Ход урока. Личность и судьба А. С. Грибоедова в оценках современников

Личность и судьба А. С. Грибоедова в оценках современников. История создания комедии «Горе от ума».

Цели урока:

Образовательные:

  • дать представление о личности и судьбе А.С. Грибоедова;
  • познакомиться с историей создания комедии «Горе от ума»

Равивающие:

  • развивать навык работы с историко-литературным материалом;
  • развивать умение выстраивать обзор (биографию) жизни и творчества писателя;

Воспитательные:

  • стимулировать интерес учащихся к чтению художественной литературы;
  • воспитывать твердую гражданскую позицию учащихся.

План урока:

План урока:

I. Сообщение темы урока, постановка целей.

II. Работа над темой

1) Фронтальный опрос по материалу, прочитанному дома

2) Рассказать историю создания комедии «Горе от ума» (развёрнутый устный ответ)

3) Размышление над названием комедии

III. Подведение итогов урока

IV. Домашнее задание.

Ход урока.

- Сегодня мы с вами начинаем изучение жизни и творчества гениального человека - А. С. Грибоедова. Скажите, какие ассоциации возникают у вас с этим именем? (Поэт, автор комедии «Горе от ума», дипломат, знакомый А.С. Пушкина)

Запишите сегодняшнюю дату и тему урока.

Дома вы читали биографию Грибоедова, составленную на основе воспоминаний современников.

Фронтальный опрос

1. Где учился А.С.Грибоедов и какое образование он получил? В Московском университетском пансионе, а затем в Московском университете, где закончил словесный, затем юридический факультеты, перешёл на естественно - механический, окончить который ему помешала Отечественная война 1812 года.

2. На каком музыкальном инструменте отлично играл Грибоедов? Фортепиано. А.С.Грибоедов создал несколько музыкальных произведений, самое известной из них вальс - позднее его назовут "Грибоедовским".

3. В какой полк и в каком звании А.С.Грибоедов вступил в 1812 г.? 26 июля 1812 г. Грибоедов вступил корнетом в Московский гусарский полк (добровольческое нерегулярное подразделение) графа Петра Ивановича Салтыкова, получившего дозволение на его формирование.

4. В каком ведомстве служил А.С. Грибоедов после увольнения с военной службы? А.С. Грибоедов служил в ведомстве Коллегии иностранных дел.

5. Что заставило Грибоедова изменить свою жизнь, почему он предпочёл покинуть Петербург? По свидетельствам современников, поворотной точкой в жизни Грибоедова стала гибель его друга Шереметева на дуэли с Завадовским, в которой Грибоедов был секундантом Шереметева. Грибоедов не смог отговорить друга от дуэли.

6. Куда и почему уехал Грибоедов в 1818 году? В 1818 году Грибоедов, получил назначение на должность секретаря при царском поверенном в делах Персии.

7. Под началом какого легендарного генерала служит А.С.Грибоедов на Кавказе? Как генерал к нему относился? А.С.Грибоедов служил на Кавказе под началом героя Отечественной войны 1812 года генерала М.Н.Ермолова. По свидетельству Д. Давыдова, Ермолов «любил его как сына».

8. Привлекался ли А.С.Грибоедов по делу декабристов? Если да - то как? Если нет - то почему? 11 февраля1826 года А.С.Грибоедов был доставлен в Петербург и заключён в помещение Главного штаба. На допросах он категорически отрицал всякую связь с декабристами и вскоре был освобождён из-под ареста, никаких компрометирующих свидетельств Следственной комиссии получить не удалось.

9. В каком году Грибоедов вернулся в Россию? В 1824.

10. Кем был назначен Грибоедов 25 апреля 1828 года? Полномочным министром при дворе персидском.

11. Где, когда и на ком женился Грибоедов? Грибоедов женился во время проезда через Тифлис на княжне Нине Чавчавадзе.

12. Когда и как погиб Грибоедов? 30 января 1829 года а Тегеране толпа из тысяч взбунтовавшихся персов перебила всех находившихся в посольстве, кроме секретаря Ивана Сергеевича Мальцова.

13. После гибели, тело А. С. Грибоедова было перевезено на Родину. Кто встретил печальную процессию и оставил свои впечатления об этой грустной встрече. Процитируйте текст воспоминаний. А.С.Пушкин, направляясь из Тифлиса в Карс, встретил арбу, на которой везли убитого. «Отдохнув несколько минут, я пустился далее и на высоком берегу реки увидел против себя крепость Гергеры. Три потока с шумом и пеной низвергались с высокого берега. Я переехал через реку. Два вола, впряжённые в арбу, подымались по крутой дороге. Несколько грузин сопровождали арбу. "Откуда вы?" - спросил я их. – "Из Тегерана". - "Что вы везёте?".- "Грибоеда". Это было тело убитого Грибоедова, которое препровождали в Тифлис»

  • В путешествии в Арзрум Пушкин писал: «Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны». Представьте, что биографии всех замечательных людей были бы написаны только их друзьями. Что означало бы это для истории литературы? Друзья смогли бы несравненно больше рассказать о личности, но в то же время их оценка была бы субъективной.
  • Попробуйте определить, кто из авторов воспоминаний действительно являлся другом Грибоедова. Бегичев, Пушкин, Каратыгин, Шимановский, Полевой.

- Александр Сергеевич Грибоедов прожил насыщенную жизнь, был разносторонне одарённым человеком, но в первую очередь его вспоминают как автора комедии «Горе от ума». Расскажите историю создания комедии.

По свидетельству Ф.Булгарина, замысел комедии у Грибоедова родился во сне, в 1820 году, во время его пребывания в Персии.

1821 год. Тифлис. Сложился план комедии. Написаны I и II акты. 1823 год. Комедия привезена в Москву. В имении Бегичева закончена работа над последними актами.

Комедия распространялась в рукописях. Было сделано около 40 тысяч рукописей. Одну из таких копий получил от приехавшего в Михайловское Пущина А.С.Пушкин.

При жизни Грибоедова, в 1825 году, была опубликована только небольшая часть комедии. Впервые без цензурных искажений комедия была напечатана в России в 1862 году.

Запись в тетрадь.

- Поразмышляем над названием комедии. Кто помнит, каким было её первоначальное название? Почему оно было изменено?

Первоначально пьеса называлась «Горе уму» и только потом стала комедией «Горе от ума». При изменении названия произошло и изменение идеи произведения. (Напечатать и поставить пьесу на сцене было не возможно из-за политического свободомыслия и направленности против существующих порядков)

В первом названии ум пассивен, он ничего не может изменить - отсюда драматический конфликт. Во втором названии ум активен, он сам навлекает на себя горе и поэтому смешон.

Изначально смысл комедии был бы совершенно ясен: Чацкий, умный человек, пытается открыть глаза людям на то, как они живут и чем они живут, пытается помочь им, но закостенелое, консервативное фамусовское общество его не понимает, объявляет сумасшедшим, и в конце концов, преданный и отвергнутый, Чацкий бежит от ненавистного ему мира.

Но, изменив название, он изменил и смысл.

Чтобы его понять, теперь нужно было изучить проблему ума в произведении, а для этого надо понять, насколько умен Чацкий.

Чацкий приезжает из-за границы, вкусив там другой жизни. В России царит поклонение начальству, ханжество, страх осуждения, самоунижения, лишь бы угодить и т.д. Будучи человеком образованным и умным, герой не «вписывается» в это общество. И гоним его представителями. «Безумным вы меня прославили все хором!» Т.е. общество считает, что образование и просвящение - вредят и приводят к безумию.

Домашнее задание: прочитать комедию «Горе от ума».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: