Конечно, взрослый часто испытывает соблазн дать этот ключ ребенку в готовом виде - непосредственно «из рук в руки». На первый взгляд, это упрощает жизнь взрослого и ребенка, гарантирует надежную «социализацию» (на мой взгляд, давно морально устаревший термин) развивающегося человека. Но какой ценой? Вспомним классические «феномены Пиаже». На глазах пяти-шестилетнего ребенка одно и то же количество воды наливается в два сосуда - широкий и низкий и длинный и узкий. Ребенка спрашивают: где воды больше? Он уверенно отвечает: в длинном и узком сосуде. Тогда взрослый переспрашивает: как же так - ведь в оба сосуда наливалось одинаковое количество воды? Ребенок не в состоянии объяснить этот парадокс. Опыты Пиаже можно повторять в разной форме: скатывая одно и то же количество пластилина шариком или колбаской, сматывая одну и ту же веревку в пучок или разматывая ее по всей длине и т.п. Результаты окажутся похожими. По мнению Пиаже, дошкольник в силу эгоцентрической ограниченности своего интеллекта не различает меняющуюся форму и неизменное, инвариантное количество.
|
|
Но вот психологи (школы П.Я. Гальперина) нашли выход: детей начали обучать пользоваться мерками - сосудами с градуировкой, линейками и т.п. Сейчас работать с разного рода мерками детей учат и в массовых дошкольных учреждениях. И что же? «Феномены Пиаже» действительно начали преодолеваться, что называется, «на корню». Дети просто стали постоянно поверять свои чувственные впечатления «мензурками», и иллюзии изменения количества исчезли, точнее, перестали возникать вовсе. Проблему сохранения количества сняли, но с нею «сняли» и проблему развития детского ума (здесь наша оценка этой попытки близка к оценке, которая высказана в кн.: Курганов СЮ. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М., 1989). Ребенок еще не успел озадачиться самим фактом несовпадения количества и формы, а ему в руки уже вложили готовое орудие - мерку. Это напоминает традиционную школу, где взрослые дают ответы прежде, чем дети успели задать свои вопросы. Кстати, нельзя сказать, что у ребенка до этого вообще отсутствует какое-либо представление о мерке. В ситуации с разными сосудами он пусть ошибочно, но все-таки избирает в качестве мерки уровень воды. Так формируется некритическое, неконструктивное, беспроблемное отношение к человеческим орудиям и ситуациям их применения. А ведь очень часто в реальной жизни такие ситуации являются проблемными.