Рисунок человека, в котором части рассеяны безотносительно друг другу – явное отклонение от нормы. Отказ создать целостный рисунок отмечается у детей с серьезными нарушениями и является показателем дезорганизации их личности.
Ограниченные, аскетичные, роботоподобные рисунки
Одинаковые, стереотипные фигуры рисуют эмоционально незрелые дети. Это нарушение может принимать разные формы. Наиболее типичная из них – низкая успеваемость в школе даже при объективно высоких способностях. Истоки проблемы, как правило, в напряженной ситуации в семье.
Темные облака и заштрихованное солнце
Хорошо приспособленные к среде дети могут осветить рисунок человеческой фигуры добавлением сияющего солнца. Обычно – в одном из верхних углов листа, в форме дуги или окружности. Исходящие из нее линии символически представляют лучи, а солнце при этом может иметь лицо и улыбаться.
Лишь иногда дети добавляют ливневые облака и заштриховывают солнце. И если это так, - возможно, ребенок чувствует себя несчастным.
|
|
8. Определение уровня школьной мотивации (специальная анкета Лускановой Н.Г.) – Р.В. Овчарова. Справочная книга школьного психолога. М. 1996.
Вопросы анкеты 0 1 3
1. Тебе нравится в школе или не очень? Не очень Не знаю Нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты Хочу Когда Иду с
всегда с радостью идешь в школу остаться как радостью
или тебе хочется остаться дома?
3. Если бы учитель сказал, что завтра Нет, остался Не знаю Пошел бы
в школу не обязательно приходить бы дома в школу
всем ученикам, ты бы пошел в
школу?
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют Нравится Зависит Нет, не
какие-нибудь уроки? от урока нравится
5. Ты хотел бы, чтобы не задавали Хотел бы Все равно Нет, не
домашних заданий? хотел бы
6. Ты хотел бы, чтобы в школе Хотел бы Не знаю Нет, не
остались только перемены? хотел бы
7. Ты часто рассказываешь Нет, не Не часто Да, часто
о школе родителям? рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был Хотел бы Не знаю Не хотел бы
менее строгий учитель?
9. У тебя в классе много друзей? Нет совсем Мало Много
10. Тебе нравятся твои одноклассники? Нет, не Не знаю Да, нравятся
нравятся
25-30 баллов - высокий уровень школьной адаптации;
20-24 балла - средний уровень школьной адаптации;
15-19 баллов - внешняя мотивация учебной деятельности;
10-14 баллов - низкая школьная мотивация;
ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Смоленская специальная (коррекционная) школа-интернат 8 вида
Психодиагностический минимум
Для учащихся 1 – 4 классов
Школы 8 вида
Составитель:
педагог-психолог Капора Т.А.