Структура, содержание и учебно-методическое обеспечение

Содержание природоведческих знаний в программе для первого и второго классов отобрано так, чтобы подготовить учащихся к усвоению в третьем классе основных экологических понятий. Учебный материал распределяется таким образом, чтобы не только обеспечить чувственную основу в процессе изучении природы родного края, но и создать необходимые условия для работы по формированию ведущих природоведческих понятий «природа», «живая природа», «неживая природа», «растения», «животные» и т.д., для получения элементов экологических знаний на протяжении всего курса. С этой целью в программу для первого класса введены такие понятия, как «насекомые», «земноводные», «птицы», «звери» и т.п. Однако на первом году обучения не предусматривается формирование указанных понятий. Здесь осуществляется работа по накоплению конкретных представлений о животных этих классов в процессе наблюдений за сезонными изменениями в природе ближайшего окружения (т.е. речь идет о первом этапе формирования понятий на уровне перечисления объектов, относящихся к нему).

В ходе работы по формированию конкретных представлений о растениях и животных решается задача развития логического мышления и речи на конкретной чувственной основе. Дети еще в детском саду знакомятся с большим количеством растений и животных ближайшего окружения. Но, как свидетельствует практика, шестилетки перечисляют названия растений, птиц, насекомых и т.д., но различать их не умеют. Еще Джон Локк писал, что если за словами ребенка не стоят конкретные образы, то это слова – нули, путающие сознание дитяти. Развитие логического мышления и связной речи осуществляется также в процессе уяснения шестилетками взаимосвязей, существующих между различными объектами и явлениями природы. Шесть лет – возраст «почемучек». Наблюдая за изменениями в жизни насекомых, отлетом и прилетом птиц и т.п. учащиеся получают ответы на вопросы: «Почему такие птицы, как ласточки, аисты улетают в теплые края, а синицы и воробьи зимуют у нас?», «Где зимуют насекомые?» и т.д. Получаемые знания помогут младшим школьникам уяснить значение различных групп животных в природе, понять, как жизнь насекомых связана с жизнью растений, птиц, почему нельзя рвать раннецветущие растения, собирать букеты из дикорастущих цветов, ловить цветных бабочек и других насекомых-опылителей растений и т.д. В процессе наблюдений за насекомыми, земноводными, пресмыкающимися у шестилеток формируется представление о том, что мир животных богат и разнообразен, что животные – это не только звери (как считают большинство учащихся начальных классов), но и птицы, насекомые и т.п.

Во втором классе продолжается начатая в первом классе работа по расширению конкретных представлений о растениях и животных ближайшего окружения в процессе формирования элементарных понятий курса «растения», «культурные растения», «лекарственные растения», «ядовитые растения», «животные», «насекомые», «рыбы», «птицы» и т.д. Процесс формирования элементарных общих природоведческих понятий при этом не самоцель, он рассматривается как один из самых эффективных путей умственного развития младших школьников. Богатый природоведческий материал представляет большие возможности для формирования и развития у младших школьников таких важнейших способов умственной деятельности, как анализ, синтез, выделение существенных и варьирующих признаков объектов и явлений, обобщение, классификация, сравнение и др.

Общие природоведческие понятия необходимо формировать в единстве с частными. Так, понятие «животные» формируется в единстве с такими понятиями, как дикие и домашние животные, которые в свою очередь объединяют родовые понятия звери, птицы, насекомые и т.д. Успешное усвоение общих природоведческих понятий возможно при последовательной работе по их развитию на протяжении всего периода обучения в начальных классах. Ознакомление второклассников с особенностями строения, питания, поведения, защиты от врагов некоторых групп животных дают возможность показать, как различные животные приспособлены к условиям окружающей среды, как в природе все очень мудро устроено. Дети узнают, что растения и животные образуют цепи питания и убеждаются в том, что каждый вид в природе необходим, что, охраняя одних животных, человек помогает другим, а также себе. Введение в программу сведений о размножении животных, о том, как звери, птицы заботятся о потомстве будет способствовать формированию у детей доброго, гуманного отношения ко всему живому, а, следовательно, и становлению таких качеств личности, как участливость, заботливость, доброта и др.

Получение вышеуказанных знаний создает условия для успешного формирования ведущих экологических понятий «природное сообщество», «среда обитания», «связь растений и животных с окружающей средой», «природное равновесие» и т.д.

Формирование у младших школьников указанных экологических понятий поможет им уяснить, что все обитатели леса, луга, водоема и других сообществ связаны друг с другом прямыми и косвенными связями, разрушение которых неизбежно приводит к нарушению природного равновесия. Дети убеждаются в том, как важно знать эти взаимосвязи, чтобы не наносить ран природе, что в природе нет вредных видов, что все животные выполняют в природе определенную роль.

Важной задачей при изучении курса «Человек и мир» является также формирование специфических предметных умений: умения устанавливать причинно-следственные связи, в т.ч. выделять приспособительные признаки растений и животных к условиям окружающей среды; описывать и распознавать некоторых представителей растений и животных; предвидеть результаты действий человека в природной среде и т.д.

Важным элементом природоведческих знаний младших школьников являются знания о компонентах и элементах неживой природы: воде, воздухе, почве, полезных ископаемых.

Получение картографических знаний подготовит второклассников к ознакомлению с разнообразием природы Земли. Тема «Разнообразие природы на Земле» изучается в сравнении с природой родного края. Это позволит подвести учащихся к выводу о том, что своеобразие природы (растительного и животного мира) зависит от географического положения той или иной территории и, в частности, от соотношения тепла и влаги. Знакомство с природой различных территорий Земли способствует поддержанию познавательного интереса учащихся к изучению природы, позволяет лучше осознать своеобразие природы родного края.

Получение сведений о способах ориентирования на местности имеет важное практическое значение; предусматривается знакомство учащихся с такими способами ориентирования, как ориентирование по Солнцу, компасу и по некоторым местным признакам.

Все образовательные компоненты курса тесно взаимосвязаны между собой. Объединяющий их стержень - человек, который является одновременно частью природы и частью общества, определенного социума. В процессе изучения компонента «Природа и человек» рассматриваются такие вопросы, как влияние человека и общества на природные компоненты, зависимость жизни, здоровья человека от состояния окружающей среды. Данные ученых свидетельствуют о том, что здоровье человека на 20 – 40% зависит от состояния окружающей среды, на 25 – 50% - от образа жизни. Поэтому некоторые важные аспекты этой проблемы, в частности, влияние на здоровье человека загрязненного воздуха, воды, почвы рассматриваются при изучении данных компонентов природы. При изучении живой природы подчеркивается роль растений в оздоровлении человеческого организма.

Образовательный компонент «Человек и его здоровье» включает общие положения о здоровом образе жизни, его компонентах, умениях, необходимых для поддержания ЗОЖ, сохранения здоровья в различных опасных ситуациях. Элементарные сведения о строении организма человека необходимы для осознанного усвоения младшими школьниками знаний о нормах и правилах ЗОЖ.

Явления общественной жизни – составная часть материального мира, в котором происходит исторически развивающаяся жизнедеятельность людей. У детей формируется представление о стране, в которой живут дети, ее названии, красоте и неповторимости природы своей Родины, родного уголка, воплощающего в себе живой образ Отечества.

У младших школьников формируется представление о неповторимости личности человека, уникальности его внешнего облика и внутреннего мира. Школьники получают знания, обеспечивающие ориентацию ребенка в современном социуме.

В ходе изучения ряда природоведческих тем, как уже отмечалось выше, рассматривается также обществоведческий аспект тех или иных знаний. Так, при изучении мер по охране воды, полезных ископаемых рассматривается не только экологический аспект природоохранительных мер, но их экономическая сущность, а также содержание таких понятий, как рачительность, бережливость, рациональное использование природных ресурсов.

Показателями достижения целей учебного предмета «Человек и мир» являются:

- знание младшими школьниками основных свойств компонентов и элементов неживой природы, их значения для человека и в природе;

- понимание роли общества, каждого человека в сохранении чистоты воздуха, воды, почвы для жизни растений, животных и человека;

- знание и различение нескольких видов наиболее распространенных растений и животных различных экологических сообществ Беларуси; мер по охране растительного и животного мира;

- знание основных взаимосвязей, существующих между элементами неживой природы, между неживой и живой природой, между растениями и животными, различными группами животных; понимание необходимости сохранения природных взаимосвязей и последствий их нарушения;

- знание норм и правил природоохранного поведения и природоохранной деятельности в быту и в природной среде;

- умение прогнозировать и оценивать результаты своего поведения и поведения людей в окружающей среде;

- умение выполнять элементарные правила природоохранного поведения;

- знание и соблюдение основных правил личной и общественной гигиены, в том числе и радиационной;

- знание правил безопасного поведения в различных общественных местах и экстремальных ситуациях;

- наличие представлений о правах ребенка;

- знание своих обязанностей по отношению к другим членам семьи;

- знание правил общения со сверстниками и взрослыми, умение применять «золотое правило» нравственности;

- знание основных достопримечательностей своего края.

Для успешного решения цели и задач учебного предмета «Человек и мир» и реализации его содержания в начальной школе необходим учебно-методический комплекс, в состав которого входят:

- предметная концепция;

- образовательный стандарт;

- учебная программа;

- учебные пособия для учащихся;

-учебно-методические пособия для учителя;

- рабочие тетради;

- хрестоматии для внеклассного чтения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: