Факторы влияющие на конкуренцию

Различают факторы внешней среды косвенного воздействия (макросреды) и факторы среды прямого воздействия (микросреды).

Макроокружение создает общие условия нахождения организации во внешней среде. В большинстве случаев макроокружение не имеет специфического характера, применительно к отдельно взятой организации, хотя степень влияния состояния макроокружения на различные организации различна, что связано с различиями как в сферах деятельности, так и с внутренним потенциалом организации.

Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии: покупатели, поставщики, конкуренты, кредиторы, акционеры. При этом организация может оказывать существенное влияние на характер и соединение этого взаимодействия и тем самым активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении угроз ее дальнейшему существованию.

Для изучения макросреды организации рассматривают только четыре узловых направления, ограничиваясь лишь теми сферами, которые оказывают существенное влияние на деятельность организации: экономика, политика, технология, социальное поведение.

Экономические факторы. Текущее и прогнозируемое состояние экономики может иметь драматическое влияние на цели организации. Некоторые факторы в экономической окружающей среде должны постоянно диагностироваться и оцениваться. Среди них: темпы инфляции, уровни занятости, стабильность национальной валюты и налоговая ставка. Каждый из этих факторов может представлять либо угрозу, либо новую возможность для фирмы. Что для одной организации представляется экономической угрозой, другая воспринимает как возможность.

Политические факторы. Активное участие лидеров бизнеса и предпринимательских фирм в политическом процессе является четким указанием на важность государственной политики для организаций. Точнее говоря, руководство должно следить за нормативными документами местных органов и федерального правительства, отношением политиков к антимонопольной деятельности, кредитами федерального правительства и муниципалитетов для финансирования долгосрочных вложений, ограничениями по найму рабочей силы и возможностью получения ссуды, основные направления государственной жилищной политики и т.д.

Технологические факторы. Изменения в технологической внешней среде могут поставить организацию как в безнадежное, проигрышное конкурентное положение, так и предоставить ей дополнительные, в том числе, уникальные возможности. Анализ технологической внешней среды может, по меньшей мере, учитывать изменения в технологии производства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлении товаров и услуг. Не все организации подвергаются воздействию быстрого научно-технического прогресса. Однако руководство должно определить, какие факторы в технологической внешней среде могут привести к разрушению организации.

Факторы социального поведения. Эти факторы включают меняющиеся ожидания, отношения и нравы общества. К некоторым, важным в настоящее время факторам относятся преобладающие в обществе чувства по отношению к предпринимательству, изменения в базовых ценностях, изменения социальных установок менеджеров и движение в защиту интересов потребителей, демографические изменения, изменения в уровне и структуре доходов населения и т.д. Часто именно социальные факторы создают самые крупные проблемы для организации. Чтобы эффективно реагировать на изменение социальных факторов, организация сама должна меняться, осознанно преобразуясь в учреждение, приспособленное к новой окружающей среде.

Для анализа и прогноза развития макросреды используются разнообразные методы: прогнозирование отдельных тенденций и событий, сценарный анализ, имитационное моделирование, факторный анализ, метод экспертных оценок и др., но они пока не нашли широкого применения в российской практике.

Для анализа микросреды организации необходимо рассмотреть взаимодействие конкурентных сил, которые определяют конкуренцию в любом бизнесе. Впервые они были охарактеризованы Портером. По Портеру, доля рынка, уровень прибыли фирмы определяется тем, насколько эффективно компания противодействует следующим конкурентным силам:

- проникающим в отрасль новым конкурентам, выпускающим подобные товары;

- угрозе со стороны товаров-заменителей (субститутов);

- компаниям-конкурентам, уже закрепившимся на отраслевом рынке;

- силе воздействия продавцов (поставщиков);

- силе воздействия покупателей (клиентов).

Генераторами этих сил являются поставщики, конкуренты, потребители.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: