Структура коммуникативной компетентности

Лабораторная работа

Диагностика коммуникативной компетентности

Цель – формирование навыков профессиональной рефлексии в сфере делового и профессионального общения.

Задание:

На основе данных самонаблюдения трех реальных ситуаций общения описать и оценить уровень сформированности коммуникативной компетентности специалиста сферы туризма/гостеприимства.

Материал, оборудование: таблица «Структура коммуникативной компетентности», бумага, ручка.

Ход работы:

  1. Составить протоколы самонаблюдения трех реальных ситуаций делового и/или профессионалного общения (протокол содержит краткое описание ситуации и основных действующих лиц; подробное описание вербального и невербального поведения участников диалога, их действий, поступков, деятельности).
  2. Описать и проанализировать уровень сформированности коммуникативной компетентности. Анализ включает в себя оценку каждого параметра по 10-балльной шкале (0 баллов – минимально качество выражено, 10 баллов – максимально качество выражено) и обоснование оценки конкретными примерами данных самонаблюдения (табл. 1).
  3. Сформулировать вывод (вывод включает в себя психологическую характеристику структуры коммуникативной компетентности; выделение сильных и слабых сторон; определение зоны ближайшего развития).

Таблица 1

Структура коммуникативной компетентности

Параметры функциональной готовности к эффективному профессиональному и деловому общению Шкальная оценка (0 баллов – минимально качество выражено, 10 баллов – максимально качество выражено) Обоснование оценки конкретными примерами данных самонаблюдения
Коммуникативная компетентность
Подготовительная фаза - умение планировать результат (цель) предстоящего разговора с человеком, этапы и способы его достижения; - умение подбирать для разговора факты, доводы и аргументы, соответствующие индивидуально – психологическим, личностным и профессиональным особенностям собеседника    
Контактная фаза - умение психологически верно и ситуативно обусловлено инициировать и вступать в контакт; - умение формировать благоприятное первое впечатление; - умение расположить к себе собеседника, создать конструктивный, положительный настрой на предстоящий разговор    
Эмоции в разговоре - умение понимать эмоциональное состояние собеседника; - умение выравнивать эмоциональное напряжение в беседе, дискуссии; - умение психологически настраиваться на эмоциональный тон партнеров по общению; - умение формировать и «управлять» социально-психологическим настроением партнера в общении    
Фаза понимания - умение диагностировать и оценивать индивидуально-психологические и личностные особенности собеседников (их цели, мотивы, потребности, уровень восприятия информации и ее понимания, и т.д.); - умение диагностировать отношение собеседника к обсуждаемой теме, проблеме; - умение считывать и грамотно интерпретировать невербальные сигналы собеседников; - умение стимулировать собеседника к прояснению его позиции, высказываний; - владение навыками активного слушания (умение услышать и понять, что имел в виду партнер); - умение осуществлять обратную связь, т.е. передать партнеру, что его услышали и поняли правильно; - языковая гибкость (умение понимать смысловой и контекстный ряд речи разных людей и умение говорить доступно и понятно на языках других)    
Фаза убеждения - умение подобрать адекватную систему аргументации, которая убедит собеседника принять нужное вам решение; - умение получить принципиальное согласие партнера по интересующему вас вопросу    
Фаза завершения - умение подводить итог, выделять основные идеи; - умение стимулировать собеседника к реализации принятого решения; - умение подготавливать собеседника к выходу из контакта и психологически верно завершать ситуацию    

Приложение 1

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Факультет туризма и гостиничного сервиса

Кафедра технологий и психологии сервиса


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: