Концепция городского конкурса
«ИСКУССТВО СТРОИТЬ КРАСНОЯРСК» - ИСКРА 2015
Городам, как и людям, необходимы собственные истории и автобиографии, чтобы сохранять устойчивость, развивать идентичность, поддерживать в жителях ощущение сопричастности.
На повестке дня «чувственные» характеристики города: его фактура, цвет, звук, запах... «Мягкие структуры» времени и пространства в совокупности с ментальными традициями и тонкими социальными связями должны войти в палитру современных урбанистических практик, создающих уникальную атмосферу места.
Город существует не только в виде домов и улиц, наиболее актуальной реальностью он становится в виртуальном пространстве воображения истории, ландшафта и сообщества. И чем более личностным будет этот взгляд и настроение, тем богаче подробностями, эмоциями и смыслами станет фактическая городская ткань.
В художественно-проектном воображении материальный мир оживает и вступает с нами в диалог. В 2015 году, в рамках молодежного конкурса креативного городского дизайна и паблик-арта, мы приглашаем к разговору малую реку, изначально формирующую ландшафт Красноярска.
Феноменология малой реки
«Я хотел бы жить … в городе, где река
высовывалась бы из-под моста, как из рукава – рука».
Иосиф Бродский
Культура начинается и существует как продолжение природы, представляя особое, неизвестное самой природе, отражение, в котором совмещаются естественные компоненты с их сверхъестественными смыслами.
Природный объект – река, попадая в городское тело, преобразуется в метафоры, образы, символические конструкции. Культурные опыты освоения реки резонируют с чем-то стратегически важным в человеке, и не потому только, что тот «на 80% состоит из воды»...
Союз воды и земли создает замес, материал для лепки, для творчества. Творение (строительство) - это создание форм, в которой, благодаря воде, сочетаемы все стихии. Вода, смягчая, становится первой помощницей строителя. В процессе схватывании материи водой наш визуальный опыт дополняется осязательным опытом восприятия стихий. Согласно Г. Башляру, влажная земля - это чувственная мечта ладони, то, с чем она идеально слепляется, образует архетипическое целое. Как если бы земной прах, из которого вылеплена рука, заново наполняет эту руку, обретает в ней идеальное вместилище, а она в нем - свое идеальное содержимое.
В свойствах воды как первостихии есть особо отличающее ее – текучесть…
«Течение времени», «поток времени» - субстанциональные речные метафоры, выражающие качественное свойство времени. Эти образы эхом откликаются в русской поэзии - от зачинателя Гавриила Державина, введшего формулу «река времён» до последнего классика XX века Иосифа Бродского, у которого «Время, текущее в отличие от воды / горизонтально от вторника до среды, / в темноте там разглаживало бы морщины / и стирало бы собственные следы».Русская река приучала своих прибрежных обитателей к общежитию и общительности. Река воспитывала дух предприимчивости, привычку к совместному, артельному действию, заставляла размышлять и изловчаться, сближала разбросанные части населения, приучала чувствовать себя членом общества, общаться с чужими людьми, наблюдать их нравы и интересы, меняться товаром и опытом, знать обхождение. Ключевский отмечал разнообразие «исторической службы русской реки»…