За каждый правильный ответ и верно выполненное задание дается 1 балл

4. Методика «Домик» (Практикум по возрастной и педагогической психологии (под ред.

И.В. Дубровиной. Москва.1998)

(развитие тонкой моторики руки, сенсомоторной координации, пространственного восприятия, произвольного внимания)

Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. Я прошу тебя нарисовать на этом листе точно такую же картинку, какую ты видишь на этом рисунке (перед ребенком кладется рисунок «домик»). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот образец. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай ни резинкой, ни пальцем. Надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

По ходу выполнения задания необходимо зафиксировать:

- какой рукой рисует ребенок;

- как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над образцом, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти;

- быстро или медленно проводит линии;

- отвлекается ли во время работы.

Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему предлагается проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, это также регистрируется в протоколе.

Интерпретация результатов выполнения производится следующим образом: за ошибки начисляются баллы:

- отсутствие детали рисунка (забор, основание домика, окно, крыша, штриховка крыши, труба, дым) = 4 балла

- увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера = 3 балла за каждую увеличенную деталь;

- неправильно изображенный элемент (колечки дыма, труба, крыша, штриховка, забор – правая и левая стороны, окно). Оценивается элемент в целом.= 2 балла.

Если часть элемента скопирована верно, то только 1 балл.

- неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (забор не на

общей с основанием домика линии, смещение трубы, окна и т.д.) = 1 балл;

- отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного

направления (перекос вертикальных и горизонтальных линий, заваливание забора) = 1 балл;

- разрывы между линиями в тех местах, где они соединены = 1 балл за

каждый разрыв. Если разрывы есть в штриховке, то за всю штриховку 1 балл;

- залезание линий одна за другую = 1 балл за каждое залезание, только

штриховка оценивается в целом;

- безошибочное копирование рисунка = 0 баллов.

0 баллов – хорошо развито произвольное внимание;

1-2 балла – среднее развитие произвольного внимания;

Более 4 баллов – слабое развитие произвольного внимания.

5. Методика «Повторение цифр» (Практикум по возрастной…)

1. Прямой счет

(определение объема кратковременной памяти)

Инструкция: «Сейчас я назову тебе несколько цифр, а ты, как только я закончу говорить, точно в таком же порядке их повтори. Хорошо? Ну, давай попробуем. Внимание!»

П р я м о й с ч е т

1 серия 2 серия

3-8-6 6-1-2

3-4-1-7 6-1-5-8

8-4-2-3-9 5-2-1-8-6

3-8-0-1-7-4 7-9-6-4-8-3

5-1-7-4-2-3-8 9-8-5-2-1-6-3

1-6-4-5-9-7-6-3 2-9-7-6-3-1-5-4

5-3-8-7-1-2-4-6-9 4-2-6-9-1-7-8-3-5

Предложить первый ряд цифр из первой серии. При правильном воспроизведении дать следующий ряд этой серии. При неправильном воспроизведении какого-либо ряда первой серии дать аналогичный по величине ряд второй серии. В случае правильного его воспроизведения вернуться к первой серии и предложить следующий по величине ряд. При неправильном воспроизведении двух одинаковых по величине рядов из первой и второй серии пробу прекратить.

Возрастные нормативы объема кратковременной памяти:

7 лет - 3-5 единиц;

8-9 лет - 3-6 единиц (среднее – 4);

10-11 лет - 4-7 единиц (среднее – 5);

12-14 лет - 5-9 единиц (среднее – 7).

2. Обратный счет

(проба на концентрацию внимания)

Инструкция: «Сейчас я скажу тебе несколько цифр, ты их тоже будешь повторять. Только начинать будешь с конца, говорить в обратном порядке. Вот смотри, я, например, говорю: «Один-два» (показать рукой на разные места стола), - а ты скажешь: «Два-один» (опять показать рукой на эти места стола, но в обратном порядке). Понятно? Давай попробуем. Внимание!»

О б р а т н ы й с ч е т

1 серия 2 серия

2-5 6-3

5-7-4 2-5-9

7-2-9-6 8-4-9-3

4-1-3-5-7 9-7-8-5-2

1-6-5-2-9-8 3-6-7-1-9-4

8-5-9-2-3-4-2 4-5-7-9-2-8-1

6-9-1-6-3-2-5-8 3-1-7-9-5-4-8-2

Порядок работы такой же. При неправильном воспроизведении двух одинаковых рядов пробу прекратить.

Возрастные нормативы объема внимания:

7 лет - 2-4 единицы

8-9 лет - 2-5 единиц (среднее – 3)

10-11 лет - 3-6 единиц (среднее – 4)

12-14 лет - 3-7 единиц (среднее – 5)

Проведение этой методики требует соблюдения некоторых правил:

1. Цифры произносить предельно четко с интервалом в 1 сек.

2. В период от окончания счета психологом до начала его воспроизведения учеником не должно быть никаких звуков.

3. Один и тот же ряд дважды не повторять.

4. Начинать с прямого счета. По его окончании перейти к счету в обратном порядке.

6. Методика «Повтори слова» (Матвеева л. и др. Практическая психология для родителей. М. 1997)

(изучение кратковременной слухоречевой памяти)

Инструкция: «Сейчас я назову тебе 10 слов. Постарайся их запомнить. Когда я скажу, повтори запомнившиеся слова в любом порядке. Понял задание? Внимание!»

Слова произносятся ровным голосом с интервалом 3-4 сек. После 10-секундного перерыва ребенка просят повторить запомнившиеся слова.

Набор слов для учащихся 1-х классов: мяч, соль, год, шум, мыло, рука, пол, слон, весна, сын.

Набор слов для учащихся 2-х классов: стол, конь, нос, вода, брат, ваза, окно, каша, часы, лето.

Набор слов для учащихся 3-х классов: волк, бочка, коньки, самовар, ноги, весло, загадка, прогулка, книга, трактор.

Набор слов для учащихся 4-х классов: лампа, яблоко, карандаш, гроза, обруч, машина, роща, парта, собака, сковорода.

Нормативы: высокий уровень – более 6 слов;

выше среднего - 5-6 слов;

средний уровень - 3-4 слова;

ниже среднего - 2 слова;

низкий уровень - 0-1 слово.

7.Методика «Нарисуй человека» -автор К. Маховер, на основе теста Ф. Гудинаф (Практическая психология в тестах. Сост. Р.Римская, С. Римский. – М. АСТ – ПРЕСС, 1997.)

(определение индивидуальных особенностей эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка)

Инструкция: «Нарисуй человека, какого хочешь». Если ребенок отказывается, надо постараться его убедить. На все уточняющие вопросы ребенка отвечать уклончиво, например: «Ты начни, а дальше легче будет…»

Порядок проведения. После того как рисунок завершен, необходимо спросить ребенка, все ли он нарисовал.

Заключительная беседа: - Кто этот человек?

- Что он делает в данный момент?

- Где живет?

- Есть ли у него друзья?

- Добрый он или злой?

Все ответы фиксируются в протоколе, а также вопросы, реплики во время рисования, стирания и дополнения рисунка.

Интерпретация. Строится на последовательном анализе следующей информации:

1) кто изображен;

2) пропорциональность фигуры и особенности изображения отдельных частей, расположение на листе;

3) декорирование и окраска;

4) наличие дополнительных аксессуаров;

5) качество линий (нажим, равномерность и пр.);

6) о чем говорил ребенок при беседе.

Символическое значение фигуры человека: та или иная часть тела человека имеет символическое значение, которое учитывается при интерпретации.

Голова символ интеллектуальной сферы, особенно лоб. Отсутствие лба обозначает, что ребенок сознательно игнорирует умственную сферу. Соотношение пропорций головы и туловища – это отношение между физическим и духовным в ребенке. Изображение на голове чего-либо, например шляпы, - символ защиты от воздействия внешнего мира.

Голова маленькая – переживание интеллектуальной неадекватности.

Голова большая – неосознанное подчеркивание значения мышления в деятельности человека.

Голова нечеткая – застенчивость, робость.

Шея контроль за своими проявлениями, степень их произвольности.

Длинная шея – любопытство.

Длинная тонкая шея – торможение, регрессия.

Толстая короткая шея – уступки своим слабостям и желаниям, выражение неподавленного импульса.

Туловище – представление ребенка о физическом облике человека.

Туловище угловатое или квадратное – мужественность.

Туловище ненормально маленькое – чувство унижения, малоценности.

Прорисован пупок – признак эгоцентризма (для маленького ребенка),

признак инфантильности или стремления уйти в себя (для ребенка старшего возраста).

Лицо – символ сферы общения.

Лицо подчеркнуто (детали лица хорошо прорисованы) – знак высокой заинтересованности ребенка в самом себе, своим внешним видом, отношениями с другими.

Лицо неясное, тусклое – боязливость, застенчивость.

Уши – открытость восприятия или настороженность к внешнему миру.

Уши слишком маленькие или отсутствуют – стремление не принимать никакой критики, заглушить ее.

Глаза большие, с прорисованными зрачками или без зрачков, с заштрихованными склерами – символ страха или тревоги.

Глаза маленькие - погруженность в себя.

Глаза выпученные – грубость, черствость.

Длинные ресницы – кокетливость, для девочек – признак половой идентификации.

Рот открыт – признак агрессии, часто вербальной.

Губы – символ сексуальной сферы.

Пухлые губы – женственность, для девочки –признак половой идентификации.

Зубы четко прорисованы – агрессивность.

Волосы сильно заштрихованы – тревога, связанная с мышлением или воображением.

Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову – ребенком управляют враждебные чувства.

Руки – символ активности и общения.

Руки расставлены в стороны – признак общительности.

Руки спрятаны, прижаты к телу, в карманах или за спиной – необщительность, замкнутость, неудовлетворенность своим положением, чувство вины.

Руки за спиной – нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями).

Руки очень короткие – отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности.

Руки шире у ладони или у плеча – импульсивность, слабый самоконтроль.

Руки, поднятые вверх – признак агрессии.

Отсутствие рук – пассивность, робость или интеллектуальная незрелость.

Пальцы отделены (обрублены) – вытесненная агрессия, замкнутость.

Большие пальцы или пальцы без ладоней – грубость, черствость, агрессия.

Пальцы растопырены – неудовлетворенность своим положением.

Длинные пальцы – скрытая агрессия.

Пальцев больше пяти – агрессивность, амбиции.

Пальцев меньше пяти – зависимость, бессилие.

Подчеркивание кулаков – признак агрессии.

Ноги – символ опоры, устойчивости, направленности на практическую ориентацию.

Ноги непропорционально длинные – потребность независимости, стремление к ней.

Ноги слишком короткие – чувство физической или психологической неловкости.

Ноги широко расставлены – откровенное пренебрежение, неподчинение, игнорирование или незащищенность.

Ступни не изображены – замкнутость, робость, неуверенность в себе.

Ступни непропорционально мелкие – скованность, зависимость.

Ступни нарисованы в профиль – признак устойчивости, уверенности в себе.

Многоплановые критерии

Пуговицы, бляшка ремня, карманы, бантики – зависимость, повышенное внимание к себе.

Не обрывающийся, подчеркнутый контур, обрамляющий фигуру – изоляция.

Контур неяркий, неясный – боязливость, робость.

Разрыв контура – сфера конфликтов.

Мало гнутых линий, много острых углов – агрессивность, плохая адаптация.

Закругленные линии – женственность.

Зубчатые, неровные линии – дерзость, враждебность.

Уверенные твердые линии – амбиции, рвение.

Линии неодинаковой яркости – напряжение.

Яркая линия – грубость.

Сильный нажим – энергичность, настойчивость или большая напряженность.

Неровный, неодинаковый нажим – импульсивность, нестабильность, тревога, незащищенность.

Изменчивый нажим – эмоциональная нестабильность, лабильные настроения.

Стирания – тревожность, опасливость.

Частые стирания – нерешительность, недовольство собой.

Большой рисунок – склонность к тщеславию, экспансивность.

Маленькие фигуры – тревожность, эмоциональная зависимость.

Рисунок у самого края листа – зависимость, неуверенность в себе.

Рисунок во весь лист – стремление к лидерству, эгоцентризм, компенсаторное превознесение себя в воображении.

Невротическое поведение и чувство неполноценности могут выражаться в том, что на рисунке будет изображена маленькая фигурка, часто – в нижней части листа, с крошечными ступнями. Этим выражаются чувство незащищенности, тревожность. Эти качества могут выражаться и в чрезмерной штриховке, в откровенном изображении гениталий, в сокрытии генитальной области, в спутанной сексуальной роли, в акцентировании внимания на руках или упущении рук или кистей, в изображении темных облаков и затемненного солнца.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: