Тема. Теория и технология педагогического общения.
Цель: способствовать развитию коммуникативной компетентности на основе осмысления сущности
Задачи:
понимание сущности понятий «общение», «стиль общения»; специфики педагогического общения и способов эффективного общения педагога и воспитанников.
Умение:
анализировать общения, отношений на развитие личности школьников.
обосновывать выбор стратегии и способов эффективного общения и совместной деятельности в ситуациях межличностного взаимодействия.
Вопросы для обсуждения.
1..Понятие «педагогическое общение», его функции и формы.
2. Этапы педагогического общения: доречевой (невербальный), речевой (собственное общение), обратная связь. Вербальные и невербальные средства общения
3. Профессиональное поведение воспитателя и элементы техники бессловесных действий («пристройка», «вес», степень мобилизации).
4. Стили и модели педагогического общения.
5. Правила успешного общения педагога-воспитателя. Информативно-речевое воздействие.
|
|
6. Этикет и педагогический такт как условие и фон педагогического общения.
Основная литература
Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. – М., 2008.(есть в интернете) Фрагмент в модуле.
Дополнительная литература.
1. Морева, Н. А.. Основы педагогического мастерства: учебное пособие для студентов вузов / Н. А. Морева. — М.: Просвещение, 2006. — 320 с.
2. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. – М., 1997.
3. Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1997.
4. Воспитание детей в школе. Новые подходы, технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1998.
5. Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю., Савченко А.П., Осипова Е.А. Новые технологии воспитательного процесса. – М., 1993.
Письменные задания для самостоятельной работы
Общая характеристика заданий. Предлагаемые далее задания текстового характера направлены на подготовку устного ответа на семинаре, соответствующего цели задания, отвечающего критериям:
· точности,
· последовательности,
· логичности изложения,
· требованиям культуры речи.
Сформулируйте запреты, относящиеся к речи учителя.
При затруднениях воспользуйтесь рекомендованной литературой, словарями, справочной литературой, собственными наблюдениями:
Образец
РЕЧЬ УЧИТЕЛЯ
Тон | Слова и выражения | Жесты, мимика | Голос |
Обидный, презрительный | Грубые, Насмешливые | Устрашающие, обидные | Бубнящий, неразборчивый |
Т ребования к выполнению задания: Каждая графа должна содержать не менее 10 определений.
2.Предложите свои варианты типичных высказываний учителя, вписав их в таблицу, подчеркнув те, которые наиболее часто встречаются. Отметьте любым знаком тот вариант, который предпочли бы вы.
|
|
ВЫСКАЗЫВАНИЯ УЧИТЕЛЯ
Слова приветствия | Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Рад видеть вас! ……………………………. |
Выражение извинения | |
Благодарность | |
Одобрение | |
Похвала | |
Выражение извинения | |
Неодобрение |
3. Предложите список определений (не менее 15), характеризующих речь учителя, закончив фразу: «Его голос был то взволнованным, то…»
4. Продолжите фразу: «Учителя трудно слушать, если он говорит непонятно,…». Составьте список из 15 наречий.
5. Предложите свои варианты (не менее 5-7) речевых ситуаций. Можно использовать словосочетания, а не только отдельные слова.
Слова поддержки ученика: молодец, ты старался…
Слова неодобрения: я не доволен тобой…
Слова похвалы: превосходный ответ…