Физического образования

При разработке содержания физического образования учитываются общие принципы единства содержательной, структурной и организационной сторон обучения физике на разных ступенях общего среднего образования, а также дидактические принципы. Содержание физического образования должно удовлетворять интересам и запросам учащихся.

Целесообразно начинать изучение физики с VI класса.

На второй ступени общего среднего образования (VI–IX классы) содержание учебного предмета строится по линейному принципу, в соответствии с которым учебный материал каждого последующего раздела является логическим продолжением того, что изучалось на предыдущем этапе. Это позволит сохранить системность в построении содержания учебного предмета и непрерывный режим его изучения.

На третьей ступени общего среднего образования (X–XI классы) содержание учебного предмета предусматривает более глубокое изучение фундаментальных физических теорий, усиление их прикладного значения в жизни современного общества, что позволит сформировать у учащихся систему предметных и методологических знаний и умений, представления о современной квантово-полевой картине мира.

Содержание физического образования на каждой ступени общего среднего образования должно отражать современные достижения физики, взаимоотношения и взаимосвязи человека и общества с окружающей средой; обеспечивать освоение учащимися знаний о физических закономерностях, необходимых в жизни любого современного человека; обеспечивать овладение умением применять эти знания для выполнения теоретических и экспериментальных заданий, в том числе в новых или частично измененных ситуациях; быть согласованным с содержанием математики и других естественно-научных дисциплин.

При построении содержания учебного предмета «Физика» целесообразно сохранить национальные традиции обучения, такие как:

систематический характер изложения программного материала;

рассмотрение качественных, расчётных, графических, экспериментальных задач и исследований как главных средств обучения.

Образовательный процесс на всех ступенях общего среднего образования строится на педагогически обоснованном выборе форм, методов и средств обучения и воспитания с учётом возрастных особенностей учащихся и основных закономерностей познавательной деятельности.

Обновление организационно-методического и материально-технического обеспечения содержания физического образования в общеобразовательных учреждениях осуществляется на основе современных инновационных технологий организации образовательного процесса.

Порядок и режимы согласованной деятельности учителя и учащихся могут быть коллективными, групповыми, парными и индивидуальными. Равноправными видами организации обучения могут выступать урок, факультативное занятие, консультация, экскурсия, семинар, лекция, лабораторная работа, экспериментальное исследование и т.д.

6. Состав и структура учебно-методического комплекса по учебному предмету «Физика»

В учебно-методический комплекс в качестве основных средств обучения входят учебники (учебные пособия), сборники задач, дидактические материалы, книги для учителя. Могут также использоваться таблицы, рабочие тетради, электронные учебные пособия, компьютерные программные продукты и др. Органическое сочетание названных средств должно содействовать повышению эффективности обучения учащихся физике.

При разработке теоретического содержания учебников (учебных пособий) по физике необходимо обеспечить доступность излагаемого материала в сочетании с его научностью. Научные понятия должны быть адаптированы к возрастным и психофизиологическим возможностям учащихся. В учебниках (учебных пособиях) сочетаются исторический и логический подходы к изложению учебного материала.

Система дидактических материалов должна включать разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания и системы тестов с целью повышения эффективности индивидуальной работы, объективности и оперативности текущего и тематического контроля результатов учебной деятельности учащихся.

На уроках, факультативных занятиях, а также во внеклассной работе целесообразно использовать электронные средства, к которым относятся мультимедийные устройства, интерактивные компьютерные модели, виртуальные лабораторные работы, экскурсии, электронные энциклопедии и справочники, электронные тренажёры и другие средства обучения. Они применяются с целью повышения степени наглядности, конкретизации изучаемых понятий, углубления содержания и создания положительного эмоционального отношения к учебной информации.

Учебно-методическое обеспечение учебного предмета «Физика» должно быть пригодным для самообразования учащегося и использования разных методических систем и образовательных технологий.

7. Возможности изучения физики на повышенном уровне в системе основного и дополнительного образования

Учащиеся могут изучать физику в системе основного и дополнительного образования. Основное образование учащиеся общеобразовательных учреждений получают на уроках, а дополнительное – на факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной деятельности, а также в учреждениях внешкольного воспитания и обучения.

Основное образование по физике обеспечивается согласованностью образовательного стандарта, типовых учебных планов для каждого типа общеобразовательных учреждений и учебной программы.

Повышенный уровень изучения физики обеспечивается в гимназиях (гимназиях-колледжах) и лицеях на уроках, а в других типах общеобразовательных учреждений – на факультативных занятиях. Увеличение количества учебных часов на изучение физики в X–XI классах физико-математического направления гимназий (гимназий-колледжей) и лицеев позволит учащимся не только овладеть общеобразовательным минимумом, но и углубиться в обязательное содержание образования посредством решения различного вида задач и проведения экспериментальных исследований.

Главной целью факультативных занятий по физике является углубление в содержание, определённое основной учебной программой, развитие у учащихся интереса к предмету, привитие навыка самостоятельной работы, воспитание и развитие их инициативы и творчества. Проведение факультативных занятий по физике осуществляется по утверждённым в установленном порядке учебным программам.

Постоянные формы внеурочной работы в рамках дополнительного образования по физике проводятся с определённой периодичностью в течение всего учебного года. К ним относятся кружок, интеллектуальный клуб, заочная физико-математическая школа, групповая и индивидуальная работа с одаренными учащимися и другие формы. Кружок в отличие от факультативных занятий может не иметь регламентирующей программы. Программа работы кружка утверждается непосредственно в самом учреждении образования и в условиях общеобразовательных учреждений, расположенных в сельских населённых пунктах, может быть ориентирована на учащихся разных классов. Интеллектуальный клуб, заочная физико-математическая школа могут объединять учащихся общеобразовательных учреждений определённого региона. При этом занятия могут проводиться как при непосредственном участии учащихся, так и дистанционно.

Непостоянные формы работы по физике могут проводиться как в самих общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях внешкольного воспитания и обучения, высших учебных заведениях и других организациях. Такие формы ориентированы на участие в предметных олимпиадах и конференциях, подготовку и проведение физических вечеров и конкурсов, выполнение ученических научных работ и др.

Дополнительное образование может осуществляться на всех ступенях общего среднего образования посредством постоянных и непостоянных форм внеурочной и внешкольной работы по физике и других видов деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: