Дидактические основания, принципы и критерии конструирования содержания образования

В основе отбора содержания и систематизации учебного материала, методов и приёмов формирования основ экологической культуры младших школьников на уроках по учебному предмету «Человек и мир» положены следующие ведущие принципы предметов естественнонаучных и обществоведческих курсов: научности, доступности, систематичности и последовательности, культуросообразности, краеведческий и родиноведческий, принципы сезонности, экологического экоцентризма, культурно-исторической среды, а также принцип учета особенностей познавательных способностей школьников, начинающих обучение с 6-ти лет.

При отборе содержания предмета учитывалась исторически сложив­шаяся система природоведческих и обществоведческих знаний и значение

этих знаний для становления личности младшего школьника, развития его интеллектуальной, эмоционально-волевой и мотивационной сфер.

Принцип систематичности определяет структуру построения курса. Краеведческий и родиноведческий принципы положены в основу отбора объ­ектов и методики их изучения. Еще прогрессивные педагоги прошлого (К.Д. Ушинский, Д.Д. Семенов) призывали изучать естествознание, начиная со своей местности. Изучение природы своего края – краеведение - предполагает не только тему «Мой край», но и коррекцию содержания той или иной темы исходя из природных и экологических особенностях своего края (так, например, при изучении природных сообществ, полезных ископаемых акцентируется внимание учащихся на тех, которые встречаются в окрестностях). Единство краеведческого и родиноведческих подходов предполагает формирование представлений младших школьников об особенностях природы, культуры нашей страны на основе краеведческого материала. В свою очередь знакомство с особенностями природы других территорий страны, их культурно-историческими достижениями обеспечивает осознание учащимися не только уникальности своей местности, но и восприятие ее как неотъемлемой части республики, своего Отечества.

Сущность экологического подхода состоит в том, что живой организм рассматривается как центр любой экосистемы. Он предполагает также соотнесение изучаемых объектов и явлений с человеком; человек при этом выступает в качестве центрального ядра. Принцип экоцентризма предусматривает отбор содержания, обеспечивающего формирование у младшего школьника отношения к природе как самостоятельной ценности, отношения к единству «человек - природа» как высшей ценности на Земле. Это позволит младшему школьнику понять, что нельзя противопоставлять природу и человека, что человек не может быть властелином природы и оказывать на нее одностороннее воздействие.

Принцип развития естественнонаучного мыш­ления и связной речи учитывается при формировании ведущих понятий курса. Принцип учета особенностей познавательных способностей шести­летних школьников определяет объем знаний по теме, уровень форми­рования ведущих понятий, раскрытие связей и зависимостей между различными объектами и явлениями природной и общественной среды.

Учебный предмет «Человек и мир» взаимодействует с другими образовательными курсами начальной школы, так как знания о природе и обществе содержатся в таких учебных предметах, как русское и белорусское «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Физическая культура» и др. Природоведческий и обществоведческий материал раскрывается в соответствии со спецификой указанных предметов с новой стороны. Реализация межпредметных связей помогает значительно расширить сведения учащихся о природе, общественной жизни и здоровье людей, обогащает их чувства, способствует целостности восприятия младшими школьниками окружающего мира. Межпредметные связи осуществляются не только по знаниям, но и умениям, прежде всего общеучебным, в том числе способам умственной деятельности.

Установление разнообразных межпредметных связей зависит не только от возможностей программного материала, но и от творчества учителя. Эта работа осуществляется с помощью многообразных методических приемов: постановки вопросов межпредметного характера, восстановления и систематизации знаний из других учебных предметов, выполнения упражнений и решения задач на межпредметной основе, работы с таблицами и иллюстрациями межпредметного содержания и т.п.

Курс «Человек и мир» в начальных классах выполняет пропедевтическую функцию в процессе формирования естественнонаучного знаний как элемента научной картины мира, основы мировоззрения учащихся. Элементарные знания по биологии (ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека), географии, химии, физике, обществоведению представлены в данном курсе в виде единого целого. В процессе дальнейшего обучения в базовой школе представления и понятия о природе, обществе, человеке будут углубляться и переходить на качественно новый уровень в соответствии с логикой развития предметных образовательных областей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: