Личность и спорт

Специфичность условий, существующих при занятиях физической культурой и спортом, определяется предметом деятельности как способа видения объекта исследования. Им является человек, сознательно овладевающий движениями своего тела, умениями целенаправленно перемещать его во времени и пространстве с помощью собственных усилий. С этой целью человек развивает физические качества (силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость), совершенствует психические процессы, состояния и качества личности. Он учится управлять собой в различных социальных условиях спортивной деятельности (содействие, противодействие), формирует общие и специальные алгоритмы действий (умения и навыки), необходимые для успешной реализации физической и психической активности в условиях собственной жизнедеятельности.

ЛИЧНОСТЬ. Личность представляет собой совокупность характеристик, которая делает человека неповторимым.

Сущность личности лучше всего можно понять, исходя из её структуры. Представим, что личность делится на три отдельных, но связанных между собой уровня:

· психологическое ядро;

· типичные реакции;

· поведение, обусловленное «играемой ролью».

Психологическое ядро. Основной уровень личности называется психологическим ядром. Это наиболее глубоко расположенный компонент включает отношения и ценности, интересы и побуждения, мнения о себе и самооценку. В сущности психологическое ядро представляет «реальное Я», а не то, что человек хотел бы, чтобы о нём думали. Например, ваши основные ценности могут касаться семьи, друзей, религии.

Типичные реакции. Типичные реакции – это способы приспособления к окружающей среде или обычные реакции на окружающий мир. К примеру, вы можете быть беззаботным, застенчивым или уравновешенным. Очень часто типичные реакции являются показателями психологического ядра.

Поведение, обусловленное «играемой ролью». Действия человека во многом связаны с тем, как он ощущает своё социальное положение. Это так называемое поведение, обусловленное "«играемой ролью", - наиболее изменяющийся аспект личности. Поведение изменится с изменением восприятия окружающей среды. Разные ситуации требуют выполнения различных ролей. В один и тот же день можно выполнять роль студента, тренера детской команды, служащего и друга. Поведение в этих ситуациях будет различным. Вполне нормальным является конфликт ролей. Например, у отца, тренирующего команду, в которой играет его сын, может возникнуть внутриличностный конфликт (роль тренера и отца).

Знание сущности данного человека (психологического ядра) и типичных реакций, позволяет глубже понять мотивацию, действия и поведение. Чтобы помочь человеку, необходимо узнать, чем он живёт. Изучение личности повышает эффективность работы специалистов со студентами, спортсменами и людьми, занимающихся физкультурой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: