Подходы к изучению личности

Подход, основанный на характерных особенностях личности. Данный подход основан на предположении, что основные структурные единицы личности – её характерные особенности – являются относительно стабильными. Иными словами, характерные особенности личности остаются постоянными в различных ситуациях. На основании этого подхода психологи заключают, что причины поведения человека находятся в нём самом. Влиянию ситуационных или средовых факторов, отводится очень незначительная роль. Характерные особенности предопределяют модель действия человека, независимо от ситуации или обстоятельств.

Например, если спортсмен выступает в соревнованиях, то он предрасположен к борьбе и к тому, чтобы полностью «выложиться», независимо от ситуации и результата. Предрасположенность, однако не означает, что спортсмен будет всегда так действовать; она лишь указывает на вероятность ведения борьбы в спортивных ситуациях.

Недостаток. Не учитывает определённые ситуации, которые также могут оказывать влияние на человека.

Ситуационный подход. Согласно ситуационному подходу, поведение определяется главным образом ситуацией или окружающей средой. Такой подход основывается на теории социального научения, которая объясняет поведение, используя понятия наблюдательного научения (моделирование) и социального подкрепления (обратная связь). Другими словами, воздействия окружающей среды и подкрепления усиления обуславливают модель поведения. Человек может уверенно действовать в одной ситуации, а неуверенно – в другой, независимо от его характерных особенностей. Более того, при значительном влиянии окружающей среды роль характерных особенностей личности будет минимальной. Например, если вы интровертированная личность, вы тем не менее можете действовать настойчиво и даже агрессивно, если на вас кто-то нападает.

Недостаток. Одной лишь ситуации недостаточно для точного прогнозирования поведения, следует также принимать во внимание характерные особенности личности.

Взаимосвязанный подход. Согласно взаимосвязанному подходу, ситуация и человек – содетерминанты поведения, то есть переменные, которые совместно обуславливают поведение человека. Иными словами, чтобы понять поведение, необходимо знать характерные особенности человека и конкретную ситуацию. Сторонники данного подхода задают следующие вопросы:

· Выступают ли экстравертированные спортсмены в командных дисциплинах, а интровертированные -–в индивидуальных?

· Будут ли люди с высоким уровнем мотивации дольше заниматься по программе физической подготовки, чем люди с низким уровнем мотивации?

· Предпочитают ли уверенные в себе дети соревновательные виды спорта, а недостаточно уверенные в себе молодые люди – несоревновательные спортивные ситуации?

План-проспект лекції підготовлено ст. викладачем ______________ І.П.Зенченковим


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: