Глава 1. Глава 1 Роль игры в жизни ребенка

Раздел 3. ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Глава 1

Роль игры в жизни ребенка  

Игра для ребенка самая привлекательная деятельность. Именно в ней он испытывает субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все условно - «как будто», «понарошку». Ребенок может строить дома, возводить мосты, хотя на самом деле не умеет держать инструмент в руках, может быть капитаном подводной лодки или водителем троллейбуса, хотя ему ещё очень далеко до этих взрослых профессий. Сколько самых невероятных событий и приключений происходит с ребенком в игре: он покоряет космос, спасает рыбаков с дрейфующей льдины, ловит опасных преступников. Игра предоставляет ребенку возможность пережить заново волнующие события, повторить ситуации, в которых он не смог проявить себя так, как ему хотелось.

Для ребенка игра - действительность. К.Д. Ушинский отмечал, что эта «действительность, гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти его собственное создание. В игре дитя живет...».

Ребенок искренне верит тому, что изображает, и испытывает при этом настоящие чувства. В книге В.В. Зеньковского «Психология детства» описана интересная сцена из жизни девочки пяти лет. Играя с деревянным барашком, она изображала, как он заболел. Девочка плакала, звала доктора, озабоченно разговаривала с ним о том, как спасти её барашка. Передавала она это с таким увлечением, что даже обеспокоила отца. Когда она снова стала убиваться о том, как бы не умер барашек, отец ей сказал в досаде: «Чего ты плачешь, ведь это не настоящий, а лишь деревянный барашек». Девочка страшно рассердилась на отца и горько разрыдалась: своими словами он разрушил всю иллюзию, все очарование игры. Она и сама знала и помнила, что барашек «не настоящий», но в процессе игры он был для неё настоящим барашком, по отношению к которому она испытывала «настоящее» беспокойство. Данный пример свидетельствует о том, что ребенок ярко показывает свои мысли, своё отношение к изображаемому. Чувства стремиться передать так, чтобы окружающие поверили ему. Знаток детской психологии К.И. Чуковский писал, что в «игре проявляется дивная способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу как свою». Не случайно К.С. Станиславский советовал актёрам учиться у детей умению перевоплощаться.

Многие исследователи считают игру потребностью детского организма, объясняя данный факт активностью ребенка, стремлением познавать окружающую жизнь. «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» (М. Горький)

В Концепции дошкольного воспитания отмечается, что игра -самоценная деятельность для дошкольника. Она позволяет ему наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: