Тема 7: Личность

Человек – социальное существо, и в социуме он проявляет себя как личность[1]. Личность - прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем — черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение.

В структуру личности включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки[2].

Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века[3].

В конце 30-х годов ХХ века в психологии личности началось активное размежевание направлений исследований, и ко второй половине ХХ века сложилось много различных теорий личности.

  Типы теорий личности
По способу объяснения поведения Психодинамические Социодинамические Интеракционистские
По способу получения данных Экспериментальные Неэкспериментальные
Точка зрения на личность Структурные Динамические
Возрастной диапазон Дошкольный и школьный период Вся жизнь
Описание личности Черты, качества и свойства Формы поведения

Психодинамические теории описывают личность исходя из ее психологических, или внутренних характеристик; поведение объясняется только на их основе. Социодинамические теории ведущую роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам. Интеракционистскими называют теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.

Экспериментальные теории личности построены на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов. Авторы неэкспериментальных теорий опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.

Для структурных теорий главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться. Динамическими называют теории, основная тема которых — преобразование, изменение в развитии личности - ее динамика.

Ряд теорий личности, характерных для возрастной и педагогической психологии, построен на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности, как правило, от рождения до окончания средней школы, т. е. от младенчества до ранней юности. Есть и теории, авторы которых поставили перед собой задачу проследить развитие личности в течение всей жизни человека.

Наконец, существенным основанием для деления теорий личности на типы выступает то, на что в них обращено преимущественное внимание: внутренние свойства, черты и качества личности или ее внешние проявления (поведение и поступки).

1. Согласно теории черт (Г. Оллпорт, Р. Кеттел) люди отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных, независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического или другого, менее строгого ее обследования, основанного, например, на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью.

В результате процедуры экспериментального исследования личности методом «факторного анализа», был выделен и описан ряд реально существующих факторов, или черт личности. Каждая из них получила двойное название, характеризующее степень ее развитости: сильную и слабую. На основе экспериментально выявленного набора черт Кеттел построил 16-факторный личностный опросник[4].

Пять факторов-черт из в 16-факторного ЛО Р. Кеттела:

Экстраверсия Разговорчивый — молчаливый, открытый — замкнутый, склонный к риску — осторожный.
Уживчивость Выдержанный — раздражительный, уступчивый — упрямый, содействующий — противодействующий.
Добросовестность Аккуратность — неаккуратность, ответственность — безответственность, обязательность — необязательность.
Эмоциональная устойчивость Спокойный — тревожный, уравновешенный — неуравновешенный, минорный — мажорный.
Культура Интеллектуально развитый — неразвитый, тонкий — грубый, любящий искусство — безразличный к искусству.

В ЛО Кеттела более 100 вопросов, на которые испытуемые отвечают утвердительно или отрицательно. Ответы группируются в соответствии с «ключом», определяется выраженность фактора, свидетельствующего о развитии соответствующей черты личности и вычерчивается «личностный профиль» испытуемого, включающий его оценки по каждому фактору.

Набор черт, которые, по Р. Мейли, достаточно полно характеризуют личность:

1. Уверенность в себе — неуверенность.

2. Интеллектуальность (аналитичность) — ограниченность (отсутствие развитого воображения).

3. Зрелость ума — непоследовательность, алогичность.

4. Рассудительность, сдержанность, стойкость — суетность, подверженность влиянию.

5. Спокойствие (самообладание) — невротичность (нервозность).

6. Мягкость — черствость, цинизм.

7. Доброта, терпимость, ненавязчивость — эгоизм, своеволие.

8. Дружелюбие, покладистость, гибкость — ригидность, тираничность, мстительность.

9. Добросердечие, мягкость — злобность, черствость.

10. Реализм — аутизм.

11. Сила воли — безволие.

12. Добросовестность, порядочность — недобросовестность, непорядочность.

13. Последовательность, дисциплина ума — непоследовательность, разбросанность.

14. Уверенность — неуверенность.

15. Взрослость — инфантилизм.

16. Тактичность — бестактность.

17. Открытость (контактность) — замкнутость (уединенность).

18. Веселость — грустность.

19. Очарованность — разочарованность.

20. Общительность — необщительность.

21. Активность — пассивность.

22. Самостоятельность — конформность.

23. Экспрессивность — сдержанность.

24. Разнообразие интересов — узость интересов.

25. Чувствительность — холодность.

26. Серьезность — ветреность.

27. Честность — лживость.

28. Агрессивность — доброта.

29. Бодрость — веселость.

30. Оптимизм — пессимизм.

31. Смелость — трусость.

32. Щедрость — скупость.

33. Независимость — зависимость.

Теория черт имеет серьезные недостатки.

- Во-первых, пользуясь различными исходными данными, исследователи получают неодинаковые списки факторов, причем их мнения по поводу необходимости и достаточности выявленного набора личностных черт оказываются весьма различными. Некоторые считают, что для полной психологической характеристики личности вполне достаточно иметь всего лишь 5 черт, другие утверждают, что для этого мало и 20.

- Во-вторых, на основе знания личностных черт нельзя точно предсказать поведение человека даже в тех ситуациях, которые связаны с выявленными чертами. Как выяснилось, поведение человека, кроме черт личности, зависит от многих других условий, в частности от особенностей самой ситуации, в которой оно рассматривается.

В концепции личности Г. Айзенка выделяются два измерения личности: интроверсияэкстраверсия и нейротизмстабильность. Эти факторы являются независимыми друг от друга. Каждый из полюсов этих измерений личности представляет собой суперчерту, так как в основе каждой из них лежит совокупность нескольких составных черт. В теории Айзенка для суперчерт применяется термин «тип».

Экстравертированный тип характеризуется обращенностью личности к окружающему миру. Таким людям свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, постоянное стремление к контактам, тяга к новым впечатлениям, раскованные формы поведения, высокая двигательная и речевая активность. Они легко откликаются на различные предложения, «зажигаются», берутся за их выполнение, но также легко могут и бросать начатое, берясь за новое дело.

Интровертированный тип характеризует направленность личности на себя, на явления собственного мира. Для таких людей характерна низкая общительность, замкнутость, склонность к самоанализу, рефлексии. Прежде чем взяться за что-либо, они анализируют условия, ситуацию, задачу; склонны к планированию своих действий. Внешнее проявление эмоций находится под контролем, но это не свидетельствует о низкой эмоциональной чувствительности, скорее справедливо обратное.

В зависимости от сочетания параметров интроверсия — экстраверсия и нейротизм—стабильность, можно выделить 4 группы.

  стабильный невротичный
интроверт Спокойный, уравновешенный, надежный, контролируемый, миролюбивый, внимательный, заботливый, пассивный. Склонный к переменам настроения, тревожный, ригидный, рассудительный, пессимистичный, замкнутый, необщительный, тихий.
экстраверт Лидер, беззаботный, веселый, покладистый, отзывчивый, разговорчивый, дружелюбный, общительный. Ранимый, беспокойный, агрессивный, возбудимый, непостоянный, импульсивный, оптимистичный, активный.

Представленные в таблице черты, описывающие тот или иной тип личности, относятся к крайним вариантам типа. Понятно, что при менее выраженных особенностях (экстраверсии, интроверсии или нейротизма) и описания будут более «мягкими», не столь категоричными.

За годы существования данной концепции по всему миру проведено огромное количество исследований, целью которых было выявление различий между типами. Эмпирически установлено, что:

· экстраверты более терпимо относятся к боли, чем интроверты;

· экстраверты делают больше пауз во время работы, чтобы поболтать и попить кофе, чем интроверты;

· интроверты предпочитают теоретические и научные виды деятельности, в то время как экстраверты склонны отдавать предпочтение работе, связанной с людьми;

· интроверты чувствуют себя более бодрыми по утрам, тогда как экстраверты — по вечерам; соответственно, интроверты лучше работают утром, а экстраверты — во второй половине дня.

Значительно позже того, как Айзенк описал экстраверсию и интроверсию, он ввел в свою теорию еще одно измерение — психотизм. Таким образом, в настоящее время в теории Айзенка выделяются не два, а три независимых измерения личности. Люди с высокой степенью выраженности такой суперчерты, как психотизм, являются эгоцентричными, импульсивными, равнодушными к другим, склонны к асоциальному поведению, трудно контактируют с людьми и не находят у них понимания, отличаются конфликтностью и неадекватностью эмоциональных реакций.

2. Согласно теории социального научения индивидуальные различия в поведении, которые обнаруживаются у детей и взрослых, являются результатом опыта их длительного пребывания в различных жизненных условиях, взаимодействия и взаимоотношений с разными людьми. Основные механизмы приобретения человеком новых форм поведения и его развития как личности — это научение условно-рефлекторным путем через наблюдение других (викарное научение) и подражание.

Устойчивость человека как личности определяется не его собственными психологическими характеристиками, а частотой и постоянством возникновения одних и тех же «стимульных ситуаций», одинаковостью связанных с ними подкреплений и наказаний, идентичностью оценок поведения индивида со стороны других людей, успешностью и частотой повторения в прошлом соответствующих социальных действий.

3. Примером интеракционистской теории личности является концепция, разработанная американским ученым У. Майшелом. Согласно этой концепции личностные факторы, которые совместно с ситуацией определяют поведение человека, делятся на ряд групп:

1. Способности человека, т. е. то, что он в состоянии самостоятельно и независимо от ситуации сделать в данной обстановке.

2. Когнитивные стратегии — способы восприятия и оценки человеком ситуации, выбора форм поведения в ней.

3. Ожидания — оценки вероятных последствий совершения в данной ситуации тех или иных поступков.

4. Ценности (то, что представляет для данного человека наибольшую важность, имеет смысл). Человек обычно выбирает такой способ поведения, который приводит к утверждению его ценностей.

5. Планы поведения, способы его субъективной регуляции. Оказавшись в какой-либо ситуации, люди обычно предпочитают действовать привычным для них способом, по уже проверенному опытом плану.

4. Ппсихоаналитическая теория личности разработана 3. Фрейдом.

Самосознание человека Фрейд сравнивал с вершиной айсберга: лишь незначительная часть того, что происходит в душе человека и характеризует его как личность, им осознается. Основная часть его опыта и личности находится вне сферы сознания, и только специальные процедуры психоанализа позволяют проникнуть в нее.

Структура личности, по Фрейду, имеет три составляющие: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» — это собственно бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. «Я» — сознание, а «Сверх-Я» представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. «Оно» действует в соответствии с так называемым принципом удовольствия. «Я» ориентируется на принцип реальности, а «Сверх-Я» руководствуется идеальными представлениями — принятыми в обществе нормами морали и ценностями. «Оно» является продуктом унаследованного человеком от животных биологического опыта (в теории самого Фрейда) или неосознаваемым результатом неблагоприятно сложившегося индивидуального опыта жизни (в концепциях неофрейдистов). «Я» — это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. «Сверх-Я» — это итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятия им норм и ценностей общественной морали. Основные источники формирования «Сверх-Я» личности — это родители, учителя, воспитатели, другие люди, с которыми данный человек вступал в длительное общение и личные контакты на протяжении жизни, а также произведения литературы и искусства.

Система жизненно важных потребностей человека, которая составляет содержание «Оно», постоянно требует удовлетворения и бессознательно направляет психическую активность человека, регулируя его психические процессы и состояния. Неосознаваемые влечения, идущие от «Оно», чаще всего находятся в состоянии конфликта с тем, что содержится в «Сверх-Я», т. е. с социальными и нравственными оценками поведения; поэтому между «Оно» и «Сверх-Я» существуют постоянные и неизбежные противоречия. Они разрешаются с помощью «Я» — сознания, которое, действуя в соответствии с принципом реальности, стремится разумно примирить обе конфликтующие стороны таким образом, чтобы влечения «Оно» были в максимальной степени удовлетворены и при этом не были нарушены нормы морали.

Состояния неудовлетворенности собой, тревожности, беспокойства, часто возникающие у человека, являются субъективным, эмоционально окрашенным отражением в сознании человека борьбы «Оно» и «Сверх-Я», неразрешимых или неразрешенных противоречий между тем, что побуждает поведение на самом деле («Оно»), и тем, что им должно было бы руководить («Сверх-Я»).

Стремясь избавиться от этих неприятных эмоциональных состояний, человек с помощью «Я» вырабатывает у себя так называемые защитные механизмы. Вот некоторые из них:

1. Отрицание. Когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он «закрывает на нее глаза», прибегает к отрицанию ее существования или старается снизить серьезность возникшей для его «Сверх-Я» угрозы. Одна из наиболее распространенных форм такого поведения — неприятие, отрицание критики в свой адрес со стороны других людей, утверждение, что то, что критикуется, на самом деле не существует. В некоторых случаях такое отрицание играет определенную психологическую защитную роль, например, когда человек действительно серьезно болен, но не принимает, отрицает этот факт, и тем самым он находит в себе силы продолжать бороться за жизнь. Однако чаще отрицание мешает людям жить и работать: не признавая критики в свой адрес, они не стремятся избавиться от имеющихся недостатков.

2. Подавление. В отличие от отрицания, которое большей частью относится к информации, поступающей извне, подавление относится к блокированию со стороны «Я» внутренних импульсов и угроз, идущих от «Сверх-Я». В этом случае неприятные признания самому себе и соответствующие переживания как бы вытесняются из сферы сознания, не влияют на реальное поведение. Чаще подавляются те мысли и желания, которые противоречат принятым самим же человеком моральным нормам. Случаи внешне необъяснимого забывания, не сопровождающиеся выраженными психическими расстройствами, являются примерами активной работы бессознательного механизма подавления.

3. Рационализация - способ разумного оправдания любых поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство. Обращение к рационализации характерно тем, что оправдание поступку находится обычно уже после того, как он совершен. Наиболее типичные приемы рационализации следующие: а) оправдание своей неспособности что-либо сделать нежеланием это делать; б) оправдание совершенного нежелательного действия «объективными» сложившимися обстоятельствами.

4. Формирование реакции. Иногда люди могут скрывать от самих себя мотив собственного поведения за счет его подавления через особо выраженный и сознательно поддерживаемый мотив противоположного типа. К примеру, бессознательная неприязнь к ребенку может выражаться в нарочитом внимании к нему. Такая тенденция и получила название «формирование реакции».

5. Проекция. Все люди имеют нежелательные свойства и черты личности, которые они неохотно признают, а чаще совсем не признают. Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде.

6. Интеллектуализация. Это своеобразная попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем ее как бы отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах.

7. Замещение. Оно выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым способом.

Если защитные механизмы не срабатывают, то неудовлетворенные импульсы, исходящие из «Оно», проявляются в закодированной, символической форме, например в сновидениях, описках, обмолвках, шутках, странностях поведения человека, вплоть до появления патологических отклонений.

Теория личности 3. Фрейда и концепции неофрейдистов неоднократно подвергались критике из-за крайней биологизации человека, отождествления мотивов его социального поведения с биологическими потребностями животных, принижения роли сознания. Теория Фрейда по существу является умозрительной: многие из содержащихся в ней положений, хотя они и кажутся интересными и жизненно правдивыми, не являются научно доказанными; Фрейд строил широкие теоретические обобщения на основании клинических наблюдений лишь за несколькими пациентами.

Но не следует умалять и заслуг Фрейда и неофрейдистов в разработке общепсихологической теории личности (они касаются проблемы бессознательного и защитных механизмов, их роли в детерминации поведения).

К психоаналитическому направлению традиционно относят и теорию личности А. Адлера (которая известна как индивидуальная теория личности или индивидуальная психология). Адлер — один из первых и любимых учеников Фрейда, хотя в действительности большинство положений индивидуальной психологии развивались как антитезисы теории Фрейда. Теория А. Адлера по своему духу и основным концептуальным положениям может быть рассмотрена как предвестник и предтеча современной гуманистической психологии.

Сущностные основы теории Адлера связаны с такими понятиями, как

1) фиктивный финализм;

2) стремление к превосходству;

3) чувство неполноценности и компенсация;

4) социальный интерес;

5) стиль жизни;

6) креативное «Я».

По Адлеру, основные цели человека, которые и определяют направление жизни личности, представляют собой фиктивные цели — их соотнесенность с реальностью невозможно проверить. Но несмотря на фиктивность, именно наличие таких финальных целей является реальным стимулом активности человека и объясняет его поведение. Некоторые люди, например, могут выстраивать свою жизнь, исходя из представления о том, что напряженная работа и немного удачи позволяют достичь почти всего. Это утверждение (по Адлеру) — лишь фикция, так как многие из тех, кто напряженно работает, не получают того, что они заслуживают. Другими примерами фиктивных убеждений, которые способны оказывать влияние на жизнь человека, являются следующие: «честность — лучшая политика», «все люди созданы равными». Вера в то, что праведники попадут в рай, а грешников ждет ад, несомненно, также оказывает влияние на поведение человека. И эта вера тоже является примером фиктивного финализма. Финальная цель, являясь фикцией, неким идеальным представлением, несмотря на это, играет роль реального стимула, мотива вполне конкретного устойчивого поведения человека.

«Индивидуальная психология решительно настаивает на том, что психологические феномены невозможно понять, не основываясь на принципе финализма. Причины, силы, инстинкты, побуждения не могут быть основой для объяснения. Только финальные цели могут объяснить человеческое поведение».

Первоначально в качестве конечной цели, к которой стремятся все люди, Адлер называл стремление к власти. Позднее он отказался от термина «воля к власти» в пользу термина «стремление к превосходству». Стремление к превосходству при этом не сводится лишь к достижению высокого социального статуса или лидерства. Стремление к превосходству — это общее стремление к росту, движение в направлении «снизу вверх». Таким образом, стремление к превосходству может выражаться огромным числом различных способов, и каждый человек по-своему реализует это стремление.

Чувство неполноценности — это чувство, возникающее в связи с переживанием собственной социальной или психологической несостоятельности. Оно возникает из ощущения дефектности или несовершенства в любой жизненной сфере. Чувство неполноценности присуще практически всем людям. По существу, в основе всего, что делают люди, лежит стремление к преодолению ощущения собственной неполноценности и к упрочению чувства превосходства. Следовательно, чувство неполноценности не является признаком патологии. Напротив, оно является причиной совершенствования человека. Вместе с тем чувство неполноценности при определенных обстоятельствах (например, связанных с неправильным воспитанием) может усиливаться и достигать аномального уровня. В этом случае говорят о формировании комплекса неполноценности.

Адлер выделял три вида страданий, испытываемых в детстве, которые могут привести к развитию комплекса неполноценности: неполноценность органа, чрезмерная опека, отвержение со стороны родителей. Стремление к компенсации неполноценности ведет человека к развитию — либо в той сфере, в которой ощущается неполноценность, либо в другой. В качестве классического примера компенсации неполноценности органа можно вспомнить Демосфена, который в детстве страдал заиканием, а впоследствии стал одним из величайших ораторов. Однако в определенных случаях компенсация может уступить место гиперкомпенсации, в результате чего развитие может пойти по аномальному пути и привести к формированию компенсаторного комплекса превосходства.

Социальный интерес (чувство общности), по Адлеру, включает в себя стремление к кооперации, к идентификации с группой, к проявлению эмпатии. У людей выражена тенденция подчинять свои личные потребности, частные выгоды делу социальной пользы, общей пользы. В основе своей социальный интерес является врожденным, так как люди — по своей природе социальные существа. Однако автоматически эта природная предрасположенность вряд ли будет реализована, для того чтобы она проявилась в должной мере, необходимы определенные усилия. В развитии социального интереса большое значение, таким образом, имеет социальные окружение и воспитание, причем уже на самых ранних этапах развития ребенка.

Все люди имеют общую базовую цель — достижение превосходства, но пути ее достижения различны. Жизненный стиль включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которое определяют неповторимую картину существования индивида. Все поведение человека определяется его жизненным стилем. Один человек старается обрести превосходство, развивая свой интеллект, другой видит этот путь в физическом совершенствовании. Жизненный стиль формируется в детстве, приблизительно к пятилетнему возрасту, и в дальнейшем существенно не изменяется. Предполагается, что жизненный стиль определяется специфической неполноценностью ребенка, воображаемой или реальной, он является компенсацией конкретной неполноценности. В его основе лежат наши усилия, направленные на преодоление чувства неполноценности и за счет этого упрочивающие чувство превосходства.

Согласно идее креативного «Я», человек сам творит свою личность. Наследственность и субъективный жизненный опыт являются лишь материалом, из которого человек сам строит свою личность. И даже стиль жизни оказывается подчиненным креативному «Я»: он формируется под влиянием творческих способностей личности. Каждый человек может свободно создавать свой собственный стиль жизни. Именно креативное «Я» является в теории Адлера первопричиной личности, которая определяет и жизненный стиль, и развитие социального интереса, и сами цели жизни, а также способы их достижения.

5.Гуманистическая психология возникла как альтернатива тем концепциям, которые полностью или частично отождествляли психологию и поведение человека и животных.

Основное внимание в теориях личности в русле гуманистической психологии сосредоточено на описании строения и развития внутреннего опыта человека в том виде, в каком он представлен самому человеку в самосознании и мышлении. Сторонники гуманистических теорий предпочитают описывать феноменологию личности, а не искать ее объяснение; поэтому теории данного типа иногда называют феноменологическими. Сами описания личности и событий в ее жизни в основном сосредоточены на настоящем жизненном опыте, а не на прошлом или будущем, и даются в терминах типа «смысл жизни», «ценности», «жизненные цели» и т. п.

Наиболее известными представителями этого подхода к личности являются американские психологи А. Маслоу и К. Роджерс.

По Роджерсу, каждый человек обладает стремлением и имеет способность к личностному самосовершенствованию. Как существо, наделенное сознанием, он сам для себя определяет смысл жизни, цели и ценности. Основные вопросы, которые каждый человек ставит и должен решать, следующие: Кто я есть? Что я могу сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть?

Центральным понятием для теории Роджерса стало понятие «Я», включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития. Образ «Я», складывающийся в результате личного жизненного опыта, оказывает в свою очередь влияние на восприятие данным человеком мира, других людей, на оценки, которые дает человек собственному поведению.

Я-концепция может быть положительной, амбивалентной (противоречивой), отрицательной. Индивид с положительной Я-концепцией видит мир иначе, чем человек с амбивалентной или отрицательной. Я-концепция может неверно отражать реальность, быть вымышленной и искаженной. То, что не согласуется с Я-концепцией человека, может быть вытеснено из его сознания, отвергнуто, хотя на самом деле может оказаться истинным.

Я-концепция - обобщенное представление человека о самом себе, «теория себя», которая постоянно находится в развитии. Формирование и изменение «я-концепции» происходит под влиянием семьи (причем не только в детском возрасте), опыта социального взаимодействия в школе, в рабочем коллективе, в неформальных группах.

«Я-концепция» содержит несколько уровней представлений: реальная «я-концепция» (какой я?), зеркальная (каким меня видят другие?), идеальная (каким бы я хотел быть?), которые не совпадают. Различия между реальной и идеальной «я-концепцией» являются, с одной стороны, источником саморазвития личности, а с другой - причиной внутриличностных конфликтов.

В состав «я-концепции» (как ее аффективно-оценочная часть) входит самооценка -ценность, которую человек видит в своей личности в целом или в отдельных ее сторонах. В основе самооценки лежит система личностных смыслов - ценностей; она формируется на базе оценок окружающих, собственных оценок своей деятельности и соотношения реального и идеального представлений о себе.

Самооценка может быть общая и частная. Общая самооценка - принятие или неприятие себя в целом, самоуважение. Частные(парциальные) самооценки отражают отношение к отдельным чертам, поступкам, видам деятельности. Самооценка может быть разного уровня осознанности. Она характеризуется:

- уровнем (высокая, средняя, низкая)

- соотношением с реальной успешностью (адекватная, неадекватная - завышенная или заниженная)

- строением (конфликтная, бесконфликтная).

Для развития личности оптимальна высокая общая самооценка, устойчивая, но гибкая, и адекватные частные разного уровня. Отрицательное влияние оказывает ригидная (жесткая) самооценка или сильно колеблющаяся, неустойчивая. Конфликтность самооценки может быть продуктивной или дезорганизующей; обычно она возрастает в критические периоды развития.

Сохранение сформировавшейся, привычной самооценки для человека становится потребностью, в результате чего возникает ряд феноменов. Пример: аффект неадекватности - отрицательное эмоциональное состояние в связи с неуспехом, игнорирование факта неуспеха или поиск виновного, в результате чего обеспечивается сохранение уровня притязаний; так называемый «дискомфорт успеха» и др..

Самооценка влияет на поведение и деятельность человека, определяет степень социальной адаптации, и в то же время зависит от нее. Показательно, что отношение человека к самому себе формируется в общей системе отношения к миру позже всего.

Каким же образом самооценка влияет на процесс адаптации к социальной среде? Исследования уровня самооценки у несовершеннолетних правонарушителей дают противоположные результаты. Скорее всего, дело в несовпадении самооценки с оценкой личности подростка социальной средой: самооценка всегда оказывается выше. Возникает потребность в признании, отсюда - поиск иной среды, в подростковом возрасте особенно активный, чаще всего в этой среде действует «контрнормативная» шкала ценностей, где поощряется «делинквентное» поведение.

Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности,— это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению.

Психологические характеристики самоактуализирующейся личности:

- активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;

- принятие себя и других людей такими, какие они есть;

- непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств;

- сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне, в противовес ориентации только на внутренний мир, сосредоточенности сознания на собственных чувствах и переживаниях;

- обладание чувством юмора;

- развитые творческие способности;

- неприятие условностей, но без показного их игнорирования;

- озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья;

- способность к глубокому пониманию жизни;

- установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений;

- способность смотреть на жизнь открытыми глазами, оценивать ее беспристрастно, с объективной точки зрения;

- непосредственная включенность в жизнь с полным погружением в нее (как это обычно делают дети);

- предпочтение в жизни новых, непроторенных и небезопасных путей;

- умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнение других людей, традиции или условности, позиции авторитетов;

- открытое и честное поведение во всех ситуациях;

- готовность стать непопулярным, подвергнуться осуждению со стороны большинства окружающих людей за нетрадиционные взгляды;

- способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее;

- приложение максимума усилий для достижения поставленных целей;

- умение замечать и, если есть необходимость, преодолевать сопротивление других людей.

«Самоактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое-то дело... Они преданы»тому делу, оно является чем-то очень ценным для них — это своего рода призвание». Все люди такого типа стремятся к реализации высших ценностей, которые не могут быть сведены к чему-то еще более высокому (добро, истина, порядочность, красота, справедливость, совершенство и др.); эти ценности выступают для них как жизненно важные потребности. Существование для самоактуализирующейся личности предстает как процесс постоянного выбора, непрестанное решение гамлетовской проблемы - быть или не быть. В каждый момент жизни у личности есть выбор: продвижение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или отступление, отказ от борьбы и сдача позиций. Самоактуализирующаяся личность выбирает всегда движение вперед, преодоление препятствий.

Самоактуализация предполагает опору на собственные силы, наличие у человека самостоятельного, независимого мнения по основным жизненным вопросам. Это — процесс постоянного развития и

практической реализации своих возможностей. Это «труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать», это «отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе».

6.В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представителей школы Л. С. Выготского (А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович). Теорию, предложенную Л. И. Божович, можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих период развития личности с раннего дошкольного детства до юности и использующих для описания личности понятия, характеризующие внутренние свойства и особенности человека.

Опираясь на понятия о ведущей деятельности и социальной ситуации развития, введенные Л. С. Выготским, Л. И. Божович показала, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией. Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности, предпосылка к ее развитию, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности.

А. Н. Леонтьев представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности. Теорию А. Н. Леонтьева можно оценить как психодинамическую, неэкспериментальную, структурно-динамическую, охватывающую всю жизнь человека и описывающую личность в психологических (мотивы) и поведенческих (деятельность) терминах.

Основной внутренней характеристикой личности у А. Н. Леонтьева также является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории служит «личностный смысл». Он выражает отношение целей деятельности человека, т. е. того, на что она в данный момент непосредственно направлена, к ее мотивам, тому, что ее побуждает. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые личность включена, чем они более развиты и упорядочены (иерархизированы), тем богаче сама личность.


[1] Наряду с понятиями «человек», «личность» в науке нередко употребляются термины «индивид», «индивидуальность». Понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям. Понятие «индивид» характеризует именно данного конкретного человека и дополнительно включает психологические и биологические свойства (в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства). «Индивидуальность» — это самое узкое по содержанию понятие, оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.

[2] Способности - свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент - качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер - качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества влияют на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация — переживания и побуждения к деятельности, социальные установки — убеждения и отношения людей.

[3] Однако теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до этого времени, и в истории соответствующих исследований можно выделить три периода: философско-литературный, клинический и собственно экспериментальный.

Первый берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжается до начала XIX в. Основными проблемами психологии личности были вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения личности были широкими, включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру. Такое понимание личности отчасти сохранилось и до сих пор, что имеет свои основания. Действительно, если признать, что личность есть понятие, характеризующее человека и его деяния в целом, то к нему должно быть отнесено все то, что сделано человеком, принадлежит ему, касается его. В художественном творчестве, философии, социальных науках такое понимание личности оправдано, однако в психологии оно представляется слишком широким.

В первые десятилетия XIX в. проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они первыми стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять наблюдаемое поведение. При этом делались не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе человеческой личности. Этот период получил название клинический.

Понятие личности было сужено. В центре внимания психиатров оказались особенности личности, обычно обнаруживающиеся у больного человека. В дальнейшем было установлено, что эти особенности существуют, но умеренно выражены практически у всех здоровых людей, а у больных, как правило, гипертрофированы (экстраверсия и интроверсия, тревожность и ригидность, заторможенность и возбудимость). Пользуясь определениями врачей-психиатров можно описать и вполне нормальную, и патологическую, и акцентуированную (как крайний вариант нормы) личность. Но такой подход для целостного описания психологии нормальной личности являлся слишком узким. В описания личности не входили качества, которые при любых условиях всегда положительны, «нормальны» (способности, порядочность, совесть, честность и пр.)

В первые десятилетия ХХ столетия изучением личности стали заниматься и профессиональные психологи, которые до этого времени обращали внимание главным образом на исследование познавательных процессов и состояний человека. Они попытались придать соответствующим исследованиям экспериментальный характер, введя в них математико-статистическую обработку данных с целью точной проверки гипотез и получения достоверных фактов, на основе которых затем можно было бы строить экспериментально проверенные, а не умозрительные теории личности. Важной задачей экспериментального периода в изучении личности стала разработка надежных и валидных тестовых методов оценивания нормальной личности.

Экспериментальный период в исследованиях личности совпал по времени с общим кризисом психологической науки, одной из причин которого явилась несостоятельность психологии того времени в объяснении целостных поведенческих актов. Господствовавший в нем атомистический подход требовал разложения психологии человека на отдельные процессы и состояния; в конце концов человек оказался представленным совокупностью отдельных психических функций, из суммы которых трудно было сложить его личность и понять комплексные формы его социального поведения.

Вместе с тем в атомистической, функциональной психологии уже в то время широко применялись эксперимент и аппарат математической статистики. Новая область знаний — психология личности — не могла строиться на старой, умозрительной основе или на базе непроверенных, собранных в клинике единичных данных. Нужны были:

- поворот от больной личности к здоровой,

- новые, более точные и надежные методы исследования,

- научный эксперимент, отвечающий требованиям, принятым при изучении ощущений, восприятия, памяти и мышления.

Экспериментальные исследования личности в России были начаты А. Ф. Лазурским, а за рубежом — Г. Айзенком и Р. Кеттелом. А. Ф. Лазурский разработал технику и методику ведения систематических научных наблюдений личности, а также процедуру проведения естественного эксперимента, в котором можно было получать и обобщать данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности. Заслугой Г. Айзенка явилась разработка методов и процедур математической обработки данных наблюдений, опросов и анализа документов, собранных о личности из разных источников. В результате такой обработки получались коррелирующие (статистически связанные) между собой факты, характеризующие общие, наиболее распространенные и индивидуально устойчивые черты.

[4] В дальнейшем количество экспериментально выявленных факторов-черт значительно увеличилось. По свидетельству Р. Мейли, одного из сторонников теории личностных черт, существует по меньшей мере 33 такие черты, которые являются необходимыми и достаточными для полного психологического описания личности. В целом же в многочисленных исследованиях, выполненных к настоящему времени в русле теории черт, приведено описание около 200 таких черт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: