Заменяйте побуждение информированием. Если действия обязательны для сотрудника (например, входят в должностные обязанности), надо побуждение заменить на информирование. В деловом общении побуждения часто заменяются информированием, инструкцией о правильном соблюдении должностных обязанностей или напоминанием о запланированных действиях.
Но иногда необходимо использовать побуждения, например, предлагая выполнить действия, не входящие в непосредственные обязанности, предлагая помочь перегруженному коллеге и т.п.
Критерием коммуникативной компетентности при побуждении является сохранение внутренней свободы партнера по общению. Свободная личность - это ответственная личность. Сколько в человеке свободы, столько и ответственности.
Настаивая на своем решении, давая готовый рецепт поведения, руководитель не дает сотруднику возможности сделать выбор. Менее свободным становится и сам руководитель: неслучайно авторитарные руководители много времени и сил уделяют процессу оправдания себя.
|
|
Есть два важных правила:
1) Свобода выбора - это готовность самому отвечать за последствия действий.
2) Навязывание решения – снятие ответственности с сотрудника.
Форма побуждений может быть различна: от просьбы до приказа.
Желательно не приказывать, а предлагать или просить, ставить человека в ситуацию выбора, так, чтобы он имел право сказать в ответ как “да”, так и “нет”, тогда он охотнее скажет “да” и будет чувствовать себя ответственным за результат.
Ответом на побуждение может быть либо желаемое действие, либо отказ от него.
В случае появления желательного действия (выполнения просьбы или любого инициативного приятного действия), надо правильно сказать «спасибо».