Роль государства в современной экономике

Таблица 2.6 Динамика расходов Федерального бюджета 2010- 2012 г.г.

  2010 год, млрд. руб Доля, % 2011 год, млрд. руб. Доля, % ,% Абсолютный прирост 2012 год проект Доля, % Абсолютный прирост
Общегосударственные вопросы 800,2 7,82 847,9 7,57 -0,25 47,7 832,9 6,58 -0,99 -15
Национальная оборона 1 276,8 12,48 1 521,9 13,58 1,1 245,1 1 853,3 14,64 1,06 331,4
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1 109,1 10,84 1 245,5 11,12 0,28 136,4 1 822,0 14,4 3,28 576,5
Национальная экономика 1 600,3 15,64 1 926,9 17,2 1,56 326,6 1 797,2 14,2 -3 -129,7
Жилищно-коммунальное хозяйство 223,2 2,18 274,3 2,45 0,27 51,1 136,0 1,07 -1,38 -138,3
Охрана окружающей среды 13,3 0,13 17,7 0,16 0,03 4,4 21,7 0,17 0,01  
Образование 444,0 4,31 551,9 4,93 0,62 107,9 603,5 4,76 -0,17 51,6
Культура, кинематография 74,6 0,73 85,8 0,77 0,04 11,2 86,2 0,68 -0,09 0,4
Здравоохранение 430,1 4,21 470,1 4,2 -0,01   551,1 4,35 0,15  
Социальная политика 3 316,4 32,41 3 205,5 28,61 -3,8 -110,9 3 895,9 30,78 2,17 690,4
Физическая культура и спорт 34,0 0,33 43,2 0,39 0,06 9,2 40,8 0,32 -0,07 -2,4
Средства массовой информации 54,8 0,54 61,3 0,55 0,01 6,5 73,5 0,58 0,03 12,2
Обслуживание государственного и муниципального долга 280,3 2,75 266,6 2,38 -0,37 -13,7 388,4 3,09 0,71 121,8
Межбюджетные трансферты общего характера 575,6 5,63 602,7 5,38 -0,25 27,1 553,9 4,38 -1 -48,8
ВСЕГО 10 232,8   11 211,3     978,5 12 656,4     1 445,1

Расходы на общегосударственные вопросы возросли с 800, 2 млрд. рублей в 2010 г. до 832,9 млрд.руб. в 2012 г. то есть на 32,7млрд. При этом расходы в 2012 году по сравнению с 2011 снизились на 15 млрд. руб. Доля расходов на общегосударственные вопросы снизилась на 1,24%.

Расходы на национальную оборону в 2010 г. составят 1 276,8 млрд.руб., 2011 г. – 1 521,9 млрд. руб., 20102г.- 1 853,3 млрд. руб. Всего за 2 года ассигнования увеличились на 576,5 млрд. руб. Доля расходов на национальную оборону увеличилась в 2010 году на 1,1%, а в 2012 году на 1,06%.

Расходы на национальную безопасность в 2010 году составили 1 109,1 млрд. руб. в 2011 году увеличились на 136, млрд. руб. и составили 1 245,5 млрд. руб., а в 2012 г. расходы на национальную безопасность составили 1 822,0 млрд. руб.

Доля расходов на национальную экономику тоже возросла с 10,84% в 2010 году до 14,4% в 2012 году.

Национальная экономика в 2012 году получит 1 797,2 млрд. руб., что на 129,7 млрд. руб. меньше чем в 2011 году, и на 196,9 млрд. руб. больше, чем в 2010 года. Доля данных расходов в федеральном бюджете в 2012 году уменьшится на 1,44% по сравнению с 2010 годом. Снижение объема расходов федерального бюджета на национальную экономику в 2012 году обусловлено, в основном, сокращением отдельных направлений субсидирования экономики, завершением ряда федеральных целевых программ и объектов капитального строительства.

Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство в 2010 г. составили - 223,2 млрд. руб., в 2011 г. увеличились на 51,1 млрд. руб. и составили 274,3 млрд. руб., а в 2012 г. уменьшатся на 138,3 млрд. руб. и составят 136,0 млрд. руб. Доля расходов на ЖКЖ в 2012 г. уменьшилась на 1,11% по сравнению с 2010 годом. Снижение объема расходов на жилищно-коммунальное хозяйство обусловлено завершением отдельных мероприятий, в том числе обеспечение военнослужащих служебным и постоянным жильем, ряда федеральных целевых программ, единовременностью субсидии государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. [5]

Расходы на образование в 2012 г. по сравнению с 2010 г возросли на 0,45%.

Расходы на культуру в 2010 г. составили – 74,6 млрд. руб., в 2011 г. расходы возросли на 11,2 млрд. руб. и составили 85,8 млрд. руб., в 2012 г. расходы увеличились на 0,4 млрд. руб. и составили 86,2 млрд. руб. Доля расходов на культуру значительно не изменялась: 2010 г. – 0,73%; 2011 г. – 0,77%; в 2012 г. – 0,68%.

На здравоохранение в 2012 г. выделяется 603,5 млрд. рублей, т.е. увеличится на 121 млрд. руб. Доля расходов на здравоохранение в 2012 году увеличилась на 0,14% по сравнению с 2010 годом.

Расходы по статье социальная политика уменьшаются в 2011 году на 110,9 млрд. руб., а в 2012 году возрастут на 690,4 млрд. руб. и составят 3 895,9 млрд. рублей. Рост расходов данной статьи осуществляется за счет мер по обеспечению сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Расходы на физкультуру и спорт в 2010 г. составят 34,0 млрд. руб., в 2011 году 43,2 млрд. руб., в 2012 году – 40,8 млрд. руб.

Доля расходов на средства массовой информации значительно не изменяется.

Расходы на обслуживание государственного долга в 2012 г. увеличились на 108,1 млрд. руб. по сравнению с 2010 годом.

Межбюджетные трансферты общего характера в 2011 году возросли на 27,1 млрд. руб., а в 2012 году снизились на 48,8 млрд. руб. и составили 553,9 млрд. руб.

Из вышеперечисленного следует, что наибольшую часть расходов составляют расходы социальную политику (30,78%), национальную оборону (14,64%), национальную безопасность и правоохранительную деятельность(14,4%) и национальную экономику (14,2%).

Исходя из представленных данных можно сделать вывод о том, что расходы бюджета - 2012 г. незначительно отличаются от расходов - 2010 г. При этом в структуре бюджета – 2012 г. значительно выросла доля расходов на национальную оборону (+2,16%) и национальную безопасность (+3,56%). В 2014 г.(по сравнению с 2010 уменьшилась) доля расходов в области общегосударственных вопросов (-1,74%), национальной экономике (-1,44), ЖКХ (-1,11%), межбюджетных трансфертов (-1,25%) и социальной политики (-1,63%).

Рассмотрим долю доходов в % относительно ВВП на период 2011 – 2014 гг.


Таблица 2.7. Расходы федерального бюджета по разделам классификации расходов в % к ВВП.

Наименование 2010 год 2011 год 2012 год
  Руб. % к ВВП Руб. % к ВВП Руб. % к ВВП
Общегосударственные вопросы 800,2 1,78 847,9 1,59 832,9 1,42
Национальная оборона 1 276,8 2,84 1 521,9 2,85 1 853,3 3,16
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1 109,1 2,46 1 245,5 2,34 1 822,0 3,10
Национальная экономика 1 600,3 3,56 1 926,9 3,61 1 797,2 3,06
Жилищно-коммунальное хозяйство 223,2 0,5 274,3 0,51 136,0 0,23
Охрана окружающей среды 13,3 0,03 17,7 0,03 21,7 0,04
Образование 444,0 0,99 551,9 1,03 603,5 1,03
Культура, кинематография 74,6 0,17 85,8 0,16 86,2 0,15
Здравоохранение 430,1 0,96 470,1 0,88 551,1 0,94
Социальная политика 3 316,4 7,38 3 205,5 6,01 3 895,9 6,58
Физическая культура и спорт 34,0 0,08 43,2 0,08 40,8 0,07
Средства массовой информации 54,8 0,12 61,3 0,11 73,5 0,13
Обслуживание государственного и муниципального долга 280,3 0,62 350,7 0,66 388,4 0,66
Межбюджетные трансферты общего характера 575,6 1,28 602,7 1,13 553,9 0,94
ВСЕГО 10 232,8 22,77 11 019,4 20,66 12 656,4 21,57

Из таблицы видно, что к 2012 году (по сравнению с 2010 г.) увеличится доля расходов в % к ВВП в области национальной обороны (0,32%) и национальной безопасности (0,63%). Незначительно увеличилась доля расходов в области охраны окружающей среды (0,007%), образовании (0,004%), СМИ (0,003%) и обслуживании государственного долга (0,04%).

К 2012 г. так же ожидается снижение доли расходов в % к ВВП в области общегосударственных вопросов (-0,36), национальной экономике (-0,5%), ЖКЖ (-0,26%), социальной политике (-0,8%) и межбюджетных трансфертов (-0,34%). Так же незначительно уменьшится доля расходов на культуру и кинематографию (-0,019%), здравоохранение (-0,012%), физкультуру и спорт (-0,006%).

2.2. Проблемы функционирования бюджета государства

Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, государство влияет на перераспределение национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы рентабельных отраслей перераспределяются в отраслях с низкой рентабельностью. Финансируя за счет бюджетного фонда содержание учреждений и организаций социальной сферы, государство обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Через бюджет перераспределяются доходы между федеральным уровнем и административными территориями

Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. По целям расходы государства могут быть разделены на расходы:

- на политические цели:

1) расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности, т.е. содержание армии, полиции, судов и т.п.;

2) расходы на содержание аппарата управления государством

- на экономические цели:

1) расходы на содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики,

2) расходы на помощь (субсидирование) частному сектору экономики

- на социальные цели:

1) расходы на социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий); 2) расходы на образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды[4.стр. 93]

С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на:

- государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);

- трансферты (их стоимость не включается в ВВП);

-выплаты процентов по государственным облигациям (обслуживание государственного долга).

Основными источниками доходов государства являются:

- налоги (включая взносы на социальное страхование);

- прибыль государственных предприятий;

- сеньораж (доход от эмиссии денег);

- доходы от приватизации.

Виды состояний государственного бюджета:

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета. Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

1) когда доходы бюджета превышают расходы, сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета;

2) когда доходы равны расходам, сальдо бюджета равно нулю, т.е. бюджет сбалансирован;

3) когда доходы бюджета меньше, чем расходы, сальдо бюджета отрицательное, т.е. имеет место дефицит государственного бюджета.

На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное. При спаде доходы бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если наблюдался он) сокращается. При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.

Идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие расходов доходами. Превышение доходов бюджета над его расходами называется профицитом бюджета. Согласно бюджетному законодательству бюджеты всех уровней должны составляться без профицита. Если в процессе составления или рассмотрения бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами, до утверждения бюджета следует осуществить сокращение профицита в следующей последовательности:

сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности;

сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов (для федерального бюджета);

предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

увеличить расходы бюджета, в том числе за счёт передачи части доходов бюджетам других уровней.

Если эти меры по каким-то причинам осуществлять нецелесообразно, следует сократить налоговые доходы бюджета путём внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство. [11.стр. 269]

Если профицит бюджета обнаружится в процессе исполнения бюджета, то и здесь его наличие не может быть оценено однозначно положительно. Профицит бюджета, возникающий в результате более экономного и эффективного использования бюджетных средств при 100%-ном финансировании предусмотренных по бюджету расходов, — явление положительное. Однако, если более высокие доходы бюджета были получены лишь в результате выгодно сложившейся экономической конъюнктуры, явились следствием экономии, бума или недофинансирования расходов и тому подобное, то положительно оценивать профицит бюджета нет оснований. Но какой бы ни была причина образования профицита бюджета, необходимо принять меры к сохранению бюджетных средств, не предназначенных для расходования в рамках утвержденного бюджета. Как правило, средства, полученные при профиците бюджета, направляются на пополнение резервов, на дополнительное погашение долговых обязательств, на покрытие расходов, предусматриваемых в бюджете на очередной финансовый год.

Наиболее сложная ситуация и наиболее часто встречающаяся в экономической практике – дефицит бюджета, т.е. превышении расходов бюджета над его доходами. Дефицит рассматривается как временный, если имеются перспективы его преодоления и он не составляет более 3% ВВП. Если бюджетный дефицит составляет до 10% суммы доходов – это допустимый дефицит, но если он более 20% суммы доходов – это критический дефицит.

Дефицит государственного бюджета и его виды:

Различают структурный, циклический и фактический бюджетный дефицит. Структурный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости ресурсов при существующей системе налогообложения;

Циклический дефицит – это разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом:

Фактический дефицит – это отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами правительства

Во время спада фактический дефицит больше структурного, поскольку к структурному дефициту добавляется циклический. В период подъема фактический дефицит меньше структурного на абсолютную величину циклического дефицита.

Структурный дефицит является следствием стимулирующей дискреционной фискальной политики, а циклический дефицит – это результат автоматической фискальной политики, следствие действия встроенных стабилизаторов.

Выделяют также текущий дефицит бюджета и первичный дефицит. Текущий бюджетный дефицит представляет собой общий дефицит государственного бюджета. Первичный дефицит – это разница между общим (текущим) дефицитом и суммой выплат по обслуживанию государственного долга. [8.стр. 149]

2.3. Концепции государственного бюджета

Отношение к дефициту государственного бюджета, как правило, отрицательное. Наиболее популярной выступает идея сбалансированного бюджета. Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции:

1) идея ежегодно сбалансированного бюджета;

2) идея бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе);

3) идея сбалансированности не бюджета, а экономики.

Концепция ежегодного сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведет к уменьшению совокупного спроса, и, следовательно, объема производства, то эта мера приведет к еще более глубокому спаду.

И, наоборот, если в экономике бум, т.е. максимальные налоговые поступления, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами государство должно увеличить государственные расходы, провоцируя еще больший перегрев экономики и, следовательно, еще более высокую инфляцию. Таким образом, теоретическая несостоятельность такого подхода к регулированию бюджета достаточно очевидна.

Концепция государственного бюджета, балансируемого на циклической основе заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума (наиболее высокой деловой активности), когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, имеющего место в период рецессии (минимальной деловой активности), когда резко сокращаются доходы бюджета. Эта концепция также имеет существенный недостаток. Дело в том, что фазы бума и рецессии различаются по продолжительности и глубине, поэтому суммы бюджетного излишка, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, как правило, не совпадают, поэтому сбалансированный бюджет обеспечить не удается.

Наибольшее распространение получила концепция, согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 70-х годов. Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла.

Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличивать свои расходы (государственные закупки и трансферты) и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса. И, наоборот, если в экономике бум (перегрев), то государство должно сокращать расходы и увеличивать налоги (доходы), что сдерживает деловую активность и «остужает» экономику, ведет к ее стабилизации. Состояние государственного бюджета при этом значения не имеет. Поскольку теория Кейнса была направлена на разработку рецептов борьбы с рецессией, со спадом в экономике, что предлагалось осуществлять, используя, в первую очередь, инструменты бюджетного регулирования (увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета и снижение налогов, т.е. доходов бюджета), то эта теория основана на идее «дефицитного финансирования».

В результате использования в большинстве развитых стран в 50-е - 60-е годы кейнсианских рецептов регулирования экономики проблема хронического дефицита государственного бюджета к середине 70-х годов стала одной из основных макроэкономических проблем, что послужило одной из причин усиления инфляционных процессов.

2.4. Государственный долг, его виды и последствия

Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов, скорректированную на величину бюджетных излишков (если таковые имели место). Государственный долг, таким образом, это показатель запаса, поскольку рассчитывается на определенный момент времени в отличие от дефицита государственного бюджета, являющегося показателем потока, поскольку рассчитывается за определенный период времени (за год).

Различают два вида государственного долга:

1) внутренний,

2) внешний.

По абсолютной величине государственного долга невозможно определить его бремя для экономики. Для этого используется показатель отношения величины государственного долга к величине национального дохода или ВВП. Если темпы роста долга меньше, чем темпы роста ВВП (экономики), то долг не страшен. При низких темпах экономического роста государственный долг превращается в серьезную макроэкономическую проблему.

Опасность большого государственного долга связана не с тем, что правительство может обанкротиться. Подобное невозможно, поскольку, как правило, правительство не погашает долг, а рефинансирует, т.е. строит финансовую пирамиду, выпуская новые государственные займы и делая новые долги для погашения старых.

Кроме того, правительство для финансирования своих расходов может повысить налоги или выпустить в обращение дополнительные деньги.

Серьезные проблемы и негативные последствия большого государственного долга, заключаются в следующем:

- Снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;

- Перераспределяется доход от частного сектора к государственному;

- Усиливается неравенство в доходах;

Рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны;

Необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов

- Создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде

- Возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния

- Выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж

- Может появиться угроза долгового и валютного кризиса


3. Совершенствование бюджетных отношений в РФ

3.1. Эффективность расходов государственного бюджета

Основным направлениям в бюджетной политике на 2014-2016 год обозначено поддержание экономического роста.

Бюджет на следующую трёхлетку будет формироваться в условиях снижения основных параметров социально-экономического развития Российской Федерации. В результате понижения прогноза по социально-экономическому развитию снижаются и параметры бюджета по доходам, утвержденным на 2013-2015 годы.

Поэтому в условиях понижения прогноза по доходам на следующие годы и в условиях сохранения того объёма расходов, которые содержатся в бюджете 2013-2015 годов, необходимо задействовать все возможные ресурсы для того, чтобы выполнить те задачи, которые ставятся перед Правительством Российской Федерации.

В первую очередь необходимо задействовать возможности по дополнительному привлечению доходов в бюджеты всех уровней бюджетной системы. Подготовлен план по мобилизации таких доходов, которые учитывают меры по повышению собираемости доходов, а также меры, которые должны быть реализованы во исполнение проекта закона (который сегодня находится в Думе) по повышению сбора налогов и по борьбе с уклонением от уплаты налогов.

Второе мероприятие - это повышение отдачи от имеющихся активов государства. Необходимо пересмотреть и максимально реализовывать планы по приватизации имущества, должны получать ресурсы в максимальной степени от дивидендов наших предприятий, в которые вложены государственные средства. Следует пересмотреть тот перечень налоговых льгот, которые неэффективны и которые могут быть сегодня отменены без ущерба для решения основной задачи - экономического роста. Эти все меры должны дать дополнительные ресурсы для формирования бюджетов всех уровней.

С точки зрения расходов нужно реализовать меры по изысканию дополнительных ресурсов. В первую очередь, за счёт снижения зависимости Пенсионного фонда от трансфертов из федерального бюджета.

Необходимо использовать дополнительные средства, получаемые от оптимизации расходов в тех отраслях, где уже начали реализовываться указы. А одной из задач реализации указов являлось не только повышение заработной платы, направление ресурсов в те или иные отрасли, но и повышение отдачи, повышение эффективности экономии бюджетных средств. Поэтому, в 2014-м, в 2015-м, в 2016-м годах,уже должен быть эффект от реализации реформ в этих отраслях, и дополнительные ресурсы, высвобождаемые в связи с этим, должны направляться, возможно, и в те же отрасли на новые задачи.

Следующее направление повышения эффективности расходов - это задействование средств пенсионных накоплений и Фонда национального благосостояния в рамках реализации инвестиционных проектов, то есть реализация в полной мере принципов государственно-частного партнёрства при финансировании инвестиций, государственных инвестиций.

Это тоже даст возможность перенаправить высвобождаемые средства, которые зачастую финансировались непосредственно только из бюджета (речь идёт об инвестициях) на другие первоочередные проекты. Такая работа в Правительстве уже проводится.

Из крупных задач на предстоящую трёхлетку предстоит решить три наиболее крупные - это реализация новой федерально-целевой программы по социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Забайкалья, это новые задачи по строительству высокоскоростной магистрали Москва-Казань, а также мероприятия по подготовке к чемпионату мира по футболу в 2018 году. Эти задачи требуют дополнительных крупных вложений, и здесь необходимо определиться с поиском оптимального соотношения между бюджетным финансированием и привлечением внебюджетных источников.

Подготовленный проект бюджета составлен с учётом долгосрочной бюджетной стратегии до 2030 года. Сделанный прогноз бюджетной стратегии говорит о том, что наибольшее напряжение со сбалансированностью бюджета, будет осуществляться с 2016 года и далее. Поэтому сегодня при подготовке нового бюджета на трёхлетний цикл уже необходимо готовиться к непростому периоду балансировки бюджета, который начнётся с 2016 года. И сегодня уже необходимо проводить мероприятия по расчистке непервоочередных обязательств, перенаправлению ресурсов в те расходы, в те обязательства государства, которые определены в указах Президента и в решениях Правительства Российской Федерации.

Эти задачи Правительство Российской Федерации планирует реализовать при подготовке бюджета на очередной бюджетный цикл 2014-2016 годов, и все те приоритеты, которые определены в Бюджетном послании, будут реализованы в очередном бюджете на 2014-2016 годы.

Проект федерального бюджета на 2014 г. и плановый период 2015-2016 гг. уже внесен правительством России в Госдуму. Согласно документу, дефицит бюджета России в 2014 г. составит 391,4 млрд руб. (0,5% ВВП), доходы — 13,569 трлн руб., расходы — 13,96 трлн руб. В 2015 г. дефицит составит 817 млрд руб., или 1% ВВП, доходы — 14,545 трлн руб., расходы — 15,362 трлн руб. В 2016 г. дефицит снизится до 485,8 млрд руб., или 0,6% ВВП, доходы составят 15,906 трлн руб., расходы — 16,392 трлн руб.

В проекте бюджета доходы от приватизации в 2014 г. составят 196,8 млрд руб., в 2015 г. — 158,5 млрд руб., в 2016 г. — 99,9 млрд руб.

Госдолг России будет постепенно увеличиваться: по итогам 2013 г. он составит 12% ВВП, по итогам 2014 г. — 13,1% ВВП, по итогам 2015 г. — 14% ВВП. На конец 2016 г. госдолг вырастет до 14,3% ВВП.

Проект бюджета сформирован исходя из рассчитанной по бюджетным правилам среднегодовой цены на нефть: $93 за барр. — в 2014 г., $95 — в 2015-2016 гг. Среднегодовая инфляция в 2014 г. запланирована на уровне 5%, в 2015-2016 гг. — 4,5

При формировании бюджета было принято решение не индексировать зарплаты госслужащим и военным в 2014 г., на 5% сократить расходы по всем статьям и распределить полученные средства на статьи, связанные с выполнением социальных обязательств. Также предлагается сократить субсидии бюджетным и автономным учреждениям на 2%.

Эффективность расходов государственного бюджета характеризует качество и эффективность государственного управления и является одним из ключевых условий обеспечения социального благополучия, экономического развития государства.

Уровень эффективности многих бюджетных расходов в нашей стране остается низким. Необходимо принять целенаправленные меры по повышению эффективности государственных расходов, чтобы сокращение расходов не затормозило развитие экономики и не отразилось на объеме и качестве получаемых гражданами бюджетных услуг.

Основными критериями эффективности бюджетных расходов являются:

1) сведение к минимуму низкоэффективных расходов бюджета, в первую очередь тех, которые не в полной мере обеспечены бюджетными обязательствами, а значит, эффективность их отдачи будет незначительна;

2) оптимизация бюджетной сети без сокращения социальных обязательств государств позволит снизить издержки на производство социальных услуг;

3) уменьшение числа целевых программ и выплат в пользу перераспределения бюджетных ресурсов по направлениям наибольшей социальной и региональной значимости.

4) строгое применение всеми бюджетными учреждениями механизма конкурсного отбора поставщиков товаров и услуг при государственных закупках и заказах. Непременным условием принятия бюджетных обязательств получателями бюджетных средств должно являться проведение конкурсных торгов, размещение госзаказа в соответствии с федеральным и региональным законодательством, по итогам которых будут определяться поставщики продуктов и услуг. В основу процесса государственных закупок должны быть положены принципы прозрачности, целесообразности и эффективности;

5) максимальный контроль и прозрачность процедур продажи государственной собственности и сдачи ее в аренду;

6) анализ представленных получателями бюджетных средств смет расходов на очередной финансовый год в целях выявления завышенных статей расходов и своевременное их перераспределение по иным получателям;

7) оперативный анализ исполнения бюджета в рамках месячных лимитов в целях определения недофинансированных отраслей и определения действительной потребности в бюджетных ресурсах. [10.стр. 203]

Кроме того, необходимо разработать систему показателей эффективности для каждого направления бюджетных расходов – образование, здравоохранение, сельское хозяйство и т. д. Это предполагает выбор метода оценки эффективности расходования бюджетных средств, предусмотрение соответствующих критериев и нормативов. В качестве примера можно рассмотреть отрасль здравоохранения, где такими показателями могут выступать:

– продолжительность жизни;

– количество излечившихся от общего числа больных;

– процент больных, чей прогноз из разряда неблагоприятных был изменен в положительную сторону;

– процент больных, умерших в результате врачебной ошибки либо позднего диагностирования заболевания;

– общий показатель смертности, в том числе и детской;

– число заболеваний, возникших в результате несвоевременной профилактической работы органов здравоохранения;

– число онкологических заболеваний в регионе.

Для отрасли образования показателями могут являться:

– число поступивших в вузы и сузы;

– успеваемость учащихся;

– степень востребованности специалистов.

Необходимо четко определить приоритеты и цели использования бюджетных средств, проведя подробную и внимательную инвентаризацию бюджетных расходов в целях исключения необязательных в текущей ситуации затрат. При принятии решений о финансировании должен быть ясно определен ожидаемый эффект и установлены индикаторы, позволяющие отслеживать его достижение.

Целесообразно в максимальной степени реализовать программно-целевой принцип планирования и исполнения бюджета. Основную часть бюджета должны составлять долгосрочные государственные программы (прежде всего программы развития инфраструктуры), федеральные и ведомственные целевые программы, приоритетные национальные проекты.

Контроль за целевым расходованием бюджетных средств должен сопровождаться содержательным анализом достигнутых результатов.

Программы повышения эффективности государственных расходов должны интегрироваться в процесс долгосрочного бюджетного планирования. Это позволит учитывать при распределении бюджетных ресурсов как приоритеты социально-экономического развития, так и потенциал решения важнейших задач с использованием меньшего объема бюджетных средств и поддержания тем самым бюджетной сбалансированности.

Ключевую роль в составлении и реализации программ по повышению эффективности бюджетных расходов будут играть непосредственно ведомства, отвечающие за государственную политику по тому или иному направлению.

Повышение эффективности расходов становится одной из важнейших задач, для решения которой недостаточно поиска резервов экономии, а требуются системные изменения бюджетных институтов, создание практических технологий принятия эффективных бюджетных решений.

3.2. Способы финансирования дефицита государственного бюджета

Дефицит государственного бюджета может быть профинансирован тремя способами:

1) за счет эмиссии денег;

2) за счет займа у населения своей страны (внутренний долг);

3) за счет займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг).

Первый способ называется эмиссионным или денежным способом, а второй и третий – долговым способом финансирования дефицита государственного бюджета. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из способов.

Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета. Этот способ заключается в том, что государство (Центральный банк) увеличивает денежную массу, т.е. выпускает в обращение дополнительные деньги, с помощью которых покрывает превышение своих расходов над доходами.

Достоинства эмиссионного способа финансирования:

Рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает на денежном рынке снижение ставки процента (удешевление цены кредита), что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска. Эта мера, таким образом, оказывает стимулирующее воздействие на экономику и может служит средством выхода из состояния рецессии.

Это мера, которую можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, либо когда Центральный банк проводит операции на открытом рынке и покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги (такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме), либо за счет прямой эмиссии денег (на любую необходимую сумму).

Недостатки:

Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что в долгосрочном периоде увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.

Этот метод может оказать дестабилизирующее воздействие на экономику в период перегрева. Снижение ставки процента в результате роста денежной массы стимулирует увеличение совокупных расходов (прежде всего инвестиционных) и ведет к еще большему росту деловой активности, увеличивая инфляционный разрыв и ускоряя инфляцию.

Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга. Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

Достоинства этого способа финансирования:

Он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется, т.е. это неинфляционный способ финансирования.

Это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажа) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать – это «почти-деньги»), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием) и достаточно доходны (по ним платится процент).

Недостатки:

По долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать государственные облигации, если они не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по государственным облигациям называется «обслуживанием государственного долга». Чем больше государственный долг (т.е. чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит.

Парадоксально, но этот способ в долгосрочном периоде не является неинфляционным. Два американских экономиста Томас Саржент (лауреат Нобелевской премии) и Нейл Уоллес доказали, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета в долгосрочном периоде может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической литературе название «теоремы Саржента-Уоллеса». Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа (выпуска государственных облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду (рефинансирует долг), т.е. расплачивается с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по долгу. Если государство будет использовать только этот метод финансирования дефицита государственного бюджета, то может наступить момент в будущем, когда дефицит будет столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных облигаций и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом будет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это может привести к всплеску инфляции и даже обусловить высокую инфляцию.

Как показали Сарджент и Уоллес, чтобы избежать высокой инфляции, разумнее не отказываться от эмиссионного способа финансирования, а использовать его в сочетании с долговым.

Существенным недостатком долгового способа финансирования является «эффект вытеснения» частных инвестиций. Мы уже рассмотрели его механизм при анализе недостатков фискальной политики с точки зрения воздействия на экономику увеличения расходов бюджета (государственных закупок и трансфертов) и сокращения доходов бюджета (налогов), что порождает дефицит бюджета. Теперь рассмотрим экономический смысл «эффекта вытеснения» с точки зрения финансирования этого дефицита. Этот эффект заключается в том, что увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг (что обеспечивает финансирование дефицита государственного бюджета, т.е. идет на непроизводственные цели), а не на покупку ценных бумаг частных фирм (что обеспечивает расширение производства и экономический рост). Это сокращает финансовые ресурсы частных фирм и, следовательно, инвестиции. В результате объем производства сокращается.

Экономический механизм «эффекта вытеснения» следующий: увеличение количества государственных облигаций ведет к росту предложения облигаций на рынке ценных бумаг. Рост предложения облигаций приводит к снижению их рыночной цены, а цена облигации находится в обратной зависимости со ставкой процента, следовательно, ставка процента растет. Рост ставки процента обусловливает сокращение частных инвестиций и сокращение объема выпуска.

Долговой способ финансирования дефицита государственного бюджета может привести к дефициту платежного баланса. При росте дефицита государственного бюджета должны либо увеличиваться сбережения, либо сокращаться инвестиции, либо увеличиваться дефицит торгового баланса. Механизм воздействия роста дефицита государственного бюджета на экономику и финансирования его за счет внутреннего долга уже рассматривался при анализе «эффекта вытеснения» частных инвестиций и выпуска в результате роста ставки процента. Однако наряду с внутренним вытеснением рост ставки процента ведет к вытеснению чистого экспорта, т.е. увеличивает дефицит торгового баланса.

Механизм внешнего вытеснения следующий: рост внутренней ставки процента по сравнению с мировой делает ценные бумаги данной страны более доходными, что увеличивает спрос на них со стороны иностранных инвесторов, это в свою очередь повышает спрос на национальную валюту данной страны и ведет к росту обменного курса национальной валюты, делая товары данной страны относительно более дорогими для иностранцев (иностранцы теперь должны обменять большее количество своей валюты, чтобы купить у данной страны то же количество товаров, что и раньше), а импортные товары становятся относительно более дешевыми для отечественных покупателей (которые теперь должны обменять меньшее количество национальной валюты, чтобы купить то же количество импортных товаров), что снижает экспорт и увеличивает импорт, вызывая сокращение чистого экспорта, т.е. обусловливает дефицит торгового баланса.

Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга. В этом случае дефицит бюджета финансируется за счет займов у других стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда – МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.). Т.е. это также вид долгового финансирования, но за счет внешнего заимствования.

Достоинства подобного метода:

- Возможность получения крупных сумм

- Неинфляционный характер

Недостатки:

- Необходимость возвращения долга и обслуживания долга (т.е. выплаты как самой суммы долга, так и процентов по долгу)

- Невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга

- Необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике

-При дефиците платежного баланса возможность истощения золотовалютных резервов страны

Итак, все три способа финансирования дефицита государственного бюджета имеют свои достоинства и недостатки. [2.стр. 99]


Заключение

Современное бюджетное устройство является важной частью государственного устройства России. Бюджетная система является частью бюджетного устройства. За время своего развития бюджетная система прошла много этапов изменения и развития. Увеличивались функции, возлагаемые на бюджетную систему. Это было связано с разными факторами, прежде всего с усложнением и изменением структуры устройства государства.

В настоящее время бюджетная система и как составная часть бюджет государства представляют собой сложные составные части управления и регулирования экономическими отношениями. При помощи бюджета происходит формирование государственных фондов, перераспределение ВВП, контроль над процессами в народном хозяйстве, стимуляция экономики.

Все принципы, свойства и правила, весь комплекс отношений бюджетной системы строго закреплены и регламентированы бюджетным законодательством. Бюджетное право является сложной системой нормативно-правовых актов, строгое соблюдение которых обеспечивает надёжное функционирование бюджетной системы.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть.

С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию – фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.

2. Дюбин В.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие для вузов, Петрозаводск, 2012 гг.

3. Перепанова Т.С., Балтахинова О.Р. Основы бюджетной системы и бюджетного учета: Учеб. пособие – Улан-Удэ, 2004.

4. Повышение эффективности бюджетных расходов: учеб. пособие / под общ. ред. А.А.Климова. М.: Издательство «Дело». 2009.

5. Приоритеты в оценке эффективности расходов бюджета при проведении внешнего контроля регионального бюджета. Е. В. Шипилова

6. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2013 год»

7. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанги. — М: Юрайт-М, 9

8. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАТА, 2-е изд. 2011

9. Финансы / Под ред. A.M. Ковалевой – М.: «Финансы и статистика», 4-е изд., переработанное и дополненное, 2010 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: