Лекция 3. Ведение в психологию личности. Теории личности

Категория личности базовая в психологии, одна из самых сложных в психологии.

Человек личностью не рождается, а кем, с чего начинается история личности?

Организм – живое существо.

Особь – преставитель вида животного мира.

Индивид (индивидуум с лат. – неделимое) - человек как единичное существо, представитель вида Homo sapiens; человек как носитель определенных биологических свойств. Индивид:

1) А.Н. Леонтьев: об индивиде мы говорим, когда хотим подчеркнуть отличие отдельного человека от других представителей вида;

2) А.Г. Асмолов: человек как элемент системы. Вид: человек разумный. Индивидуальные качества объединяют человека с другими представителями этого вида. Индивид выступает преимущественно как генотипическое образование.

Структура индивида: (Ананьев Б.Г.) – свойства человека как индивида:

1 уровень: первичные или индивидуально-типические свойства человека:

· конституциональные свойства (телосложение, биохимические процессы);

· нейродинамические свойства (особенности строения нервной системы, включая головной мозг, связи в нервной системе, нервные клетки и связи между ними и процессы в нервной системе);

· билатеральные свойства (симметрия и асимметрия организма человека).

2 уровень: вторичные свойства:

· вторичные образования (которые зависят от первичных: структура потребностей человека и сенсомоторная организация);

· интегративные образования (темперамент, задатки).

Между особенностями человека как индивида и его личностью глубокая связь, однако личность – это продукт развития индивида в обществе. Вне общества развитие личности невозможно, человек – существо социальное (без речи и языка, а следовательно общения нет сознания).

В середине 18 в. русским императором был провозглашен 2-хмесячный младенец по имени Иван Антонович. Царствовать ему пришлось недолго и еще до того, как он начал говорить, придворные свергли его с престола и заточили в тюрьму на много лет. Он находился в полном одиночестве, что не могло не отразиться на его умственных способностях: он не умел говорить и производил впечатление полного идиота. То же самое и с детьми, которые выкормлены животными – дети-Маугли. Сказка о Маугли возможно имела исторические корни. История человеческой цивилизации знает легенду об основателях Рима Ромуле и Реме, вскормленных волчицей, насчитывает 15 случаев вскармливания детей волками, 5 – медведями, 11- обезьянами,1 – леопардом, 1- овцой.

В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове вместе с выводком 2 девочек: примерно 7-8 и 2 лет. Назвали Камала и Амала. Днем они спали, прижавшись друг к другу, забившись в угол, ночью бегали лишь на четвереньках. Младшая скоро умерла, так ничему не научившись, старшая прожила еще 10 лет. Доктор Синг вел подробный дневник: училась с большим трудом, 2 года училась стоять, через 6 лет стала ходить, но если бежала, то всегда на четвереньках; года ушло на заучивание первых 6 слов, через 7 лет знала 45 слов, еще через 3 года ее словарный запас составил 100 слов. Далее языковое обучение не продвинулось, хотя девочка полюбила общество людей, перестала бояться яркого света, научилась есть руками, пить из стакана. В 17 лет по уровню развития была как 3-х летний ребенок. Вывод: человек всегда только то, что из него делает общество.

Личность - это индивид, включенный в систему общественных отношений и являющийся субъектом общественного развития (в т.ч. и саморазвития).

- это человек как носитель сознания.

- системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении

Личность: несколько подходов:

1) личность как система отношений (А.Н.Леонтьев, Б.С.Братусь, Б.Г.Ананьев, А.В.Петровский, В.Н.Мясищев, К.А.Абульханова-Славская);

2) личность – это человек как носитель сознания (К.К.Платонов);

3) личность как уровень психического развития, который делает человека способным управлять своим поведением и своей деятельностью (Л.И.Божович).

Младенец рождается индивидом, а личностью становится в процессе жизни. Общество – предметная среда – условия формирования личности. Формирование личности заключается в присвоении общественно-исторического опыта, его усвоении, т.е. должен научиться пользоваться всем тем, что накоплено в материальной и духовной культуре.

Социализация – усвоение и активное воспроизводство индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности (как в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни, так и систематического целенаправленного формирования личности - воспитания).

Французский исследователь А. Пьерон предложил следующую иллюстрацию: "Если бы нашу планету постигла катастрофа, в результате которой остались бы в живых только маленькие дети, а все взрослое население погибло, то хотя человеческий род и не прекратился бы, однако история человечества неизбежно была бы прервана. Сокровища культуры продолжали бы физически существовать, но их некому было бы раскрыть для новых поколений. Машины бездействовали бы, книги оставались бы непрочитанными, художественные произведения утратили бы свою эстетическую функцию. История человечества должна была бы начаться вновь".

Личность активна по отношению к другим людям, так и к самому себе. Человека лишь тогда можно назвать личностью, когда он осознает самого себя. Первое проявление становления личности – кризис 3-х лет «Я сам». Сначала ребенок выступает в качестве объекта, следующий этап – превращение в субъекта – ОН активен, ОН воздействует. 2 рождение – подростковый возраст, самостоятельный выбор, например профессии, осознавая свои мотивы и потребности.

Критерии сформировавшейся личности (Божович):

1. Наличие иерархии мотивов (способен преодолеть свои побуждения ради чего-то другого) – опосредованное поведение,

2. Сознательное руководство собственным поведением.

Индивидуальность –– это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости; сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других. Проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Структура индивидуальности по К.К.Платонову:

1) сомато-морфологическая индивидуальность;

2) биохимическая индивидуальность;

3) физиологическая индивидуальность;

4) процессуальная психическая индивидуальность;

5) содержательная психическая индивидуальность (содержание интересов, целей);

6) социальная психологическая индивидуальность.

Индивидом рождаемся, личностью становимся, индивидуальность отстаиваем (Асмолов)

Б.Г. Ананьев выделяет: Субъект деятельности – индивид как носитель сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.

Б.Г. Ананьев: субъект характеризуется совокупностью деятельностей и мерой их продуктивности, а личность - совокупностью общественных отношений (экономических, политических, правовых, нравственных и т. д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: