Диагностика компетентностей учащихся

В современной школе все чаще в качестве одного из основных результатов образования называют уровень сформированности компетентностей учащихся. Компетентностный подход в обучении способствует успешной адаптации школьников в социуме, решению ключевых проблем современной жизни, их профессиональному самоопределению. В изучении компетентностей учащихся поможет опыт педагогов брянской гимназии.

К основным идеям педагогики, ориентированной на компетентность учащегося как результат обучения, относятся следующие:

результатом образования является способность учащегося самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, в т. ч. и его собственного опыта;

содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;

образовательный процесс должен создавать условия для формирования у учащихся опыта самостоятельного решения разнообразных образовательных проблем, имеющих как учебное, так и социальное содержание.

Понятие "компетентность" в современной отечественной педагогике широко распространено, однако у специалистов нет однозначного понимания его содержания. Достаточно часто можно встретить употребление в качестве синонимов терминов "компетентность" и "компетенция". В данной статье под компетентностью мы понимаем способность (умение) ученика действовать на основе полученных знаний. В отличие от ЗУНов (обеспечивающих действие по аналогии с образцом) компетентность предполагает опыт самостоятельной деятельности на основе универсальных знаний, применимых для решения проблем в разных предметных областях.

Компетентностный подход к целям образования с этой точки зрения обуславливает определение в качестве результатов образования следующие способности ученика:

Разбираться в ключевых проблемах современной жизни: экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных.

Ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, т. е. решать аксиологические проблемы.

Реализовать себя в определенных социальных ролях (избирателя, гражданина, потребителя, пациента, организатора, члена семьи и т. д.).

Решать задачи, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т. п.).

Решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.

В связи с этим перед педагогическим коллективом школы встала задача: определить методы контроля результатов образования и его эффективности, но не в ЗУНовской парадигме. В настоящее время диагностический инструментарий для определения уровня развития компетентностей учащихся еще только разрабатывается. Поэтому школьной психологической службой был подготовлен собственный вариант опросного листа для изучения компетентностей учащихся с высказываниями, требующими либо дальнейшего продолжения, либо оценки степени соответствия собственным убеждениям учащегося.

Диагностировалась социальная и коммуникативная компетентности. По каждому виду компетентности оценивались определенные параметры.

Социальная компетентность:

Принятие общественных норм (потребностей, требований, реалий) конкретного социума, стремление к его пониманию. (Высказывания № 1–13.)

Осознание необходимости расширения (или наличия у себя широкого диапазона) социальных знаний и умений с целью достижения высокого уровня адаптивности. (Высказывания № 14–17.)

Осмысление и адекватная оценка, соотнесение конкретных социальных условий и своих возможностей по достижению предполагаемого результата в данной ситуации. (Высказывания № 18–25.)

Умение (способность, готовность) актуализировать свой личностный опыт применительно к конкретной социальной ситуации. (Высказывания № 26–28.)

Определение и выбор возможных и наиболее эффективных способов деятельности, вариантов поведения. (Высказывания № 29–31.)

Готовность к принятию личной ответственности за выбор собственного поведения в ситуации социального взаимодействия. (Высказывания № 32–36.)

Толерантность. (Высказывания № 37–41.)

Коммуникативная компетентность:

Навыки позитивного отношения к собственной личности. (Высказывания № 42–50.)

Навыки позитивного общения. (Высказывния № 51–64.)

Навыки самооценки и понимания других. (Высказывания № 65–73.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: