Структура компетентности

В мировой образовательной практике понятие компетентности выступает в качестве центрального, своего рода “узлового” понятия, т.к. компетентность личности: во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и практическую составляющую образования; во-вторых, в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого “от результата” (“стандарт на выходе”); в третьих, компетентность личности обладает интегративной природой, поскольку она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных знаний и опыта, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой и проч.). Компетентность личности имеет определенную структуру, компоненты которой связаны со способностью человека решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. В структуре компетентности личности представлены: компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности; в сфере гражданско-общественной деятельности; в сфере социально-трудовой деятельности; компетентность в бытовой сфере; в сфере культурно-досуговой деятельности. Среди знаний и практического опыта, формируемых в процессе достижения личностью определенного уровня компетентности, - навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля, работы в команде, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, устанавливать причинно-следственные связи, находить, формулировать и решать проблемы.

Общая структура компетентности

Разделение компетентностей по сферам:

· Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных (Когнитивная сфера);

· Компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя) (Общество);

· Компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации);

· Компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.) (Семья);

· Компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность) (Личность).

Компетентность (лат. competens - подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) - качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным; Компетентность - потенциальная готовность решать задачи со знанием дела; включает в себя содержательный (знание) и процессуальный (умение) компоненты и предполагает знание существа проблемы и умение ее решать; постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного применения этих знаний в конкретных условиях, т.е. обладание оперативным и мобильным знанием; Компетентность - это обладание определённой компетенцией, т.е. знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющими выносить суждения и принимать решения.

Компетентность - способность к осуществлению реального, жизненного действия и квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность; поскольку у любого действия существуют два аспекта - ресурсный и продуктивный, то именно развитие компетентностей определяет превращение ресурса в продукт;

Cпособы реализации положений компетентностно ориентированного образования по мнению редакции газеты «Позашкілля» (№4, апрель 2013, с. 7):

· Сохранение и развитие сети внешкольных учебных учреждений, государственная поддержка и создание необходимых условий для развития внешкольного образования как института социального воспитания, который реализует национальную образовательную политику, содействует становлению молодого поколения сознательных и успешных граждан Украины, предотвращает негативные социальные процессы в молодежной среде;

· Обширное празднование на государственном уровне 95-летия внешкольного движения в Украине;

· Исследования и использование передового опыта внешкольного (дополнительного, неформального) образования в Украине и зарубежных странах, учет современных образовательных тенденций;

· Постоянное усовершенствование содержания и технологий внешкольного образования на основе современных достижений психолого-педагогической науки и практики, социальных запросов;

· Упорядочение процедуры утверждения и внедрения программ и методических пособий к ним по вопросам внешкольного образования;

· Сохранение лучших традиций внешкольного образования, учет национальных культурных особенностей и воспитательных приоритетов в определении его содержания и методов;

· Усовершенствование научно-методического обеспечения деятельности внешкольных учебных учреждений на основе современных методологических подходов, приобщение педагогических коллективов этих учреждений к участию в проведении научных исследований по актуальным вопросам внешкольного образования, внедрение их результатов в педагогическую практику;

· Усовершенствование разноуровневой системы повышения квалификации педагогических кадров внешкольных учебных учреждений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: