Вхождение ребенка в человеческий мир - это непрерывная цепочка «открытий для себя»

Конечно, взрослый часто испытывает со­блазн дать этот ключ ребенку в готовом виде - непосредственно «из рук в руки». На первый взгляд, это упрощает жизнь взрослого и ре­бенка, гарантирует надежную «социализа­цию» (на мой взгляд, давно морально устарев­ший термин) развивающегося человека. Но какой ценой? Вспомним классические «фено­мены Пиаже». На глазах пяти-шестилетнего ребенка одно и то же количество воды нали­вается в два сосуда - широкий и низкий и длинный и узкий. Ребенка спрашивают: где воды больше? Он уверенно отвечает: в длин­ном и узком сосуде. Тогда взрослый переспра­шивает: как же так - ведь в оба сосуда нали­валось одинаковое количество воды? Ребенок не в состоянии объяснить этот парадокс. Опы­ты Пиаже можно повторять в разной форме: скатывая одно и то же количество пластилина шариком или колбаской, сматывая одну и ту же веревку в пучок или разматывая ее по всей длине и т.п. Результаты окажутся похожими. По мнению Пиаже, дошкольник в силу эгоцен­трической ограниченности своего интеллекта не различает меняющуюся форму и неизмен­ное, инвариантное количество.

Но вот психологи (школы П.Я. Гальперина) нашли выход: детей начали обучать пользо­ваться мерками - сосудами с градуировкой, ли­нейками и т.п. Сейчас работать с разного рода мерками детей учат и в массовых дошкольных учреждениях. И что же? «Феномены Пиаже» действительно начали преодолеваться, что на­зывается, «на корню». Дети просто стали по­стоянно поверять свои чувственные впечатле­ния «мензурками», и иллюзии изменения коли­чества исчезли, точнее, перестали возникать вовсе. Проблему сохранения количества сня­ли, но с нею «сняли» и проблему развития дет­ского ума (здесь наша оценка этой попытки близка к оценке, которая высказана в кн.: Кур­ганов СЮ. Ребенок и взрослый в учебном ди­алоге. М., 1989). Ребенок еще не успел озада­читься самим фактом несовпадения количест­ва и формы, а ему в руки уже вложили готовое орудие - мерку. Это напоминает традиционную школу, где взрослые дают ответы прежде, чем дети успели задать свои вопросы. Кстати, нель­зя сказать, что у ребенка до этого вообще от­сутствует какое-либо представление о мерке. В ситуации с разными сосудами он пусть оши­бочно, но все-таки избирает в качестве мерки уровень воды. Так формируется некритичес­кое, неконструктивное, беспроблемное отно­шение к человеческим орудиям и ситуациям их применения. А ведь очень часто в реальной жизни такие ситуации являются проблемными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: