Светлячок

В Бразилии есть насекомые гораздо больше чем наши светлячки. Так вот там есть птица, которая прикрепляет этих насекомых себе на гнездо, тем самым отпугивая от птенцов змей и других не желанных гостей.

Луна сама не является источником света. Она только отражает свет, падающий на нее. Но лунное сияние очень красивое. Один немецкий поэт, услышав Сонату Баха, мог сравнить ее только с красотой Лунного света, и назвал ее “Лунная соната”.

Искусственные:

Лампа

Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей.
А.Мицкевич.

Спичка

Как золотая птичка,
Дрожит огонь впотьмах.
В одну минуту спичка
Сгорит в моих руках...
А. Тарковский.

Свеча

Мерцая желтым языком,
Свеча все больше оплывает.
Вот так и мы с тобой живем-
Душа горит, и тело тает.
А. Тарковский.

Учитель: Почему мы видим источники света?

Ученик: Источники света мы видим, потому что излучение попадает к нам в глаза. Но мы видим и тела, не являющиеся источниками света, книга, ручка, деревья, дома и др. Но видим мы их тогда, когда они освещены источниками света. Излучение, идущее от источника, упав на предмет, меняет свое направление и попадает в глаза.

Учитель: У вас на столах лежат: лампочки разных размеров. Источники света имеют размеры. Звезды тоже являются источниками света, но расположены очень далеко от нас. Как называются такие источники?

Ученик: Точечные. (Ответ учащиеся находят в учебнике). Приводят примеры. Слайд 18

Учитель: Задание.

·I группа Опыт 1 рис. 120.

· II группа Опыт 2 рис. 121

Учитель: Как распространяется свет в однородной среде?

Ученик: В однородной среде свет распространяется прямолинейно. Слайд № 18

Учитель: Как доказать, что распространяется свет в однородной среде прямолинейно? (Работа с учебником). Слайд № 19,20 Приложение 2

Ученик: Образование тени и полутени. Солнечные и лунные затмения. Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5

Слайд №21, 22, 23, 24

Учитель: Когда наступает солнечное и когда лунное затмения? (Работа с учебником). Слайд №25, 26, 27, 28 Сообщения учащихся.

6. Закрепление изученного материала. Слайд29

Учитель:

1. Фронтальный опрос.

·Что означает слово оптика?

·Что такое свет?

·Дайтк определение точечного источника света, светового луча.

·Какие вы знаете источники света? Приведите примеры.

·Как распространяется свет в однородной среде?

·Какие можно привести доказательства?

· Какие затмения называются солнечными, какие лунными? Когда их наблюдают.

2. Вопросы для любителей литературы:

“Длинные тени домов, деревьев, заборов ложились красиво по светлой пыльной дороге...” (Л.Н. Толстой. Набег).

Учитель: Где должен находиться источник света, чтобы тень была длиннее?

Ученик: Низко над горизонтом. Сделать рисунок. (Выполняют рисунок в тетради)

3. По пословицам и поговоркам. Слайд № 30,31

Солнце сияет, а месяц светит.

Чем отличаются данные источники света?

Ученик: Солнце излучает электромагнитные волны, а луна лишь отражает свет.

Учитель: Объясните поговорку. Лучи веером во все стороны. Солнце в мешок не поймаешь.

Ответ: источник света точечный.

Ответ: потому что от него лучи веером во все стороны.

По загадкам Слайд № 32

1.

Поутру - в сажень,
В полдень – с ладонь,
К вечеру - через поле хватает (Тень).

Как объяснить изменение размеров тени?

Ответ: Длина тени изменяется, так как изменяется высота Солнца над горизонтом

2.

Ты за ней – она от тебя,
Ты от нее - она за тобой (Тень).

3.

Ты упала мне под ноги,
Растянулась по дороге.
И нельзя тебя поднять.
И нельзя тебя прогнать,
На меня ты так похожа,
Будто я шагаю лежа (Тень)

4. Светит да не греет, только напрасно у Бога хлеб ест. (Луна)

К какому виду источника тока относится Луна?

(Луна отражает солнечный свет, т.е. не является тепловым источником света).

7. Физическая пауза. Прежде, чем приступить к решению задач, проведем "Гимнастику для глаз"

·Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.

·Делайте круговые движения глазами: налево - вверх - направо - вниз - направо - вверх - налево - вниз. Повторите 10 раз.

·Вытяните вперёд руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.

·Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.

Учащиеся отвечают на вопросы:

Учитель: У Козьмы Пруткова есть афоризм: “Если у тебя спрошено будет: что полезнее, Солнце или месяц? - ответствуй: месяц. Ибо Солнце светит днем, когда и без того светло, а месяц - ночью”. Прав ли Козьма Прутков? Почему?

Учитель: Назовите источники света, которыми вам приходилось пользоваться при чтении?

Учитель: Нагретый утюг и горящая свеча являются источниками излучения. Чем отличаются друг от друга создаваемые этими приборами излучения?

Учитель: Из древнегреческой легенды о Персее: “Не далее полета стрелы было чудовище, когда Персей взлетел высоко в воздух. Тень его упала в море, и с яростью ринулось чудовище на тень героя. Персей смело бросился с высоты на чудовище и глубоко вонзил ему в спину изогнутый меч”.

Учитель: Что такое тень и какой физический закон позволяет объяснить ее образование?

Учитель: От чего на самом деле зависит видимая форма Луны?

Учитель:

Шар раскаленный, золотой
Пошлет в пространство луч огромный,
И длинный конус тени темной
В пространство бросит шар другой.

Учитель: Какое свойство света нашло отражение в этом стихотворении А.Блока? О каком явлении говорится в стихотворении?

Учитель: Решаем качественные задачи. Слайд № 33

1. Как можно расположить источники света, чтобы во время операции тень от рук хирурга не закрывало место операции?

Ответ: Расположить несколько ламп над головой

2. Почему в облачный день предметы не дают тени?

Ответ: Предметы освещены рассеянным светом, освещенность со всех сторон одинакова.

3. Можно ли наблюдать солнечное и лунное затмения с любых точек на поверхности Земли?

Ответ: Лунное да. Солнечное нет.

4. Может ли велосипедист обогнать свою тень?

Ответ: Да, если тень образуется на стене, параллельно которой движется велосипедист, а источник света движется быстрее велосипедиста в том же направлении.

5. Как зависит размер полутени от размеров источника света?

Ответ: Чем больше источник, тем больше полутень.

6. При каком условии тело должно давать на экране резкую тень без полутени?

Ответ: Если размер источника света гораздо меньше размеров тела.

8. Самопроверки знаний Слайд 34

Тест:

1 Свет излучение....?

А....делает видимым различные тела;

Б. Воспринимается глазом;

В. Излучает нагретое тело.

2. Источники света бываю

А.... только естественные.

Б.... только искусственные.

В.... естественные и искусственные

3. Какой источник света называется точечным?

А. Светящееся тело маленького размера. Б. источник, размеры которого гораздо меньше расстояния до него. В. Очень слабо светящееся тело.

4. Как распространяется свет в однородной среде?

А. прямолинейно

Б. криволинейно.

В. По любой линии соединяющей источник и предмет.

5. Как подразделяются источники света

А. естественные и искусственные

Б. механические

В. тепловые

6. Источником видимого света является?

А) Нагретый электрический чайник

Б) Телевизионная антенна.

В) Дуга при сварке

7. Среди перечисленных источников не излучает свет?

А) Костер;

Б) Радиатор;

В) Солнце.

8. Что с собой представляет тень?

А) Область пространства, куда вследствие прямолинейного распространения не попадает свет.

Б).Темное место за предметом

В) Неосвещенное место

9. Что такое полутень? Каким должен быть источник.

А) Место, куда попадает половина света. Протяженным.

Б) Место, где есть свет, но его мало.

В) Область пространства, где есть и тень и свет. Точечным.

10. Какую линию называют световым лучом?

А) Линию, исходящую от источника света

Б Линию, воль которой распространяется энергия от источника света.

В) Линию, по которой свет от источника попадает в глаз.

Проверка (Слайд 34) по щелчку появляются правильные ответы

1. В 2. В 3. Б 4. В 5.А 6.В 7. А 8. Б  

Учитель: Ответы вам предлагаются, и вы сами можете оценить свою работу:

·0 ошибок – 5

·1-2 ошибки - 4

·3-4 ошибки – 3

· 5-6 ошибок - 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: