Порядок маркетингового анализа конкуренции

1. Выявление конкурентов, их размер, количество, долю рынка, интенсивности конкуренции.

2. Определение целей и стратегий конкурентов (снижение расходов, увеличение текущей доходности, рост доли рынка, ведущие позиции в области технологий (услуг, качества…)

3. Определение сильных и слабых сторон конкурентов (цены, каналы сбыта, интенсивность рекламы, управление персоналом, издержки)

4. Определение возможных реакций, прогнозирование поведения (сбор данных за последние несколько лет о поведении самых опасных конкурентов, benchmarking))

5. Определение своей конкурентной стратегии

.


Рис. 8.13. Базовые стратегии конкуренции и конкурентных преимуществ6


1. Понятие и сущность конъюнктуры рынка

Эффективная рыночная деятельность невозможна без комплексного, всестороннего анализа текущего состояния рынка и прогнозирования динамики дальнейших изменений его конъюнктуры. Наиболее полно изучить состояние рынка и сделать достоверный прогноз его развития позволяют инструменты маркетинга.

Конъюнктура рынка (от лат. Conjungere – соединяю, связываю) – это состояние рынка или конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или ограниченный отрезок времени под воздействием комплекса сил, факторов и условий.

Главная цель изучения конъюнктуры рынка – определение характера и степени его сбалансированности, прежде всего соотношения спроса и предложения.

Конъюнктура измеряется определенным кругом качественных и количественных признаков, поддающихся измерению и оценке. Эти особенности конъюнктуры могут быть реализованы лишь при достаточно полной статистической информации о состоянии рынка.

Конъюнктура рынка имеет три принципиально отличительные черты: вариабельность, цикличность, динамичность. Рынок по своей сути склонен к стихийности, а следовательно, подвержен колебаниям, как случайным, так и постоянно проявляющимся: цикличным и сезонным. Поэтому оценки вариабельности, характеристики цикла развития, градации состояния рынка представляют собой необходимые условие маркетинговой деятельности для принятия коммерческих решений.

Необходимость изучения рыночной конъюнктуры определяется сущностью современного маркетинга, его четко выраженной ориентацией на интересы рынка. Поэтому конъюнктурный анализ представляет собой важную составную часть маркетингового анализа и маркетингового исследования в целом. Он оказывает сильное влияние на все этапы маркетингового цикла. Позиция фирмы на рынке, её шансы на коммерческий успех, выбор стратегии и маркетинговой деятельности в значительной мере зависят от внешних условий и, в частности, от рыночной конъюнктуры.

Конъюнктура рынка имеет четыре принципиально отличительные черты. Следовательно, и конъюнктурный анализ должен отразить эти четыре характеристики:

- анализ динамических закономерностей, тенденций;

- пропорциональность развития;

- анализ устойчивости рынка, его оценка в статике и динамике;

- анализ повторяемости развития рынка, выделение циклов.

Рынок, масштабы которого складываются в пространстве, развивается во времени. Динамичность – важнейшее свойство рынка, его способность обновляться, расти или сокращаться либо оставаться стабильным. Характеристика изменения параметров рынка, явление тенденций его развития, перспектив расширения – первая задача конъюнктурного анализа. Пространственное ограничение рынка проявляется: во-первых, в числе его участников, во-вторых, в объеме сделок, в-третьих, в его иерархической структуре. Различаются четыре уровня иерархической структуры рынков: международный, федеральный, региональный, муниципальный (местный).

Стихийность рынка, хотя и ограниченная в определенных пределах маркетингом, остается его главным признаком. Она как бы заложена в рыночный механизм. Изменение основных параметров рынка на некоторых отрезках времени происходят с различной скоростью, что и приводит к кратковременным или к более долгосрочным нарушениям в пропорциональности рыночного процесса, к отклонениям от основной тенденции развития. Стремление спроса и предложения к сбалансированности проявляются как тенденция, направленная на преодоление возникающих диспропорций, проявляющая себя в виде постоянных колебаний во времени и пространстве.

Состояние рынка можно охарактеризовать через систему количественных и качественных показателей, каждый из которых отражает определенную сторону рыночной ситуации.

Основными индикаторами конъюнктуры рынка являются следующие показатели:

масштаб рынка - его емкость, объем операций по купле-продаже товара (товарооборот), число предприятий различных типов, выступающих на рынке;

степень сбалансированности рынка - соотношение спроса и предложения;

тип рынка - (конкурентный, монополистический и т.д.);

динамика рынка - (изменение основных параметров рынка, их вектора, скорость и интенсивность, основные тенденции);

степень деловой активности - (объем хозяйственного портфеля фирмы, число и размер заказов, объем и динамика сделок и т.д.);

уровень устойчивости основных параметров рынка в динамике и пространстве (экономическом – показатели);

уровень рыночного риска (оценка вероятности потерпеть поражение на рынке);

сила и размах конкурентной борьбы (число конкурентов, их активность);

цикличность рынка (положение рынка в определенной точке/стадии экономического или сезонного цикла);

средняя норма прибыли (сумма валовой и чистой прибыли и показатели рентабельности).

Подобно тому, как товарный рынок представляет собой составной элемент рыночной экономики, конъюнктура товарного рынка является частью общеэкономической конъюнктуры. Многие процессы на товарном рынке объясняются или обусловлены ситуацией, сложившейся на других рынках. Поэтому глубокое изучение товарного рынка должно быть комплексным, увязанным с оценками разных типов рынков: ценных бумаг, услуг, инвестиций, недвижимости, труда и т.д. Рынок ценных бумаг чутко реагирует на конъюнктурные колебания товарного рынка. Такие комплексные оценки служат основой попыток построить интегральную модель конъюнктуры – экономический барометр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: