Детерминанты психического развития

В психологии создано много теорий, по-разному объясняющих психическое развитие. С точки зрения предпочтения авторами биологической или средовой, социально культурной детерминации выделяют:

1. биологизаторское (биогенетическое) направление – развитие психики предопределено врожденными и генетическими задатками (способности, черты характера, формы поведения). Развитие есть постепенное развертывание этих свойств во времени, а вклад средовых влияний очень ограничен (среда – лишь условие изначально предопределенного развития). Наследственность определяет и темп (быстрый или медленный), и предел (одаренность или посредственность). Сторонники:

· теория рекапитуляции Ст. Холла (биогенетический закон Э.Геккеля (онтогенез представляет сокращенное повторение филогенеза), что позволило представить развитие психики ребенка как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества. Ребенок в первые месяцы жизни находится на стадии млекопитающего, во втором полугодии достигает стадии высшего млекопитающего – обезьяны, затем – начальных ступеней человеческого состояния, развития первобытных народов, начиная с поступления в школу, усваивает человеческую культуру – сначала в духе античного и ветхозаветного мира, позже в подростковом возрасте – фанатизма Христианской культуры, лишь к зрелости поднимаясь до уровня культуры Нового времени.

Состояния и занятия маленького ребенка становятся отголосками ушедших веков. Ребенок закапывается в куче песка – его притягивает пещера также, как и его далекого предка. Он просыпается в страхе ночью – значит, ощутил себя в первобытном лесу, полном опасностей. Он рисует, и его рисунки подобны наскальным изображениям

· евгеника (от греч. eugennes – хорошего рода) Ф. Гальтона – теория о наследственном здоровье человека и путях его улучшения

· глубинная психология (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер) – развитие определено биологическими потребностями, влечениями, переживаниями.

· представитель конституциональной психологии Э. Кречмер – психические особенности связаны с конституцией (типом телосложения).

2. социологизаторское (социогенетическое) направление – изначально человек чистая доска (tabula rasa), а все его достижения и особенности обусловлены внешними воздействиями. Его истоки в идеях французского философа 17 в. Дж. Локка: на этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягащенный наследственностью, вырастет таким, каким захотят его видеть взрослые. Социальная среда – понятие широкое (общество, его культурные традиции, уровень развития науки и искусства, идеология, религиозные течения, система воспитания и обучения, ближайшее социальное окружение, которое постоянно расширяется)

· теория социальных ролей Дж. Мида – развитие психики зависит от тех ролей, которые человек в обществе выполняет;

· бихевиоризм – наука о научении, связка «стимул-реакция», чем больше связой, тем интенсивнее развитие.

Оба подхода страдают односторонностью и ограниченностью, отрицая значение одного фактора развития.

3. Двухфакторые теории (конвергенция двух факторов) понимали развитие как результат взаимодействия врожденных структур и внешних влияний. К. Бюлер, В. Штерн, А. Бине – считали, что оба фактора пересекаются, среда накладывается на факторы наследственности. Но: ребенок – пассивный участник происходящих в нем изменений

4. Учение о высших психических функциях (культурно-исторический подход) Л.С. Выготского – признает вклад среды и наследственности в развитие, но при этом отмечает, что развитие возможно только благодаря наличию культуры как обобщенного опыта человечества. Ребенок развивается, вступая в особые отношения с окружающим миром: во-первых, он не приспосабливается, а активно присваивает себе опыт предшествующих поколений, во- вторых, это происходит только в общении с носителями культуры (взрослыми). В рамках этого учения: врожденные свойства – условия развития, среда – его источник, а движущая сила психического развития – собственная деятельность, точнее противоречие деятельностей через потребности (борьба старого с новым). А потребности вызываются внутренним противоречием процесса взросления и внешними стимулами.

Структура личности:

В основе личности лежит структура личности – сложная целостная структура с устойчивыми взаимодействиями между различными сторонами личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: