Византийская металлопластика и изделия из слоновой кости (5-9 вв.)

Судьба пластических искусств в эпоху христианского средневековья на латинском Западе и греческом Востоке. Сфера бытования объёмной монументальной скульптуры в ранней Византии. Сохранение и развитие пластики средних и малых форм.

Светское и церковное декоративно-прикладное искусство. Традиционные (ювелирные изделия, бытовая утварь) и новые (ампулы-евлогии, литургическая утварь, реликварии, ставротеки, кресты-энколпионы) объекты христианского художественного творчества. Произведения «христианского антика» (серебряная посуда константинопольского происхождения 5-7 вв.).

Изделия из резной слоновой кости, в т.ч. официального (государственного) искусства – консульские диптихи.

8. Иконопись 6-7 вв. и византийское иконоборчество (8-9 вв.).

Иконопись как синтез духовного и художественного творчества. Византийская богословская традиция о происхождении иконопочитания. Статус Нерукотворных образов (Эдесский плат) как первоикон.

Предпосылки исторического иконопочитания. Императорский и погребальный портрет поздней античности. Прижизненные и посмертные портреты христианских подвижников как апотропеи-обереги.

Ранневизантийские иконы из монастыря св. Екатерины на Синае, Рима, Египта. Образ и стиль. Иконографическая программа, живописная техника.

Догматическое учение об образе. Определение VII Вселенского собора (787 г.), писания свв. Иоанна Дамаскина и Феодора Студита о почитании святых икон. Аналогия и взаимозаменяемость фигуративных (живописного, объёмно-пластического) и словесных образов. Формы литургического и внелитургического почитания свв. икон.

Иконоборческие воззрения в раннехристианское время (письмо Евсевия Кесарийского). Два периода (726-787 гг.; 815-842 гг.) официального иконоборчества. Позиция иконоборцев (эдикты Льва III, определения собора 754 г.). Фигуративное и нефигуративное искусство иконоборцев.

9. Ранневизантийская купольная архитектура (5-9 вв.).

Универсальная символика купола. Античные купольные здания (Золотой дом Нерона, Пантеон). Типология ранневизантийских купольных храмов (октагоны, тетраконхи, купольные базилики, крестово-купольные здания). Купольные храмы Сирии 5-начала 6 в. (Алахан-монастырь, ц-вь Св. Георгия в Эзре).

Храм Св. Софии в Константинополе (532-537). Замысел, типологические особенности, инженерно-конструктивное решение. Символика и эстетика подкупольного пространства, степень его воздействия на представления об идеальном храмовом здании и византийский богослужебный обряд. Уникальные и тиражируемые элементы архитектурного образа Св. Софии.

Столичная архитектурная традиция. Ц-ви Сергия и Вакха (Константинополь) и Сан Витале (Равенна) как памятники столичной купольной архитектуры юстиниановского времени.

Купольные базилики 6-9 вв. (ц-ви Св. Апостолов, Св. Ирины, Каср-ибн-Вардан).

10. Византийский крестово-купольный храм.

Проблема генезиса крестово-купольного храма (преторий в Мусмии, «храм вне стен» в Русафе, сводчатые компартименты на галереях Св. Софии, крестообразные мавзолеи и мартирии 4-5 вв.). Ранние крестово-купольные храмы (Хосиос Давид и Св. София в Фессалонике). Конструктивная основа, планово-пространственные характеристики, сакральная символика отдельных зон интерьера.

Этапы типологического развития крестово-купольного храма: от юстиниановской эпохи к «тёмным векам». Строительство в столице и на периферии (Армения). Утверждение крестово-купольной архитектуры в столичной школе постиконоборческого времени.

Конструктивные и стилистические модификации (храм на 4 колоннах, свободный крест, купольные октагоны).

11. Система росписей византийского храма.

Цель и содержание настенной церковной живописи. Принципы построения живописных ансамблей доиконобороческого времени. Особенности размещения образов Христа и Богоматери в ранневизантийском церковном пространстве. Историческая и литургическая тематики.

Отбор и систематизация образов и тем для живописного декора постиконоборческого храма. Мозаики столичных храмов 9-10 вв. по письменным источникам (тексты патриарха Фотия и императора Льва). Индивидуальные и универсальные черты программы мозаического убранства Св. Софии.

Программные основы, главные компоненты и вехи развития монументальной церковной живописи в македонский и комниновский периоды. Литургическая и историко-топографическая символика храмового пространства. Росписи главы и подкупольной зоны, алтарной и боковых апсид, сводов рукавов креста. Византийский богослужебный обряд и его воздействие на содержательную основу храмового декора.

Новые темы и сюжеты в монументальном искусство палеологовского времени (прообразовательные циклы, связанные с Богоматерью, Акафист, церковный календарь).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: