скульптуры, ценные рукописи, церковная утварь, мощи святых.Здесь расцвели науки, литература, искусство. Сюда стекались ученые, здесь жили выдающиеся мыслители средневековья Фотий и Пселл. В богатых библиотеках было собрано огромное количе­ство древних рукописей.

Дело Константина продолжили и его потомки. В Константи­нополь были доставлены мраморные и медные колонны, ранее ук­рашавшие римские храмы и площади. Предание гласит, что на по­стройку города было израсходовано 60 тонн золота.

Константинополь был прекрасен. Как и Рим, он раскинулся на семи холмах. Широкие улицы с крытыми галереями, большие пло­щади с колоннами и статуями, окруженные великолепными зда­ниями, храмы, дворцы, триумфальные арки восхищали всех, кому доводилось в нем побывать.

Сказочной роскошью окружали себя императоры. В главном зале дворца Магнавра во время приема иностранцев раскладыва­лись сокровища казны — драгоценности, шитые золотом одежды. В глубине зала находился золотой трон императора, перед кото­рым на ступеньках лежали два льва, изваянные из золота. За тро­ном стояло золотое дерево, на ветвях которого сидели разноцвет­ные птицы, искусно сделанные из золота и эмали.

Под звуки органа и хора появлялся император в золотых одеж­дах, увешанный драгоценностями. Чтобы еще больше поразить иностранных гостей в момент, когда они входили зал, птицы на золотом дереве взмахивали крыльями, а львы поднимались и глу­хо рычали. В то время, когда посол лежал, распростершись (соглас­но этикету) перед троном, отдавая почести владыке Византии, им­ператор вместе с троном возносился кверху, а затем спускался уже в другом одеянии.

Многие правители Востока и короли Запада мечтали овладеть Константинополем, 29 раз его осаждали — греки, римляне, пер­сы, авары, болгары, дружины киевских князей, арабы, турки. В XI веке на Константинополь двинулись крестоносцы. Во время од­ного из походов они разгромили город и разграбили все церкви.

В IV веке император Константин построил в Константино­поле базилику (небольшую церковь прямоугольной формы) и назвал ее церковью Святой Софии. В 404 году эта базилика сгорела, но в 415 году Феодосий-младший отстроил ее заново. Од­нако во время мятежа 532 года она вновь была сожжена. Царствовав­ший тогда император Юстиниан уже готовился бежать из страны, когда полководец Велизарий вошел с войсками в Константинополь и по­давил восстание, уничтожив почти 40 000 жителей.

В честь этой победы на месте сгоревшей базилики император Юстиниан решил воздвигнуть великолепный храм. Он пригласил известных архитекторов — Анфимия из Тралл и Исидора из Милета — и поручил им постройку храма. Закладка его состоялась 23 февраля 533 года. На строительстве его работали 10 000 человек. Юстиниан не жалел никаких денег и сам каждый день посещал стройку. Все доходы империи за пять лет не покрыли расходов на сооружение храма. Только на амвон и хоры был потрачен годовой доход от Египта.

По приказу императора все провинции и города империи по­ставляли в Константинополь самые замечательные остатки антич­ных зданий и мрамор. Рим, Афины, Эфес прислали колонны, которые и сейчас вызывают восхищение. Из Проконеза доставля­ли белоснежный мрамор, из Каристоса — светло-зеленый, из Ясоса — бело-красный, из Фригии — розовый с прожилками.

Много необычного было в строительстве этого собора. Известь изготовляли на ячменной воде, в цемент добавляли масло. Для верхней доски престола был изобретен новый материал: в растоп­ленную массу золота бросали ониксы, топазы, жемчуг, аметисты, сапфиры, рубины — словом, все самое дорогое.

Постройка храма, его размеры и украшения производили на современников неизъяснимое впечатление, поэтому не удивитель­но, что вокруг всего этого сразу же стали складываться легенды и мифы. Рассказывали, что план здания был вручен императору Юстиниану во сне ангелом. Когда между императором и архитек­торами возникали споры (например, сколько окон делать над глав­ным алтарем), Юстиниану якобы во сне опять явился ангел и при­казал сделать три окна в честь Святой Троицы.

Храм, предназначенный для явлений императора народным массам в окружении свиты и духовенства, должен был создавать впечатление ослепительного великолепия. Византийский летопи­сец VI века Прокопий так пишет об этом соборе: «Этот храм яв­ляет собой чудесное зрелище. Тем, кто его видит, он кажется ис­ключительным, тем, кто о нем слышит, — невероятным. Он взмы­вает ввысь, словно до самого неба, выделяясь среди других зданий, как ладья на бурных волнах моря... Он весь полон света и солнеч­ных лучей, и можно было бы сказать, что не снаружи идет это освещение, а само оно рождает этот дивный блеск, так чудно све­тел этот храм».

Стены, выложенные различными рисунками из разноцветно­го мрамора, производят впечатление, будто они увешены дороги­ми коврами. На некоторых мраморных плитах — причудливые ри­сунки, напоминающие голову дьявола и облако после атомного взрыва. Эта самая пышная византийская постройка была гордостью Юстиниана. В день освящения храма, 27 декабря 537 года, им­ператор подъехал к главному входу на колеснице, запряженной четверкой лошадей. Он быстро прошел до середины собора и, подняв к небу руки, воскликнул: «Слава Богу, который дал мне возможность закончить эту постройку. О, Соломон! Я превзо­шел тебя!» Празднества по случаю освящения храма продолжа­лись 15 дней.

В архитектурно-художественном и техническом отношении наиболее эффектной частью сооружения является его купол. Имен­но на нем было сосредоточено все внимание зодчих.

Купол в плане очень близок к кругу. Некоторые отклонения (помимо вполне понятных строительных допусков) объясняются еще и многочисленными разрушениями и перестройками. В пер­воначальной идее купол — сферический и в плане очерчивается окружностью с диаметром почти в 32 метра. Купол покоится на четырех опорах, и тот же летописец Прокопий так описывает впе­чатление, производимое этим куполом: «Кажется, что он покоится не на каменной клади, а свисает с неба на золотой цепи». Он сло­жен из глиняных горшков, сделанных из белой пористой глины, найденной на острове Родос. Вес 12 таких горшков равнялся весу одного обыкновенного кирпича.

Купол образован 40 радиальными арками, окна и промежутки между ними были рассчитаны так, что солнечный свет, проникая внутрь, как бы обрезал купол, и в солнечные дни создавалось впе­чатление, будто он парит в воздухе.

Землетрясения и пожары наносили храму огромные поврежде­ния, но каждый раз его заново восстанавливали. Во время земле трясения 558 года купол обвалился. К этому времени Анфимия и Исидора уже не было в живых, и восстановление храма поручили племяннику Исидора — Исидору-младшему. Он приподнял купол на 9 метров, в результате чего тот потерял легкость, которая так восхищала современников. Вторично купол обвалился в 986 году. Реконструировал его архитектор Трдат из Армении. Этот купол и сохранился до наших дней. В середине центрального нефа сто­ял амвон, искусно сделанный из слоновой кости, серебра и цвет­ного мрамора. Купол над амвоном был изготовлен из золота и украшен драгоценными камнями. О богатстве собора ходили ле­генды. Современники утверждали, что в одной только ризнице было 40 000 фунтов серебра.

В западной стороне верхнего этажа, около окна, есть «светя­щийся камень»: это — мраморная плита, привезенная из Ирана. Она имеет свойство поглощать днем солнечные лучи и светиться ночью.

В правой части собора имеется небольшая ниша. Если при­ложить ухо к стене, можно услышать легкий шум. Христиане, жители Стамбула, сложили легенду, согласно которой в день штурма Константинополя турецкими войсками в церкви скры­вались 10 000 верующих. Когда турки ворвались в храм, священ­ник, продолжая читать молитву и держа в руках чашу со святы­ми дарами, направился к боковому нефу. Уже мечи готовы были поразить его, как неожиданно стена раскрылась и он исчез в ней. Легенда утверждает, что священник в своем укрытии продолжает читать молитву, и когда Святая София вновь станет христианс­кой, он вернется к алтарю, чтобы продолжить службу...

Громадные арки, подпирающие купол, заделаны прямой сте­ной с окнами в три ряда. В основании купола прорезаны сорок окон. Кроме того, в больших и малых нишах имеется еще по пять окон, поэтому днем внутренняя часть храма всегда хорошо осве­щена.

Именно в Св.Софии впервые применили мрамор различных цветов и оттенков. Некоторые узоры явились поводом для рож­дения всевозможных легенд. На одной из мраморных плит, спра­ва от амвона, есть рисунок, напоминающий кисть руки. В старых путеводителях говорится, что это отпечаток руки султана Мехмеда II, который в день взятия Константинополя въехал в храм вер­хом на лошади, по трупам павших христиан. Испугавшись, лошадь поднялась на дыбы, и, чтобы не упасть, султан вынужден был опе­реться на стену...

Пол собора набран из мрамора, порфира, яшмы и уложен с большим вкусом. Когда-то верхняя часть стен первого этажа и сте­ны галерей были покрыты мозаичными рисунками на религиоз­ные темы, а также портретами императоров и патриархов. После разгрома и разрушений, учиненных крестоносцами, внутреннее убранство храма так и не было восстановлено.

В 1204 году (четвертый поход крестоносцев) после 9-месячной осады они овладели Константинополем и вторично разграбили его. Многие ценнейшие памятники древнего искусства были уничто­жены. Великолепные бронзовые статуи, украшавшие дворцы и площади, были перелиты в монеты, только бронзовых коней, из­ваянных величайшим древнегреческим скульптором Лисиппом, успели вывезти в Венецию. Были вскрыты гробницы императоров, из церквей изъяты все ценности, алтарь Святой Софии — вели­чайший памятник искусства — был разрушен.

В XV веке Константинополь стал столицей Османской империи, и его переименовали в Инстанбул (Стамбул). Город начал быстро приобретать восточный облик, все стало приспосабливаться к турецкому укладу жизни. При этом каждый строил свой дом, где ему заблагорассудится. Улицы сужались, дома отгораживались от внешнего мира глухими заборами, балконы затеняли и без того темные уличные проходы.

Турки, переделы­вая собор в мечеть, также изрядно попортили Святую Софию, мно­гие мозаики и фрески уничтожены, часть из них была замазана из­вестью. В 1935 году по распоряжению президента Турции Кемаля Ататюрка собор св. София был превращен в музей. Реставраторы вскры­ли часть мозаик. Над дверями при входе в храм хорошо сохрани­лась мозаика с тремя фигурами — Мария с младенцем Христом, справа от нее Константин Великий с макетом города Константи­нополя, слева — Юстиниан держит макет Св. Софии. Но вообще мозаичных картин сохранилось очень мало.

Как утверждают исторические источники, до разгрома кресто­носцами алтарь был из чистого золота, расписан эмалью и укра­шен драгоценными камнями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: