Исходные теоретические посылки построения содержания

Концепция

Учебного предмета

«Человек и мир»

Автор Вдовиченко В.М.,

Кандидат педагогических наук, доцент

Введение

В настоящее время в Республике Беларусь идет становление новой системы образования. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Главными ценностями личностно-ориентированного образования являются не только знания, а личностные смыслы учения в жизни ребенка; не отдельные предметные умения и навыки, а индивидуальные особенности, самостоятельная учебная деятельность и жизненный опыт личности; не педагогические требования, а педагогическая поддержка и забота, сотрудничество и диалог ученика и учителя; не количество усвоенной информации, а целостное развитие, саморазвитие и личностный рост ученика.

Эти процессы характеризуют ценностное отношение к ученику как субъекту жизни и требуют соответствующего содержательного наполнения и методического оснащения. Содержание личностно-ориентированного образования должно включать все, что нужно человеку для строительства и развития собственной личности. Когнитивный компонент содержания обеспечивает учащихся научными знаниями о природе, человеке, культуре и т.д. Деятельностно-творческий компонент способствует формированию и развитию у школьников разнообразных способов деятельности, творческих способностей, необходимых для самореализации личности в познании и других видах деятельности. Личностный компонент обеспечивает познание себя, развитие рефлексивной способности, овладение способами самосовершен­ствования, жизненного самоопределения.

Приоритетом в развитии отечественного образования является воспитание национальных и общечеловеческих ценностей, развитие личности, которая ответственно, с уважением и гордостью относится к культурному и историческому наследию своей страны.

С учетом целей и задач реформируемой школы, новых требований общества к школьному образованию и к естественнонаучному, в частности, требует критического пересмотра и обновления содержание учебного предмета «Человек и мир».

Исходные теоретические посылки построения содержания.

Основная функция учебного предмета «Человек и мир» заключается в том, чтобы научить ребенка добывать знания, необходимые для ценностно-ориентированного и действенного отношения к окружающей природной и социальной среде, в создании условий для формирования этих отношений.

Содержание предмета составляют три образовательные компонента: «Природа и человек», «Человек и его здоровье», «Человек и общество», которые являются важнейшими объектами изучения целостной системы «природа – общество - человек». При этом в содержание включается такой учебный материал, который способствует осознанию детьми себя как члена общества, гражданина Республики Беларусь и как части природы.

Ведущим образовательным компонентом в данном предмете является компонент «Природа и человек». В его основу положена концепция экологического образования и воспитания младших школьников.

Известно, что человек, обладающий экологической культурой, все виды взаимодействия с природой подчиняет законам рационального и ответственного природопользования, заботится о сохранении окружающей среды, оказании природе необходимой помощи. Состояние окружающей среды позволяет отметить, что нынешнее поколение людей обладает недостаточно высоким уровнем экологической культуры. Как свидетельствует целый ряд научных исследований (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Г. Суравегина, А.А. Плешаков, Цветкова и др.) одна из причин данного явления заключается в том, что формировать экологическую культуру в старших классах и в вузах уже поздно. Эту работу надо начинать с трехлетнего возраста. Начальной же школе в этом процессе отводится особая роль. Присущие младшим школьникам эмоциональная отзывчивость, любознательность, а также способность овладевать определенными теоретическими знаниями делают начальную школу очень важным звеном в системе непрерывного экологического образования. Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний (эмоций и чувств), которое позволяет говорить о возможности формирования у них основ ответственного отношения к природе.

Научные исследования последних лет (Глазачев С.Н., Кашлев С.С., Плешаков А.А., Северин С.Н. и др.) свидетельствуют о том, что современное состояние экологического образования младших школьников отличается абстрактно-просветительской направленностью, ориентацией на антропоцентрические ценности. Это обуславливает формирование у младших школьников эколого-прагматической установки по отношению к природе. Для реализации экоцентрической парадигмы развития экологической культуры в практике начальной школы необходимо осуществить переход от антропоцентрической к экоцентрической модели экологического образования.

И отобранный в программе материал поможет учителю показать значение природы как самоценности. На основе полученных знаний младшие школьники смогут придти к умозаключению о том, что высшие ценности на Земле – природа (дом для растений и животных); человек, его жизнь и здоровье.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: