Монополия и конкуренция

Конкуренция (от лат. concurere — сталкиваюсь), — одна из движущих сил развития экономической системы. Как экономическая категория — это борьба между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта -товаров и услуг, за присвоение наибольших прибылей.

Конкуренция — объективный экономический закон развитого товарного производства, выражающий внутренне необходимые, устойчивые и существенные связи между обособленными товаропроизводителями, с одной стороны, и потребителями их продукции — с другой, вследствие чего предприниматели вынуждены снижать затраты производства, улучшать качество товаров и услуг и т. п. Его действие для товаропроизводителей является внешней принудительной силой повышения производительности труда на своих предприятиях, расширения масштабов производства, ускорения НТП, внедрения новых форм организации производства и систем заработной платы.

Не случайно И. Шумпетер определял конкуренцию как соперничество старого с новым, что представляет одну из форм развития противоречия как категории диалектики.

Закон конкуренции и каждая из форм его движения пронизаны внутренними противоречиями, которые, в свою очередь, являются источником экономического прогресса. К наиболее важным из них относятся противоречия между: 1) мелкими и средними предприятиями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции; 2) крупными компаниями, которые ставят перед собой аналогичные цели; 3) предприятиями монополизированного и немонополизированного секторов экономики с присущими им потребностями и интересами; 4) предприятиями монополизированного и государственного секторов экономики; 5) предприятиями-производителями и предприятиями-потребителями; 6) предложением производителей и спросом потребителей; 7) предприятиями-потребителями; 8) разными категориями и слоями населения и внутри них за возможность приобрести товары и услуги высокого качества по минимальным ценам.

В начале XVI — конце XIX в. между собственниками небольших предприятий, которые производили товары на неизвестный рынок, господствовала свободная конкуренция во внутриотраслевой и межотраслевой формах. Свободная конкуренция обусловила развитие концентрации и централизации производства и капитала и на определенном этапе (последняя треть XIX в.) привела к возникновению монополий.

На современном этапе конкуренция возникает, прежде всего, между гигантскими объединениями и внутри них, а также между предприятиями немонополизированного сектора экономики и разных форм собственности. Отраслями, в которых доминирует чисто монополистическая конкуренция, являются производство бытовой техники и электроники, верхней одежды и др. Олигополистическая конкуренция господствует в автомобильной и ряде других отраслей. Ее особенность заключается в том, что центр борьбы все больше перемещается из сферы обращения в сферу производства, с отраслевого на межотраслевой, с национального на интернациональный уровни.

На первый взгляд может показаться, что конкуренция и монополия совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополизация способна в конечном счете устранить свободную конкуренцию, а последняя, в свою очередь, подрывает чье - либо господство на рынке.

Между тем монополия находится в весьма сложной и противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого - то продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество - стремление других бизнесменов получать тот же выигрыш. С другой стороны, внутренняя логика рыночного состязания ведет к монополии. Если какой - то предприниматель стремится победить своих соперников, то он, добившись такой цели, начинает господствовать на рынке. Одним словам, монополия порождает конкуренцию, а конкуренция монополию.

В современных условиях крупные капиталистические объединения не уничтожили конкуренцию, а сосуществуют вместе с ней. Это обостряет и углубляет общее соперничество. Противоречивая связь “конкуренция - монополия” напоминает спортивную борьбу, известную под названием “перетягивание каната”, в которой меряются силами противостоящие друг другу группы людей. Имеется значительное число предприятий, которые не входят в монополистические объединения и ведут тяжелое противоборство сними. В каждой стране монополии встречаются в числе конкурентов иностранные компании, проникающие на внутренний рынок. Стало быть, за небольшим исключением монополизация не приводит к сосредоточению всего производства и сбыта какого - либо товара в руках единственной фирмы.

В развитых капиталистических и развивающихся странах, достигших значительного индустриального уровня, имеет место внутриотраслевая конкуренция прежде всего между монополиями, производящие инородные продукты. В такую борьбу ввязываются сильные иностранные соперники. Конкуренция ведется и внутри каждой монополии, особенно при распределении прибыли. Особым “фронтом” столкновения является соперничество монополии и немонополизированных предприятиями

Высокие цены, по которым в отрасли сбывается основная масса выпущенной монополиями продукции, позволяют и немонополизированным предприятиям часто реализовывать свои изделия по столь выгодным ценам. В итоге как соперничество между монополиями, так и конкуренция между последними и немонополизированными предприятиями ведут к некоторому снижению цен.

Список используемой литературы

1. Основы рыночной экономики. Книга 1-М, 1991 г.

2. Современная экономика. Общедоступный курс. Ростов - на - Дону, 1997 г

3. Жолан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика.; Под общ. ред, Б, Лисовика и В, Лукашевича,, 1997 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: