Общение – важнейший профессиональный инструмент педагогической деятельности. Речевое общение является одним из основных средств воспитания и развития школьников, становясь в деятельности учителя педагогическим общением. Оно осуществляется в профессионально значимых формах взаимодействия с учащимися. Общение воспитателя и школьников обусловлено их социальными ролями: учитель воспитывает, учит, развивает, ученик учится, воспитывается и т.п.
Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, нарушение динамики речи и, как следствие, появление стереотипных высказываний школьников, ибо у них снижается желание и умение думать самостоятельно. В конечном счете – рождается устойчивое негативное отношение к учителю, а потому и к предмету.
|
|
Общение учителя с учениками должно снимать такого рода эмоции, вызывать радость постижения, жажду деятельности, содействовать «социально-психологическогой оптимизации учебно-воспитательного процесса». (А. Леонтьев). А.С. Макаренко пришел к выводу: главным в общении учителя и учащихся должны быть отношения, основанные на уважении и требовательности. Педагогическое мастерство он рассматривал как искусство влиять на воспитанника, заставляя его переживать и осознавать необходимость определенного поведения.
Много мудрых советов относительно педагогического общения сказал В.А. Сухомлинский. Он подчеркивал, что воспитание словом – самое слабое и наиболее уязвимое место современной советской школы, Сухомлинский требовал от учителя мастерского владения им: «каждое слово сказанное в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным». На каждом уроке очень важно эмоционально передать тему урока. Это позволяет лучше понять и усвоить тему урока. В.А. Сухомлинский особенно осуждал крик педагога, считая его никчемным инструментом воспитания, и предупреждал: «Слово педагога должно прежде всего успокаивать». Сухомлинский видел мудрость педагога в том, что он должен уметь сохранить детское доверие, желание ребенка общаться с учителем как с другом наставником.
Педагогическое общение как социально-психологический процесс характеризуется такими функциями: познание личности, обмен информацией, организация деятельности, обмен ролями, сопереживание, самоутверждение. Информационная функция общения, обеспечивая процесс обмена материалами и духовными ценностями, создает условия для развития положительной мотивации учебно-воспитательного процесса, обстановки совместного поиска и раздумий.
|
|
Образуя социальное поле деятельности личности, общение через роли, выполняемые личностью, программирует у нее тот или иной шаблон социального поведения (учитель и ученик). Смена социальных ролей способствует как многосторонним проявлениям личности – «сбрасыванию масок», так и возможности войти в роль другого, содействуя процессу восприятия человека человеком. Учителя вводят личностно-ролевую форму в учебно-воспитательном процессе: подключает учащихся к ведению отдельных элементов урока, дают возможность каждому ученику побывать и в роли организатора, и в роли исполнителя.
Функцией общения выступает и самоутверждение личности. Задача педагога – способствовать осознанию школьником своего «я», ощущению своей личностной значимости, формированию адекватной самооценки и перспектив личности, уровня ее притязаний. Реализация такой важной функции общения, как сопереживание, обеспечивает условия для понимания чувств другого человека, для формирования способности стать на точку зрения другого, что нормализует отношения в коллективе. Учителю важно понять ребенка, его потребности, чтобы осуществлять взаимодействие, исходя из его представлений.
Знание этих функций поможет молодому учителю организовать общение со школьниками на уроке и вне его, как целостный процесс. Планируя урок, надо думать не только об усвоении информации, но и о создании условий для самовыражения, самоутверждения, прежде всего тех школьников, которые нуждаются в помощи учителя; надо предвидеть приемы обеспечения заинтересованности в работе каждого ученика и обеспечить сотрудничество и сотворчество.
Одной из форм взаимодействия является беседа. Она является средством согласования действий, распределения ролей и т.п. Один из ведущих телепередачи «В мире животных» Н.Н. Дроздов рассказал: «Как правило, не животное готовишь к студийной обстановке, а сам общаешься с ним, чтобы оно к тебе привыкло. Гиена, например, которую я показывал зрителям, потребовала двухнедельного «общения». Я каждый день ездил к ней в зоопарк. Сначала стоял около клетки, потом в самой клетке. В первые дни я садился на пол, сидел тихо в углу. Возникло «общение на одном уровне», на одной высоте. Животное постепенно перестало бояться. Подойдет, даст почесать бок, а потом еще и еще раз.
Уже через несколько дней, я, заходя в клетку, выпрямлялся во весь рост, наши отношения уже это позволяли». Пусть не смутит вас этот пример, но в нем заключен тот же механизм, что действует и в общении между воспитателем и школьниками – механизм выравнивания общающихся. Равенство сказывается в том, что партнеры по общению, забыв о своих социальных, возрастных или других положениях, оказываются одинаково заинтересованными в разрешении какого-либо вопроса. Добиваясь равенства в общении, люди должны приспосабливаться друг к другу. Как только появляется то, что может объединить собеседников, общение начинает набирать силу. Отыскивается то, что может их сблизить. И первое, что делают даже незнакомые люди, - устанавливают этот общий интерес.
Учителю следует продумать частоту воздействия на ребенка. Все дело в том, что мозг человека вообще и школьника в частности обладает тремя видами памяти: сверхкратковременной, кратковременной, и долговременной. Чрезмерная частота воздействий может привести к блокировке мозга школьника как партнера по общению. Беседы бывают разными: официальными и неофициальными. В ходе последний обсуждают вопросы личного характера, где оба высказывают свое эмоциональное отношение к тому, о чем говорят, дать или получить совет и т.д.
|
|
Официальные (деловые) беседы обычно продумываются и готовятся педагогом заранее: о чем беседовать, какие при этом решать воспитательные задачи. Выбрать стиль общения, найти необходимую тональность, выдержать ее до конца разговора в соответствии с намерением и ситуацией, достичь желаемого эффекта – вот минимум задач, которые решает учитель в ходе беседы. То его умения организовать речевое взаимодействие с учеником во многом зависит результативность его труда. Общение – процесс двусторонний. Понимают и принимают в качестве собеседника лишь того, кто сам умеет слушать и слышать других, ощущать, как воспринимается его речь окружающими, уместны ли его высказывания в данной обстановке, в данной конкретной ситуации.
В общении педагога с воспитанником незримо присутствуют еще образ педагога, каким он себя представляет; образ педагога, каким его представляет воспитанник; образ воспитанника в его собственных глазах; образ воспитанника в глазах педагога.
Современная педагогика считает необходимым для педагога:
- Актерское мастерство (педагог с деревянным лицом, на котором всегда одно и тоже выражение, вряд ли будет пользоваться успехом у детей);
- Хорошо поставленный голос (совсем необязательно громкий, но способный выражать оттенки чувств);
- Чувство юмора;
- Умение одеваться (не ярко и богато, а со вкусом и аккуратно, имея свой стиль).
Наличие педагогических способностей к общению с детьми предполагает:
- Способность правильно понимать ребенка, видеть происходящее его глазами.
- Способность видеть в нем равноправную личность.
- Готовность критически отнестись к самому себе и открыто признать критику в свой адрес со стороны ребят.
- Умение не обманывать, не хитрить, всегда и везде говорить правду.
- Умение оказывать влияние на детей
- Умение владеть словом.
Педагог – профессионал обязательно должен выбрать свою, так называемую, человеко - роль, чтобы не казаться детям скучным и серым. Одни выбирают роль «энергичного», другие- «хладнокровного», третьи –«волевого», четвертые – «добродушного» и т.д.
|
|
Здесь важны два момента:
- Нужно выбрать себе роль «к лицу», т.е. такую, которая вам подходит, а не станет «пиджаком с чужого плеча»;
- Раз выбрав одну определенную роль, нужно придерживаться ее постоянно.
Не бойтесь, если питомцы придумали вам прозвище – значит, вы им интересны: про «серых» педагогов они вообще никогда не говорят. Не скупитесь на улыбку! Не смущайтесь отрабатывать мимику и жесты перед зеркалом!
В книге казанского психолога И.М. Юсупова «Психология взаимопонимания» приводятся различные модели общения педагога с группой:
- «Монблан» (педагог «парит» над учащимися, никакого личностного взаимодействия, отсутствие контакта, одна информационность и, как следствие, пассивность ребят);
- «Китайская стена» (произвольный барьер общения, подчеркивание педагога своего статуса, снисходительность к ребятам);
- «Тетерев» (педагог «замкнут на себя», не реагирует на ребят, речь монологичная, эмоциональная глухота);
- «Гамлет» или гиперрефлексивная модель (противоположная предыдущей модели: педагог озабочен только тем, как его воспринимают воспитанники, постоянно сомневается в себе, чрезмерно болезненно реагирует на реплики ребят);
- «Локатор» или модель дифференцированного внимания (педагог ориентируется лишь на талантливых и лидеров, не сочетает индивидуальный подход с фронтальным);
- «Робот» или модель негибкого реагирования (взаимоотношения с ребятами строятся по жестокой программе с четкими целями и задачами, но без учета действительности, состава и психического состояния учащихся);
- «Я – сам» или авторитарная модель (педагог – главное и единственное действующее лицо, воспитанники- только безынициативные исполнители);
- «Союз» или модель активного взаимодействия (постоянный диалог педагога и воспитанника, поощрение инициативы ребят, гибкая реакция в общении сними, творческое совместное решение проблемы).
- Там же И.М. Юсупов определяет наиболее распространенные стили общения педагогов с учениками:
- «Совместное творчество» (общие цели и совместные усилия педагога и ребят);
- «Дружеское расположение» (открытость, искренний интерес педагоа к детям, уважительное отношение к каждому школьнику);
- «Заигрывание» (крайняя форма предыдущего стиля, желание завоевать дешевый авторитет у детей, понравиться при отсутствии минимальных достоинств);
- «Устрашение» (отчуждение, формально – официальные рамки общения, неумение воспитывать на основе совместной продуктивной деятельности, зависимое положение подростка, вызывающее у него ответное негативное отношение к педагогу);
- «Дистанция» (подчеркивание различий между учителем и ребятами возрастных, социальных и пр. во избежание панибратских отношений, что часто провоцирует авторитарность и приводит к неудачам в педагогическом общении);
- «Менторский» стиль (разновидность «дистанции», назидательно-покровительственный тон, нотации, полная утрата контактов с учащимися).
Перечисленные варианты не исчерпывают всего разнообразия имеющихся в практике стилей общения. Конечно, искусству душевного контакта нельзя научиться по учебнику или «методики», нельзя свести его к какой-то сумме правил. Предпосылка душевного контакта – чуткость и открытость воспитателя.
Не нужно панибратского равенства с учениками! Он должен быть равны со своими воспитанниками только в одном – искренности. Общаясь с ребятами, учитель обогащает свое «Я». Педагог должен помнить: дети ищут в педагоге не сверстника, а старшего друга и наставника. Еще К.Д. Ушинский говорил, что «воспитательная сила изливается только из живого источника личности взрослого». И сила эта должна быть справедливой. Понятно, что педагог не может обойтись без такой составляющей управления, как наказание. Но наказание без твердого фундамента уважения и без дисциплины, основанной на уважении к взрослому, только осложнит взаимоотношения учителя и ученика.
Рассматривая систему взаимоотношений педагога с воспитанниками, А.С. Макаренко неоднократно настаивал на формировании дружественного тона в отношениях педагога с коллективом: «По отношению к воспитанникам руководящий и педагогический персонал всегда должен быть вежлив, сдержан, за исключением тех случаев, когда требуется либо некоторое повышение тона в связи с новыми требованиями, либо такое же повышение в сторону большей его эмоциональности – во время общих собраний, общих работ, отдельных прорывов в коллективе.