По Л.С. Выготскому

1.Л.С. Выготский:

Центральное положение дефектологии: всякий дефект создает стимулы для выработки компенсации поэтому динамика изучения дефекта ребенка не может ограничиваться уст-м степени и тяжести недостатка, а непременно включает учет компенсаторных – замещающих надстраивающихся, выравнивающих процессов в развитии и поведении ребенка.

Таким образом, дефект с одной стороны есть минус, ограничение, с другой он стимулирует повышенное успешное движение вперед.

Слабая память выравнивается через выработку понятия. Слабость воли и недостаточность инициативы компенсируется внушаемостью и тенденцией к подражанию.

Процесс компенсации не всегда заканчивается удачей, исход зависит от соотношения степени недостатка и богатства компенсаторного фонда.

2. Аномальный ребенок не менее развитой, а иначе развитой.

Общность основных закономерностей развития ребенка в норме и патологии. Хотя и существуют особенности развития детей с атипичным развитием. Общее – поступательность, переход количественного в качественное.

3. Важнейшая особенность детского и подросткового возраста - непрерывный, но неравномерный процесс развития и созревания структуры функций всего организма, в том числе и центральной нервной системы. Эта особенность характерная для психического развития, которая происходит в результате контактирования ребенка с окружающей средой. Поэтому поражение нервно-психической сферы, возникающих при психических заболеваниях – это интегративно выражение расстройств биологического и психического созревания.

Специфика детской патопсихологии в том, что здесь нарушение в психической деятельности рассматривается в динамике, соответствующее развитию ребенка в процессе антогинеза. Поэтому, для правильной интерпретации результатов обследования детей необходимо постоянное сравнение их с показателями возрастной нормы у здоровых детей.

4. Учитывая единство биологического и социального в человеке, следует иметь ввиду, что условия болезни, особенно психической, вносят существенные изменения во взаимоотношения биологического и социального в человеке. Происходит сдвиг субординационных отношений между биологическим и социальным. С усилением природного такой сдвиг значительно легче и быстрее происходит в более раннем возрасте, что связано с меньшей зрелостью и относительно меньшей устойчивостью социально психических образований. Конкретным выражением подобного сдвига является расторможение и патологическое усиление влечений, инстинктных потребностей, низших эмоций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: