Статья первая
Начну с общеизвестного, но нуждающегося в напоминании. Видимо, не нужно быть профессиональным психологом, чтобы уловить главное отличие детского творчества от взрослого. Творениям взрослых людей присущи новизна, оригинальность, значимость и полезность для всего общества или его отдельных групп. Этими свойствами, за редкими исключениями, не обладают продукты детского творчества. Ребенок не изобретает языковых и нравственных норм, научных понятий и приемов труда, т.е. в обычном смысле слова не создает ничего нового. Все это коллективно выработанное наследие культуры существует еще до ребенка и является «новым» лишь для него. Однако освоить созданное человечеством он может только усилием и трудом собственной мысли, собственного воображения. Ребенку предстоит как бы «переоткрыть» то, что уже вписано в орбиту общественного опыта людей, воспроизвести некоторые существенные черты их творческого поиска, который в итоге привел к созданию всей системы предметов культуры. Именно существенные черты, а не конкретные «технологии» производства самих по себе вещей - от погремушек до персональных компьютеров. О том, что же это за черты, как раз и пойдет речь в наших статьях. T.B. Кудрявцев отмечал: в психологии необходимо различать творчество как «открытие для других» и творчество как «открытие для себя». В первом случае цивилизация пополняется новыми техническими изобретениями, произведениями искусства, научными открытиями. Во втором - на передний план выступает не объективная, а субъективная новизна продуктов творчества. Психолог обычно смотрит на творчество сквозь призму этой субъективной новизны.
|
|
Вхождение ребенка в человеческий мир - это непрерывная цепочка «открытий для себя». Причем буквально с его появления на свет, а вовсе не с того момента, когда он начинает решать задачи, которые мы, взрослые, называем «творческими». Простой, но очень показательный пример такого открытия приводит в своей последней книге «Психология субъекта» (СПб, 2003) Андрей Владимирович Брушлинский. Пятилетний мальчик, хорошо знакомый с числами и цифрами в пределах первых двух десятков, несмотря на многократные объяснения взрослых, никак не мог научиться определять время по часам. Это обстоятельство его очень тяготило. Когда мама при посторонних просила его сходить в комнату, в которой висели часы, чтобы узнать время, он, возвратившись, шепотом сообщал ей на ухо, где находятся большая и маленькая стрелки. На основании этой «конфиденциальной» информации мама делала заключение, сколько сейчас времени. Но однажды, когда малыш, лежа в кровати, уже готовился ко сну, его осенило: без двадцати девять - это значит, что до девяти часов не хватает двадцати минут, а двадцать минут десятого - значит, что после девяти часов прошло еще двадцать минут, и т.д. Он сразу «схватил» общую идею и, чтобы ее подтвердить (а вдруг не так?), даже позвал маму.
|
|
Ребенок не создал ничего нового в общепринятом смысле этого слова, но самостоятельные усилия мысли привели его к пониманию принципа изображения времени на часах. В дальнейшем детские «открытия Америк» и «изобретения велосипедов» могут быть более впечатляющими. Стоит ли нам свысока смотреть на маленьких «изобретателей велосипедов»? Ведь их «открытия» далеко не безразличны для человечества в целом, как может показаться на первый взгляд. Благодаря им происходит глобальное воспроизводство творческих способностей в масштабах всего общества. А значит, «открытия для себя» - непременное социальное и психологическое условие «открытий для других». Признаем честно: большинство взрослых до сих пор заняты рутинным, нетворческим трудом в разных сферах производства. Детство - чуть ли не единственный отрезок человеческой жизни, где творчество становится универсальным и естественным способом существования человека. Да уж и сам по себе факт открытия заново того, что уже вошло в плоть и кровь культуры и закрепилось в ней на правах нормы, «канона», говорит о творческом потенциале «открывателя» больше, чем просто погоня за абстрактной новизной и оригинальностью решений (излюбленное занятие некоторых взрослых!).
Овладение маленьким ребенком самым элементарным, «азбучным» способом действия с предметом, сотворенным человеком для человека, всегда протекает в форме «открытия для себя». В своих публикациях автор потратил достаточно много усилий для обоснования тезиса о том, что освоение культуры - это не воспроизведение ее богатства по некоему заранее заданному шаблону, а творческий процесс. Дело в том, что любой фрагмент человеческой культуры и даже любая отдельная человеческая вещь, которую делает своим достоянием ребенок, таят одну «хитрую» особенность. Каждая из этих вещей имеет как бы «двойное дно».
Многообразные предметы культуры воплотили в себе силы своих создателей, их возможности (способности), замыслы и перспективы (многие из которых до сих пор не реализованы). Через внешнюю, видимую, осязаемую и т.п. форму предмета («первое дно») ребенок так или иначе соприкасается и с этой внутренней стороной - невидимой «начинкой» культуры («второе дно»). Так, через слышимое звуковое «тело» слова ребенку первоначально приоткрывается то обстоятельство, что слово не совпадает с обозначаемой им конкретной вещью, представляет собой абстракцию от вещи. Если способность к этой абстракции у ребенка, например у шестилетки, не сформирована (а это бывает часто), то при решении особых задач он начинает путать слова и предметы, хотя в повседневном опыте прекрасно различает их. На вопрос «Какое слово длиннее?» отвечает: «Слово карандаш длиннее, чем карандашик, потому, что карандашик - это когда он стал совсем коротеньким»; «Слово кит больше, чем кот»; «Слово усы больше, чем усики» и т.п. (эксперименты Е.А. Бугрименко). Способность к абстракции необходима не просто для того, чтобы ребенок «оторвал» слово от вещи. Благодаря ей он начинает видеть в слове особую реальность - знаково-символическое орудие построения взаимоотношений людей по поводу вещей, которые опосредуют их отношения к вещам («второе дно»). Иначе слово не является непосредственной копией-отражением чувственной вещи. Оно фиксирует в них то, что не доступно глазу или уху (по крайней мере в данный момент), но вместе с тем может составлять смысл и суть вещей, определяемые отношениями людей. Слово «стол» служит обобщенным обозначением доски на четырех ножках лишь постольку, поскольку указывает на то, что мы за ней работаем или обедаем. В ином случае в таком обобщенном обозначении не было бы никакой нужды. Однако эта специфически «человеческая» функция на звучащем слове «не написана». Пытаться раскрывать ее ребенку «объяснительно-иллюстративным» способом (по терминологии М.Н. Скаткина) бесполезно. Однако ребенок еще до изучения школьной грамматики приходит к своеобразному осмыслению этой функции - иногда стихийно, иногда на специальных дошкольных занятиях. «Второе дно» слова открывается в процессе особой мыслительной работы, особого исследования - его звукового анализа (а не просто копирования звуков речи взрослых). Недаром последний давно и успешно применяется и на занятиях по развитию речи в ДОУ, и на уроках родного языка в начальной школе.
|
|
Веками складывающиеся структуры языка вообще считаются благодатным материалом для творческого преобразования. И одними из самых активных и ярких преобразователей языка, конечно же, являются дети. Без знаменитого детского словотворчества невозможно полноценное владение нормативными словообразовательными средствами родного языка. По мнению К.И. Чуковского, благодаря свободной экспериментатике со звуковой оболочкой слова, приводящей к образованию неологизмов - забавных словечек типа «пескаватор», «копатка», «мокресс» и т.п., ребенок оптимально овладевает исторически устоявшейся системой языковых норм (позднее это было подтверждено в исследованиях А.Г. Арушановой, С.Н. Цейтлин и др.). К.И. Чуковский совсем не случайно поражался тому, что некоторые детские неологизмы вполне могли бы быть достоянием какого-нибудь славянского диалекта - настолько точно они воспроизводят языковую традицию мира взрослых, хотя, на наш взгляд, этим не исчерпывается смысл детского словотворчества (см.: Кудрявцев В. Дети в перевернутом мире, или Новая попытка прочтения старой темы // Дошкольное воспитание. 1996. № 11).
|
|
В творениях человеческих рук и умов энергия породившего их процесса созидания присутствует лишь «в снятом виде». Например, в конструкции автомобиля кристаллизована логика инженерной мысли. Но живой, неповторимый и непредсказуемый ход этой мысли -единственное, что в итоге и придает смысл, а значит, целостность неоформленной груде металла, - нуждается в специальном воссоздании. Очевидно, такое воссоздание никогда не может быть исчерпывающим, полным. Поэтому смыслы, которые передаются через вещи творящими их людьми, всегда будут оставаться потенциальным источником духовного роста, развития для тех, кто эту вещь осваивает. Эти невидимые смыслы и содержат в себе «код» для расшифровки, как ныне модно говорить, текста человеческой культуры. Мир культуры предстает перед ребенком не как система алгоритмов («сумма технологий», по выражению С. Лема), а как система открытых проблем. Интеграция ребенка в общественно – культурный, человеческий мир, в ходе которой совершается детское развитие, есть поиск ключа к их решению. Его ребенок ищет лишь в содействии с взрослым.