Тема 1.Понятие нормы и патологии в детской психологии и психиатрии

Понятие “психическая норма” активно используется и психологами, и психотерапевтами, не говоря уже о психиатрах, которых можно считать своеобразными “хранителями” этого понятия. Однако если попросить всех этих специалистов ответить на вопрос о том, что такое психическая норма и каковы ее критерии, то мы можем встретить определенные затруднения[1].

В настоящее время в психологии все ещё не существует единого представления о норме. Одним из ведущих источников заимствований в психологии является понятийный аппарат медицины, в частности, психиатрии. В психиатрии понятие «нормы» традиционно существует в виде дихотомии «норма - патология».

Впервые вопрос о норме возник в тех областях психиатрии и психологии, которые имели дело с так называемыми порграничными явлениями, такими как психопатии. Усилению интереса к проблеме нормы и патологии способствовал психоанализ З.Фрейда, включивший «психопатологии обыденной жизни» в психопатологии.

Важным импульсом к развитию понятия «норма» послужили социально-психологические методы изучения человеческой психики, в результате было выяснено, что содержание понятий «норма» и «патология» зависит от культуры, в условиях которой живет человек.

Проблема взаимосвязи наличия дефектов и аномального развития изучается в отдельной науке дефектологии, основы которой заложил Л.С. Выгодский.

Определенно можно сказать, что наличие дефекта какой-либо функции еще не означает, что человек будет иметь проблемы в развитии. Сложная взаимосвязь врожденных и приобретенных дефектов, а также определенных социальных условий может рассматриваться как причина аномального развития человека. Общий подход к понятию нормы, аномалии и патологии с методологических позиций.

В литературе справедливо отмечается, что понятие “норма”, особенно “психическая норма”, является проблемой, трудной для определения[2]. Признаки, долженствующие сформировать понятие “норма”, трудноуловимы и изменчивы, что имеет отношение в особенности к социальным нормам.

В литературе под нормой принято понимать нечто среднее, устоявшееся[3].

Понятие «аномалия» в переводе с греческого означает отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. Вопрос об аномалиях в развитии психических процессов, в поведении человека может рассматриваться только в контексте знаний о нормальных параметрах этих процессов и поведения.

Проблема нормы и ее вариантов – одна из самых сложных в современной психологической науке. Она включает в себя такие вопросы, как норма реакции (моторной, сенсорной), норма когнитивных функций (восприятия, памяти, мышления и др.), норма регуляции, эмоциональная норма, норма личности и т.д. Сюда же относятся вопросы половых и возрастных различий.

Одно из основных значений термина «норма» (лат norma) – установленная мера, средняя величина чего-либо. Понятие нормы относительно постоянно. Его содержание зависит от культуры и существенно меняется со временем.

Проблема критериев нормы, нормального развития человека приобретает особую актуальность, в контексте коррекционно-развивающей деятельности, решения задач воспитания и перевоспитания. В практической психологии и педагогике сегодня существуют следующие понятия нормы: предметная норма; социально-возрастная норма; индивидуальная норма; нормы психического развития.

Если подвергнуть анализу существующие в психологии учения о норме (культурный релятивизм, выраженная патология, статистический релятивизм и т.п.), то окажется, что под нормой понимается некий средний показатель. Б.С. Братусь отмечает в связи с этим: “Пожалуй, самым расхожим остается для многих психологов и психиатров понимание нормы как, во-первых, чего-то среднего, устоявшегося, не выделяющегося из массы, и, во-вторых (что необходимо связано с первым) - наиболее приспособленного, адаптированного к определенной среде”[4]. Психофизиологи придерживаются аналогичной точки зрения.

Известно, что психический баланс возможен лишь при равновесии между специфическими и неспецифическими путями передачи информации, между возбуждением и торможением как двумя противоположностями, неантагонистическое решение борьбы которых приводит к норме.

Рассуждая о патологии в психологии воли С.Л. Рубинштейн пишет: “Нормальный волевой акт предполагает некоторую оптимальную - не слишком слабую и не слишком сильную - импульсивность”[5]. В свою очередь, В.Я. Семке отмечает: “Гармоничные в психическом смысле люди проявляют вовне достаточную сбалансированность основных нервных процессов (возбудительного и тормозного), адекватную уравновешенность корковой и подкорковой деятельности, одинаковое соотношение в работе первой и второй сигнальной системы. По своему типологическому складу они принадлежат к среднему типу высшей нервной деятельности, способному весьма эффективно противостоять как физическим, так и социально-психологическим воздействиям”[6]. Такую психологическую гармонию, воплощающую в себе баланс между возбуждением и торможением и являющуюся в силу этого средним параметром, автор называет нормой.

Вот еще одно определение, данное Н.Е. Бачериковым с соавт.: «Психическая норма представляет собой индивидуальную динамическую совокупность психических свойств конкретного человека, позволяющая ему адекватно своему возрасту, полу и социальному положению познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней и выполнять свои биологические и социальные функции в соответствии с возникающими личными и общественными потребностями. С понятием психической нормы тесно связано понятие психического здоровья, поскольку по внутренней логике психическая норма предполагает и наличие психического здоровья, т. е. отсутствие чётко определимого психического расстройства, наличие определённого функционального резерва организма, позволяющего человеку преодолевать психо-социальные стрессы и экстремальные ситуации». Это определение более полное по сравнению с предыдущим. Авторы вводят ряд дополнительных квалифицирующих признаков — динамическая совокупность свойств, адекватное возрасту, полу познание действительности, адаптация, функциональный резерв и др.

Я. Hеплох, моделируя нормальную личность, также исходит из оптимума, меры, баланса соответствующих психофизиологических сил и адаптационных возможностей. Среднеуровневой нормальной личностью он считает “образ человека с адекватным данной среде и обществу характером жизни, стремлениями, возможностью самоконтроля поведения и аффекта, человека, поддерживающего связи с окружающими или близкими ему людьми и не препятствующего отправлению ими естественной деятельности”[7]. При этом он выводит признаки аномалии из понятия нормы: “Можно сказать, что человек страдает психическим расстройством, если он не способен на поведение в соответствии со средой его обитания и обстоятельствами”[8].

С позиции двузначной системы логики, исходящей из признания только двух значений - истина и ложь, предложенная классификация антиподов (норма, патология) сомнений не вызывает. Но двузначная логическая система приемлема лишь для суждений в рамках классической формальной логики, фиксирующей предметы метафизически. Для диалектической логики она не подходит, поскольку та соотносит свои построения с объектами, находящимися в развитии, в переходном состоянии. “Между условными полюсами “нормы” и “патологии” находится обширное поле отклонений, аномалий развития”[9], - подчеркивает Б.С. Братусь, отражая, таким образом, переходное состояние явлений, динамику объектов. Учет динамики развития явлений, а также переходного состояния между здоровьем и болезнью как гомологами нормы и патологии, или пограничное состояние, называемое специалистами “предболезнь”, дает возможность выделить трехступенчатую иерархию психических особенностей: норма, патология и аномалия. При этом норма есть баланс сил, патология - крайняя противоположность нормы, а аномалия - переходное состояние между двумя антиподами (пограничное состояние).

Вышеизложенное позволяет заключить, что под нормой понимается баланс сил, средняя величина между “много” и “мало”, баланс, благодаря которому системы приходят в равновесие, образуя соразмерность, или гармонию. Отсюда можно предложить лапидарное определение нормы, патологии и аномалии. Итак: норма есть такое состояние системы, которое характеризует ее как среднее между избытком и недостатком, аномалия представляет собой такое отклонение от этой величины, которое способно нарушить баланс, но не переходящее границы патологии, патология - крайняя противоположность нормы, которая может характеризоваться как некое вырождение. Предложенная формулировка требует учета трех методологических факторов.

Во-первых, отклонения от нормы должны носить количественный и качественный характер. Качественное состояние выражается в системе количественных характеристик. Если единицы количества столь объемны, что не могут находиться в рамках данного качества, то качественные характеристики меняются.

Во-вторых, незначительные отклонения от нормы допустимы. Например, греческий идеал - гармония тела, ума и духа -может выражаться в большей или меньшей рельефности мышц, большем или меньшем умственно-духовном потенциале. Но если один из компонентов искажен, то будет искажено качество, не соответствующее идеалу. Такое отклонение следует считать столь существенным, что можно говорить о патологии в отличие от отклонения несущественного, способного привести к аномалии.

В-третьих, отклонение от нормы не должно переходить границ патологии. Если это произошло, то такое положение приобретает статус качественно противоположного состояния, т.е. антипода нормы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: