Мозаики македонского периода (9-11 вв.)

Стилистическая типологизация мозаик македонской эпохи. Искусство столичного и провинциального происхождения: мозаики Константинополя и Фессалоники (Св. София) 9-10 вв.

Мозаические ансамбли 11 в.: монастырские росписи Хосиос Лукас и Неа Мони на Хиосе, городских соборов Софии Киевской и Успения в Никее. Новые темы и иконографические решения.

Принципы построения и реализации классической системы декора средневизантийского храма. Ракурсность и фронтальность образов, их взаимодействие со стенными плоскостями и внутренним пространством храма, оптические искажения и коррективы, способствовавшие сохранению художественного единства ансамбля. Роль света и цвета.

15. Фрески македонского периода (9-11 вв.). Италия, Балканы, Русь, Каппадокия.

Технологические особенности фресковой живописи. Работа аль фреско и аль секкко. Ковровый принцип размещения композиций по стенам здания.

Расцвет фресковой живописи в македонский период. Отражение во фресках Кастельсеприо и Новой церкви Токали Килиссе эстетики Македонского ренессанса. Фресковые росписи Каппадокии – пример искусства восточнохристианского мира.

Фрески Софии Охридской и Софии Киевской – центральные памятники стиля первой половины 11 в. Общность художественного языка и образной трактовки. Особенности тематики и иконографии.

16. Мозаики комниновского периода (12 в.). Балканы, Русь, Италия, Сицилия.

Трансформация классической системы декора средневизантийского храма в комниновскую эпоху. Мозаики Дафни как памятник раннекомниновского стиля: усиление повествовательного начала в тематике изобразительных циклов и композиции отдельных сцен, антикизация и классицизация норм художественного языка.

Императорская вотивная мозаика 12 в. в Св. Софии Константинопольской. Формулирование основ зрелого комниновского стиля.

Византийское искусство на латинском Западе. Формы адаптации византийской системы храмового декора к базиликальной типологии. Мозаики Италии и Сицилии (Сан Марко, Торчелло, Палатинская капелла, капелла Марторана, Чефалу, Монреале). Динамический стиль византийского искусства и его эволюция в мозаиках.

17. Фрески комниновского периода (12 в.). Балканы, Кипр, Русь.

Происхождение и периодизация комниновского стиля: от миниатюр Гомилий Иакова Коккиновафского до фресок Курбиново (1191). Географический охват памятников комниновского искусства: Новгород, Псков, Владимир, Нерези (Македония), Бачково (Болгария), Кипр.

Фрески храма Св. Пантелеймона в Нерези – ключевой памятник эпохи. Новая концепция образа. Понятие динамического стиля. Систематизация приёмов линейной стилизации формы.

Памятники второй половины столетия. Множественность стилистических направлений. Судьба классицистической традиции (фрески Димитриевского храма во Владимире). Апогей динамического стиля в живописи Курбиново, храмов Кастории.

Христологические споры 12 в. Новые иконографические темы в комниновской монументальной живописи. Расширенное истолкование Страстной и Евхаристической тематик (Оплакивание, Поклонение Жертве, Служба Свв. Отцов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: