Виды мышления. 1. Наглядно-действенное мышление– наиболее элементарная форма мышления, возникающая в практической деятельности и являющаяся основой для формирования более

По форме:

1. Наглядно-действенное мышление – наиболее элементарная форма мышления, возникающая в практической деятельности и являющаяся основой для формирования более сложных форм мышления.

2. Наглядно - образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.

3. Абстрактно - логическое – вид мышления, связанный с использованием абстрактных понятий и открытием всеобщих закономерностей.

По характеру решаемых задач:

1. Теоретическое мышление – мышление, направленное на объяснение действительности. Выявляет всеобщие отношения, исследует объект в системе его необходимых связей.

2. Практическое мышление – мышление, направленное на преобразование действительности.

По степени новизны и оригинальности:

1. Репродуктивное мышление – воспроизводящее мышление, на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то источников.

2. Творческое мышление – мышление, приводящее к открытиям, принципиально новым решениям.

По степени развернутости:

1. Дискурсивное мышление – мышление на основе системы взаимосвязанных умозаключений, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия.

2. Интуитивное мышление – мышление на основе непосредственны чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира.

Вопрос

· Речь – процесс общения людей посредством языка.

В отличие от речи язык есть средство общения людей друг с другом.

Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь – имеет большое значение для психического развития человека. Она влияет на формирование сознания, самосознания, взгляды, убеждения, личностные качества. Все психические процессы под влиянием речи становятся произвольными. Речь – важнейший фактор возникновение сознания в филогенезе.

Функции речи:

Речь выступает как средство общения людей и как средство мышления.

В общении функция выполняет:

1. Коммуникативную функцию: функция обмена информацией между людьми посредством слов, фраз.

2. Экспрессивную функцию: передача эмоционального отношения к содержанию речи и к человеку, к которому она обращена.

В мышлении речь выполняет

1. Функцию сигнализации: через слово обозначается предмет, действие, состояние.

2. Функцию обобщения: каждое слово обобщает, что позволяет реализовываться мышлению.

В филогенезе речь первоначально выступала как средство общения, способа обмена между ними информацией (подтверждение – речь шимпанзе: достаточно развита, но выражает только органические потребности, их субъективные состояния, не используется как средство решения интеллектуальных задач).

Главная функция речи у человека все же состоит в том, что она выступает инструментом мышления.

Свойства речи:

1. Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств стремлений, их значительностью и соответствием действительности.

2. Понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.

3. Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью (яркая, энергичная, вялая)

4. Действенность речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства других людей, на их убеждения, поведение.

Физиологический механизм речи:

Физиологическую основу речи составляет периферические системы обеспечения речи и мозговая структура.

К периферическим системам относятся:

Энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникновения звука, - легкие и диафрагма.

Генераторная система – звуковые вибраторы (голосовые связки гортани), при колебании которых образуются звуковые волны.

Резонаторная система – носоглотка, череп, гортань, и грудная клетка.

Речевые звуки возникают при подаче воздуха из легких в вибраторы, щели и заторы, образующиеся во рту при артикуляции языка и губ. Синтез определенных для данного звука составляющих происходит в резонаторах. Здесь звук как бы фильтруется.

Мозговые центры речи:

Речевая деятельность связана с работой больших полушарий головного мозга: левое полушарие является ведущим в речевой деятельности, правое влияет на модуляцию голоса, тембр и т.д.

Речевые зоны представлены несколькими анализаторами (двигательный, слуховой и зрительный), тесно взаимодействующими друг с другом и координационно связанными со всей деятельностью нервной системы.

Выделяют четыре центра, которые выполняют свои функции во взаимодействии с другими отделами системы.

Центр Брока расположен в верхней лобной извилине левого полушария, связан с громкостью произношения речи.

Центр Вернике расположен в височной доле левого полушария, связан с пониманием смысла.

Зрительный центр расположен в затылочной доле левого полушария, связан с процессом чтения.

Центр письма расположен в средней лобной извилине левого полушария, связан с письменной речью.

При локальных поражениях коры головного мозга возникают нарушения речи, афазия.

Речь носит рефлекторный характер. Ее мозговую структуру составляют вторсигнальные связи. Работа второй сигнальной системы связана как с сенсорным воздействием на человека, так и с анализом и синтезом обобщенных речевых сигналов.

Условными раздражителями являются слова в их звуковой или зрительной форме. Звуки и начертания, будучи вначале для отдельного человека нейтральными раздражителями, становятся условными раздражителями в процессе повторного сочетания их с первосигнальным раздражителем, вызывающим восприятия и ощущения предметов и их свойств. В результате они приобретают смысловое значение, становятся сигналами непосредственных раздражителей, с которым сочетались. Образовавшиеся при этом временные нервные связи в дальнейшем укрепляются путем постоянных речевых подкреплений, делаются прочными и приобретают двухсторонний характер: вид предмета немедленно вызывает реакцию его называния, и, наоборот, слышимое или видимое слово сейчас же вызывает представление обозначаемого этим словом предмета.

Виды речи:

1. Внешняя речь: общение между людьми при помощи разговора или различных технических устройств.

1) Устная протекает в меняющихся условиях. Отличается сокращенным количеством слов и простотой грамматической конструкции.

a) Диалогическая: речь при которой активны в равной степени все ее участники. Возникает как ответ на вопрос, не требует специальной подготовки.

b) Монологическая: развернута, связная речь. Предъявляет высокие требованяи к говорящему (доклад, лекция). Требует тщательного отбора слов, оборотов.

2) Письменная: очень четкий замысел. Сложная смысловая программа. Нет никаких внеязыковых средств, только логика языка. Предъявляет повышенные требования к мыслительной деятельности.

3) Аффективная. Нет замысла, очень проста, ограничена: «Ах!» «Ну, погоди!»

2. Внутренняя речь – особый вид беззвучной речевой деятельности человека, характеризующейся предельной свернутостью грамматической структуры и содержания. Направлена на себя. Речь осуществляется посредством языка. Основной инструмент мышления.

· Язык – система словесных знаков, опосредующих психическую деятельность, а также средство общения.

Речь без усвоения языка не возможна. Связывающим словом между языком и речью выступает значение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.

Функции языка:

1. Хранение и передача общественно-исторического опыта.

2. Общение

Вопрос

Отражение человеком мира есть активный, творческий процесс. Это означает, что воспринимаемые пред­меты и явления, пережитые чувства не только отражаются в мозгу чело­века, но и перестраиваются в новые комбинации.

Воображение - п сихический процесс, заключаю­щийся в создании новых образов (пред­ставлений) путем переработки мате­риала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опы­те.

Воображение, как и восприятие, память, мышление,— познавательный процесс.

Специфика воображения со­стоит в переработке прошлого опыта. И в этом отношении оно неразрывно связано с памятью. Оно преобразует то, что есть в памяти.

Воображение тесно взаимосвязано и с процессом восприятия. Оно вклю­чается в восприятие, влияет на созда­ние образов воспринимаемых предме­тов и в то же время само зависит от восприятия. Оно обогащает новые образы, де­лает их более продуктивными.

Самые тесные связи существуют между воображением и мышлением. Особенно это проявляется в проблем­ной ситуации.

Общее и отличное между мышле­нием и воображением. И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребнос­тью личности, основу их составляет опережающее отражение. Но опережа­ющее отражение действительности, осуществляемое в процессе воображе­ния, происходит в виде ярких пред­ставлений, в то время как опережаю­щее отражение в процессах мышле­ния происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщен­но и опосредованно познавать окру­жающее

Воображение как своеобразная форма отражения действительности:

· осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно восприни­маемого;

· способствует предвосхищению бу­дущего;

· «оживляет» то, что было ранее.

Воображение присуще только человеку.

Воображение значительно расши­ряет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преоб­разовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, че­ловек изменяет его мысленно. В этом существенное отличие психической и практической активности человека от активности животных. Так, паук со­вершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет не­которых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилуч­шей пчелы отличается тем, что, преж­де чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается ре­зультат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении че­ловека.

Физиологической основой вообра­жения является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, в процессе которой происходит образо­вание новых систем временных свя­зей на основе ранее сформированных.


Важную роль в создании новых временных связей играет слово.

Основные функции воображения:

1) целеполагание будущий результат деятельности созда­ется в воображении, он существует только в сознании субъекта и направляет его активность на получение же­лаемого;

2) предвосхищение (антиципация) - моделирование будущего (положительных или отрицательных последствий, хода взаимодействия, содержания ситуации) за счет обоб­щения элементов прошлого опыта и установления причинно-следственных связей между его элементами; в
воображении будущее рождается из прошлого;

3) комбинирование и планирование - создание образа
желаемого будущего за счет соотнесения элементов вос­приятия и прошлого опыта с результатами аналитико-синтетической деятельности рассудка;

4) замещение действительности - человек может быть лишен возможности реально действовать или находиться в определенной ситуации, тогда силой своего вообра­жения он переносится туда, совершает действия в своем воображении, замещая тем самым реальную действитель­ность воображаемой;

5) проникновение во внутренний мир другого человека - на
основе описания или демонстрации воображение способно создавать картины пережитого (переживаемого в дан­ный момент времени) другим существом, тем самым делая возможным приобщение к его внутреннему миру;
эта функция служит основой для понимания и межлич­ностной коммуникации.

Вопрос

Пассив­ное (непроизвольное) воображение независящие от целей и намерений человека, их протекание не контролируется работой сознания, они возникают при снижении степени его активности или расстройстве работы;

К этой группе относятся сновидения. Эти образы рождаются нашим подсознанием или связаны с остаточной активностью отдельных участков коры головного мозга.

Расстройство работы сознания порождает такую форму вооб­ражения, как бред. Образы воображения, возникающие в бре­довых состояниях, как правило, имеют отрицательную эмо­циональную окраску.

Под влиянием некоторых токсических и наркотических ве­ществ появляются галлюцинации. Это обостренное нереали­стическое восприятие действительности, искаженное снижен­ным контролем сознания и преобразованное воображением.

Активное (произвольное) воображение подчинено творческому замыслу или задачам деятельности и возникают на основе работы сознания, которое, в свою очередь, разделяют на

· воссоздающее (создание образа пред­мета по его описанию);

· творческое (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом).

К данной группе относятся фантазии, вымыслы или измышления, научное, художественное, техническое творчество взрослых, творчество детей, мечты и т.д.

Фантазияконструирование вымышленных, часто да­леких от реальности образов (создание легенд, мифов, сказок, фантастических картин иных миров). Образы фантазии при­званы осуществить новый синтез элементов ранее приобретен­ного опыта, найти образное объяснение непонятным явлениям, восполнить информационный дефицит.

Мечта — вид творческого вооб­ражения, связанного с осознанием же­лаемого будущего.

Промежуточное положение между непроизвольными и произвольными формами воображения занимают грезы. С непроизвольными формами их роднит время появления. Они возникают в момент снижения активности сознания в расслаб­ленном состоянии или полудреме. Сходство с произвольными формами обусловлено наличием намерения и возможностью управлять процессом по желанию самого человека. Грезы все­гда имеют положительную эмоциональную окраску. Мы гре­зим о приятном.

Воображение также может быть реалистическое (отражает действительность, предвосхищает события) и фантастическое («отлетает» от действительности).

Способы создания образов воображения:

агглютинация — «склеивание различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей;

гиперболизация характеризуется увеличением или уменьшением предмета, а также изменением отдельных частей;

схематизация — отдельные преставления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;

типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;

заострение — подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Образы воображения различается между собой по степени яркости по соотношению образов с действительностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: