Нижегородский институт управления

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Факультет очного обучения

Кафедра социологии и психологии

Реферат

по дисциплине «Управление общественными отношениями»

на тему:

«Слухи как феномен массового сознания, технологии манипулирования слухами»

Специальность:

Государственное и муниципальное управление

Выполнил:

студент

группы ГБ-341

Кочкин Антон

Проверила:

Научный руководитель:

доцент, кандидат психологических наук

Костина Ольга Алексеевна

г. Нижний Новгород

Оглавление:

1. Определение понятия «слухи», типы и виды слухов……….…………1

2. Слухи как феномен массового сознания.………………………………4

3. Технологии манипулирования слухами ………………………………..6

4. Список использованной литературы……………………………………9

1. Определение понятия «слухи», типы и виды слухов.

Прежде чем углубиться в суть тематики данной работы, следует дать определение ключевым понятиям. Ведя речь о слухах, как феномене массового сознания, следует изучить понятие «слухи».


Слухи — не подтвержденные и не проверенные сведения или известия, передающиеся от одних людей к другим. Слухи — выражение недовольства, разочарования, страха, беспокойства, потребности блеснуть осведомленностью. Люди передают слухи, удовлетворяющие их в чем-либо. При этом они за счет своих эмоций приукрашивают слухи, нередко дополняя их своими собственными вымыслами. Пессимистические и оптимистические слухи могут быть показателями уровня стабильности общественного порядка, уверенности населения в своем будущем. Нужна своевременная и упреждающая информация о возможных изменениях в социальной жизни людей. Иначе будут ходить слухи. Для их нейтрализации и преодоления надо знать: среди кого циркулируют слухи, о чем они свидетельствуют и какие эмоции, настроения выражают.
Таким образом, слухи, во-первых, — это известие, новость, сообщение, информация. Во-вторых, сообщение, недостаточно отражающее реальное положение дел или их искажающее. Если даже оно не полностью ложное, то извлечь каплю правды из него дано далеко не каждому. В-третьих, с помощью слухов создается и передается общественное мнение, настроение, социальные стереотипы и установки аудитории, информационная ситуация в регионе.

В-четвертых, они являются средством психологического воздействия (изменения мнений, отношений, настроений, поведения, удовлетворения потребностей людей и социальных групп).
Так же слух — динамичное, постоянно изменяющееся по содержанию сообщение.

Г. Олпорт и Л. Постман выделили паттерны изменений содержания сообщения в социальной и индивидуальной памяти: сглаживание, заострение, ассимиляцию.
В ходе циркуляции слух имеет тенденцию становиться более коротким, сжатым, легче усваиваться и передаваться. Детали сообщения при очередной его передаче все более сглаживаются, уменьшается количество тем и слов в нем. В специально проведенном лабораторном эксперименте Олпорт и Постман выявили следующую закономерность: максимальное сглаживание и сжатие слуха происходит в самом начале его циркуляции, а затем идет постепенное уменьшение количества деталей сообщения. Одновременно происходит заострение, т.е. более четкое выделение оставшихся тем и деталей. При каждом акте приема-передачи слух ассимилируется, перестраивается в соответствии с потребностями, привычками, интересами и чувствами воспринимающего, причем выделяется главная тема, а все остальные детали (фон) сглаживаются и заостряются так, чтобы соответствовать ей.
Б.В. Дубин и А.В. Толстых отграничивают слух от ряда других информационно-психологических явлений. Так, высокая степень обобщенности отличает его от сплетни, доноса, дезинформации; привязка ко времени и среде своего возникновения — от байки, поверья; наличие свежей новости — от легенды, анекдота: неофициальность — от официальной информации.
Основным моментом для понимания сущности слухов является выявление их социальных функций, что переносит нас к рассмотрению слухов как феномена массового сознания.

2. Слухи как феномен массового сознания.

В данном случае сложно исходить из четких определений и понятий можно лишь уточнить ряд критериев, позволяющих с некоторым приближением выделить феномен слухов в процессе социального общения.

В первую очередь, слух, как таковой, является феноменом межличностной, но не массовой коммуникации. То что телевидение, печать и радио зачастую становятся источниками слухов и отражают в своей продукции уже возникшие слухи, помогая, таким образом, их дальнейшему распространению, не меняет сути - обязательности критерия межличностного общения. Непосредственное восприятие реципиентом сообщений средств массовой информации не относится к собственно циркуляции слухов. О слухах можно говорить лишь после того, как некоторый сюжет, даже взятый из продукции массовых средств, становится фактом межличностного общения. Регулярные колонки в журналах иногда распространяют заведомо недостоверные сообщения в виде инициированной "утечки информации" в интересах тех, кому это выгодно по политическим мотивам. Сообщения такого рода отнюдь не всегда являются слухами в точном значении этого слова, даже если они названы таковыми.

Далее, по своим коммуникативным функциям слухи относятся к типу информативных сообщений, т. е. таких, ядро которых составляют сведения о реальных или вымышленных событиях. Следует подчеркнуть, что понятие "информативность" здесь используется в терминах теории коммуникации и ни в коей мере не предполагает достоверности сообщаемых сведений. Напротив, факты, ставшие сюжетами слухов, в процессе передачи искажаются, иногда до неузнаваемости, в соответствии с выявленными закономерностями из устной передачи сообщений.

Наконец, для слуха характерно то, что передаваемые сообщения эмоционально значимы для аудитории.

Таким образом, под слухами и их циркуляцией имеется в виду такие процессы межличностного общения, при которых некоторый эмоционально выделенный сюжет принимает вид достояние обширной и чаще всего не целостно сформированной аудитории. Своевременное выявление эмоциональной характеристики слуха, определение границ его распространения, интенсивности его перемещений позволяют вынести квалифицированное суждение о насущных в данной социальной общности настроениях и мнениях, об информационной обстановке и возможных путях ее улучшения, если она неудовлетворительна. Сам факт появления слуха - стихийно возникшего или преднамеренно распространенного - сулит о том, что интерес людей к важной проблеме остался не удовлетворенным через средства массовой коммуникации.

Далее следует исследовать имеющиеся технологии манипулирования слухами.

3. Технологии манипулирования слухами.

Говоря о манипуляции и манипулировании в частности необходимо остановиться несколько подробнее на понятии «манипуляция».

Манипуляция – это вид психологического воздействия, которое ведёт к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его существующими желаниями. Под манипуляцией обычно подразумевается скрытое (или подсознательное) психологическое воздействие на собеседника с целью добиться выгодного манипулятору поведения. То есть манипуляция так же, является типом социального, психологического воздействия, представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной или насильственной тактики. Поскольку такие методы продвигают интересы манипулятора, часто за счёт других людей, они могут считаться эксплуатационными, насильственными, нечестными и неэтичными. Упрощая ситуацию можно определить манипуляцию слухами, как способ распространения и контроля желаемой заведомо не точной информации в целях распространителя.

Переходя непосредственно к технологиям, на данный момент существует несколько:

1. Технология «Азазель» («Страдалец», «Козел отпущения», «Наклеивание ярлыков»). Ее суть — формирование в общественном сознании прочных ассоциативных связей между образом главного героя слуха и значимыми для аудитории материальными или духовными объектами. Так, если с помощью слуха необходимо поднять социальный статус человека, то в сообщаемой информации он представляется как лицо, пострадавшее от властей (бюрократов, бандитов) за народ, справедливость, честь и т.п. («Страдалец»).

Если ставится цель снизить социальный статус фигуранта, то в слухе он представляется как человек, виновный в неблагоприятном развитии тех или иных событий («Козел отпущения», «Наклеивание ярлыков»).

2. Технологии «Санта-Клаус» и «Рояль в кустах». Технология «Сайта Клаус» выявляет те стороны и свойства объекта, о которых аудитория желает иметь представление (т.е. по существу выполняется социальный заказ), и в зависимости от цели воздействия формирует эмоционально позитивно или негативно насыщенный слух. Так, если в массах особенно ценятся такие качества человека, как порядочность, воля, способность неуклонно достигать цели, то в слухе главный персонаж должен быть наделен именно этими качествами, а противник — противоположными.

Технология «Рояль в кустах» предполагает априорное формирование в общественном сознании важности и ценности тех или иных качеств с последующим представлением аудитории кандидатуры, как бы случайно наделенной именно этими качествами. Скажем, сегодня в СМИ активно проводится мысль, что наиболее важной чертой личности «идеального» руководителя Санкт-Петербурга является способность эффективно решать социальные проблемы. Неудивительно, если вскоре свою кандидатуру на пост Санкт-петербургского губернатора выдвинет Валентина Матвиенко.

3. Технологии «Перенос», «Авторитет», «Спарка» в зависимости от целевых установок связаны с использованием эффектов «отблеск звезды» или «дурной пример». Если необходимо поднять престиж персонажа, то в слухе он, его действия, принадлежащие ему объекты так или иначе ассоциативно соединяются (в пространстве, по времени, логике развития событий и т.д.) с качествами, свойствами, объектами безусловно авторитетного лица.

4. Технология «Рэкет» состоит в беззастенчивом приписывании персонажу слуха действия, достижения, личностного качества другого, как правило, авторитетного, уважаемого человека.

5. Технология «Блеф» предполагает сообщение информации о неимоверных возможностях, способностях и поступках персонажа слуха. Здесь может быть задействован психологический механизм «самореализующегося пророчества»: утверждается, например, что X безусловно победит на выборах; у части электората постепенно формируется привычка мыслить таким образом, реализующаяся на выборах в акте голосования.

6. Технология «Свита» основывается на том, что в слух в одну команду с персонажем включаются люди, которые воспринимаются как эксперты, профессионалы.

7. Технология «Тест» применяется для проверки возможной реакции аудитории на те или иные события, нововведения, на конкретных людей и др. В этом случае запускается слух о возможности наступления события, отслеживается реакция аудитории и в соответствии с ней принимается решение о судьбе данного события.

Таким образом, разобравшись с понятием «слухи», проанализировав слухи как феномен массового сознания и познакомившись с технологиями манипулирования слухами можно сделать вывод, что слухи являются эффективным средством неформальной стихийной или организованной коммуникации. Они широко используются в системе информационно-психологического противодействия. Эффективность применения и пресечения слухов зависит от всестороннего учета социально-психологических механизмов их функционирования. Слухи активно используются в пропаганде, паблик рилейшнз (public relations). Они же представляют интерес и для рекламы. Правильно проведенная программа по внедрению слуха выгодна и экономически, поскольку позволяет получать нужные результаты за счет затраты меньшего объема финансовых и интелектуальных ресурсов. Технологии манипуляции активно осваиваются и применяются, так же безусловно нуждаются в дальней разработке и изучении.

Список использованной литературы:

1. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.

2. Социальная психология. Краткий очерк / Под ред. Г.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина. М.: Политиздат, 1975.

3. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М.: Алгоритм, 2002.

4. Почепцов Г.Г., Теория коммуникации. – М.: Центр, 1998.

5. Чумиков А.Н., Связи с общественностью. – М.: Дело, 2000


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: