Понятие и функции потребности

Лекция 5. Потребности личности

План

Понятие и функции потребности.

2. Этапы формирования потребностей.

3. Классификация видов потребностей.

4. Виды потребностей с точки зрения поведения.

1. Общепризнано, что потребности — это дви­жущая сила человеческой деятельности, пове­дения. В то же время существует большой раз­брос в понимании сущности потребностей — от биологической трактовки до социально-эко­номической. Рассмотрим наиболее распрост­раненные среди них.

Потребность как нужда — это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуж­дой в объективных условиях, предметах, объек­тах, без которых невозможно развитие и су­ществование живых организмов (С. Л. Рубин­штейн, Д. Н. Узнадзе, А. Пьерон, В. И. Ковалев, В. А. Ядов, Л. И. Божович).

Однако потребностное состояние у челове­ка возможно и при избытке чего-либо, в связи с чем появляется потребность избавиться от этого избытка. Близким к этому стоит понима­ние потребности как отражения нужды в со­знании человека.

Потребность как зависимость — это со­стояние организма, выражающее его зависи­мость от конкретных условий существования (В. А. Василенко, Б. И. Додонов). Однако зави­симость показывает лишь, какие отношения су­ществуют между организмом и внешней сре­дой, но не отражает сущности потребностей.

Следует отметить, что приведенные выше два определения потребностей являются наи­более распространенными. Однако, наряду с ними, имеются и другие взгляды.

Потребность как отношение. В этом случае потребность понимается как отношение меж­ду субъектом и миром (Д. А. Леонтьев). Это скорее философский подход к пониманию по­требностей, чем психологический. Но при этом исчезает собственно психологическое содер­жание потребностей.

Потребность как отсутствие блага. Состо­яние отсутствия блага — это и есть потреб­ность (В. С. Магун). Предметом потребности при этом является отсутствующее благо. Если в предыдущем определении психологический подход заменялся философским, то в этом слу­чае — социально-экономическим.

Потребность как отклонение от уровня адап­тации. Потребность определяется как отклоне­ние некоторой реальности, внутренней или внеш­ней, от сложившихся ожиданий относительно этой реальности (Д. К. Мак-Клелланд). Человек, например, привык к определенному общению или получает удовольствие от данного вида еды, или определенной обстановки. Отклонение от этого привычного для человека уровня вызыва­ет у него потребность в восстановлении ожида­емого состояния. Другие примеры: привычная обстановка вызывает скуку, которая пережива­ется как потребность в новизне. Достигнутый результат перестает удовлетворять человека, что активизирует потребность в достижении.

Потребность как состояние ( И. А. Джидарьян, В. Н. Мясищев, К. Обуховский). Действи­тельно, переживание нужды свидетельствует об изменениях в состоянии организма и лич­ности. Другое дело, является ли это состояние единственным выражением потребности.

Само по себе потребностное состояние лишь сигнализирует о том, что удовлетворе­ние потребности натолкнулось на трудности. Поэтому потребностное состояние заставля­ет человека лишь искать причину страдания.

Потребность как динамическое состояние (К. Левин). Курт Левин понимал под потреб­ностью динамическое состояние (активность), которое возникает у человека при осуществ­лении какого-либо намерения, действия. Оче­видно, что всякая потребность стремится к удовлетворению. Процесс удовлетворения со­стоит в разрядке динамического напряжения. Таким образом, потребность — это некая на­пряженная система (намерение), которая воз­никает в определенной ситуации, обеспечи­вает деятельность человека и стремится к раз­рядке (удовлетворению). Отсюда вытекает, что динамическое состояние, напряжение являет­ся решающим фактором, детерминирующим поведение человека.

Анализ приведенных определений потреб­ностей показывает, что все они содержат в себе факты, которые необходимо учитывать для по­нимания сути потребностей:

1. Потребности необходимо разделить на потребности организма и потребности личности. При этом потребности организма (нужды) можно разде­лить на неосознаваемые (ноощущаемые) и осоз­наваемые (ощущаемые). Потребности личнос­ти всегда осознаваемы либо на уровне ощущений (биологические потребности), либо на уров­не понимания (социальные потребности).

2. Потребность тесно связана с нуждой. Однако нужда организ­ма в чем-то отражает его объективное состоя­ние, а потребность личности связана с осозна­нием нужды, т. е. имеет субъективную сторону.

3. Из потребности лич­ности невозможно исключить потребностное состояние, отражаемое в сознании субъекта и сигнализирующее о необходимости удовлетво­рения возникшего желания.

4. Само возникновение потребности является механизмом, запускаю­щим активность человека на достижение цели, способную удовлетворить его потребность.

Таким образом, учет перечисленных фактов позволяет Е. П. Ильину определить потребность личнос­ти как «переживаемое человеком состояние внутреннего напряжения, возникающее вслед­ствие отражения в сознании нужды и побуж­дающее психическую активность, связанную с целеполаганием».

Изучая тему потребности необходимо рассмотреть функции потребностей. Для этого выделим две основные функции потреб­ностей личности: сигнальную и побуждающую.

Первая (сигнальная) состоит в том, что возникновение потребности сигнализирует человеку о появ­лении дефицита, изменении состояния (физи­ческого или психического), нужности чего-то. Именно измененное состояние, осознаваемое либо неосознаваемое человеком, является сиг­налом, запускающий деятельность.

Вторая функция (побуждающая) состоит в побуждении ак­тивности, деятельности для удовлетворения по­требности, с целью устранения или усиления потребностного состояния. Потребность выс­тупает как источник активности, побудитель деятельности, поведения человека.

2. Процесс осознания потребности предпола­гает его стадиальный характер.

1-я стадия — латентная или стадия фор­мирования потребности, в течение которой происходит специфическая настройка чувстви­тельности к внешним раздражителям.

2-я стадия — неосознаваемая модальность нужды (мотивации). Для нее характерно возник­новение у субъекта ощущения какого-то нового для себя состояния. Психологически это пере­живается как усиливающееся чувство тревоги. Энергия мотивации пока неспецифична, что может мотивировать любое иное поведение.

3-я стадия — стадия осознания потребнос­ти. Она характеризуется появлением нужды и осознанием потребности. Отчеты испытуемых свиде­тельствовали о появлении приятных ощуще­ний, мыслей, мечтаний и планов личности конкретного характера.

3. Как в отечественной, так и в зарубежной психологии личности существует множество классификаций потребностей. Предыдущий анализ сущности потребности, выявивший нео­днозначность подходов, объясняет и множество классификаций потребностей. Некоторые ав­торы, например, Мюррей, насчитали более 140 потребностей человека. Тем не менее, и в оте­чественной и в западной психологии сложи­лись определенные традиции в классификации потребностей.

Можно выделить две классификации по­требностей. В первой из них все потребности разделяются на биологические (материальные), социальные и идеальные (духовные).

Реализация биологических потребностей обеспечивает индивидуальное и видовое суще­ствование человека. Это потребности в пище, одежде, сне, жилище, безопасности, сексуаль­ные потребности, потребность экономии сил.

Социальные потребности отражают потреб­ности человека принадлежать к какой-либо группе, в признании, доминировании, лидер­стве, самоутверждении, внимании и привязан­ности окружающих, в уважении и любви, дисциплинированности, независимости-зави­симости.

Идеальные потребности — это потребнос­ти познания окружающего мира, смысла свое­го существования, самоуважении и самореа­лизации, собственно познавательные потреб­ности, эстетические потребности.

Другая классификация делит все виды по­требностей на два больших класса: потребнос­ти сохранения (нужды) и развития (роста).

Первый класс включает в себя:

1. Физиологические (голод, жажда, сон, актив­ность, секс) (по А. Маслоу),

2. Потребность в безопасности (по А. Мае-лоу) и сохранении (по К. Обуховскому),

3. Изобилия (полнота удовлетворения биологи­ческих потребностей) (по Р. Акоффу),

4. Биологические (по П. В. Симонову),

5. Материальные (по Ф. М. Достоевскому).

Второй класс потребностей — это:

1. Потребности в уважении и любви,

2. Самоуважении,

3. Самоактуализации (по А. Маслоу),

4. Познавательные, в том числе и познания смысла жизни,

5. Потребности в эмоциональном контакте, (по К. Обуховскому),

6. Социальные и идеальные потребности (по П. В. Симонову).

Таким образом, видно, что почти одни и те же потребности перетасовываются между собой в зависимости от способа их классификации.

4. Приведенные классификации позволяют выде­лить наиболее значимые с точки зрения практи­ческого поведения личности потребности. Рассмотрим их:

1. Потребность в достижении (успехе). Она выражает стремление человека к улучшению результатов деятельности. Потребность в дос­тижении наиболее тесно связана с успешнос­тью в деятельности. Как правило, эта потреб­ность наиболее полно удовлетворяется среди лиц с высоким уровнем мастерства. У женщин данная потребность выражена сильнее, чем у мужчин.

У людей со слабой потребностью в дости­жениях слабо выражена внутренняя мотива­ция деятельности. При этом они больше побуж­даются защитной мотивацией (мотивация из­бегания неудачи: не получить плохую оценку, не быть отчисленным или уволенным и т. п.). Потребность в достижении прямо и положи­тельно коррелирует с активностью в научной работе.

2. Потребность в аффиляции (межличностном общении). Данная потребность предусматри­вает высокий уровень эмпатии. Следует отли­чать эту потребность от потребности в покро­вительстве, помощи, признании со стороны других. Все это — разные стороны потребно­сти в аффиляции.

Экспериментальное изучении данной по­требности выявило следующие факты. При среднем уровне потребности в аффиляции у студентов наблюдается положительное ее вли­яние на успеваемость. Сильный уровень — от­рицательно связана с успешностью. У женщин этот вид потребности выражен сильнее, чем у мужчин, Кроме того потребность в аффиля­ции значимо влияет на степень удовлет­воренности студентов учением. Причем у муж­чин это влияние сильнее, чем у женщин. В то же время потребность в аффиляции практи­чески не оказывает влияния на облегчение учебной деятельности. Более того, у лиц с вы­соким уровнем этой потребности несколько возрастают трудности учения. С возрастом по­требность в аффиляции уменьшается. Установ­лено, что она положительно коррелирует с тре­вожностью.

3. Потребность в доминировании — возни­кает и удовлетворяется в процессе общения. Наряду с этой потребностью говорят о потреб­ности в самоутверждении, в лидерстве, в не­зависимости, ответственности. По мнению Ю. М. Орлова — все это различные потребности, весомая компонента в которых принад­лежит потребности в доминировании.

Данные экспериментального изучения этой потребности выявили ее противоречивое влия­ние на успеваемость. Например, стремление к доминированию вне связи с другими потребно­стями снижает учебную успешность студентов. Чем сильнее потребность в доминировании, тем меньше вероятность сдать сессию на отлично. Вместе с тем вероятность сдать сессию не ниже, чем на хорошо, уже не зависит от степени раз­вития потребности доминирования.

Положительная связь этой потребности с по­требностью в достижении оказывает положи­тельное влияние учебную успешность. Студен­ты с высоким уровнем потребности в домини­ровании испытывают меньше трудностей в учении. По-видимому, этот вид потребности повышает общий уровень мотивации, способ­ствуя тем самым облегчению учебной деятель­ности. У женщин влияние доминирования на облегчение учения выражено сильнее. При этом эффект облегчения возрастает с ростом успеваемости.

4. Потребность в познании. Интересно, что по­знавательная потребность, во всяком случае у студентов медвузов, обладает меньшей стиму­лирующей способностью, чем потребность в до­стижении. Показано, что вероятность учиться на отлично под влиянием познавательной по­требности повышается в 1,5 раза, а под влияни­ем потребности в достижении в 2 раза. Инте­ресно и то, что у студентов со средним уровнем познавательной потребности наблюдается наи­большая удовлетворенность учением. Студен­ты с высоким уровнем этой же потребности удовлетворены учением меньше. Зато познава­тельная потребность оказывает существенное влияние на облегчение учения: чем выше по­требность, тем легче учиться.

Таким образом, проведенные исследования показывают, что одна и та же потребность может повы­шать один показатель эффективности и сни­жать другой. Кроме того, видно, что направ­ление и интенсивность влияния различных по­требностей на один и тот же показатель деятельности различны. Все это свидетельству­ет о многозначных взаимоотношениях между потребностями и стимулируемыми ими деятельностями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: