По форме:
1. Наглядно-действенное мышление – наиболее элементарная форма мышления, возникающая в практической деятельности и являющаяся основой для формирования более сложных форм мышления.
2. Наглядно - образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.
3. Абстрактно - логическое – вид мышления, связанный с использованием абстрактных понятий и открытием всеобщих закономерностей.
По характеру решаемых задач:
1. Теоретическое мышление – мышление, направленное на объяснение действительности. Выявляет всеобщие отношения, исследует объект в системе его необходимых связей.
2. Практическое мышление – мышление, направленное на преобразование действительности.
По степени новизны и оригинальности:
1. Репродуктивное мышление – воспроизводящее мышление, на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то источников.
2. Творческое мышление – мышление, приводящее к открытиям, принципиально новым решениям.
По степени развернутости:
1. Дискурсивное мышление – мышление на основе системы взаимосвязанных умозаключений, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия.
2. Интуитивное мышление – мышление на основе непосредственны чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира.
Вопрос
· Речь – процесс общения людей посредством языка.
В отличие от речи язык есть средство общения людей друг с другом.
Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь – имеет большое значение для психического развития человека. Она влияет на формирование сознания, самосознания, взгляды, убеждения, личностные качества. Все психические процессы под влиянием речи становятся произвольными. Речь – важнейший фактор возникновение сознания в филогенезе.
Функции речи:
Речь выступает как средство общения людей и как средство мышления.
В общении функция выполняет:
1. Коммуникативную функцию: функция обмена информацией между людьми посредством слов, фраз.
2. Экспрессивную функцию: передача эмоционального отношения к содержанию речи и к человеку, к которому она обращена.
В мышлении речь выполняет
1. Функцию сигнализации: через слово обозначается предмет, действие, состояние.
2. Функцию обобщения: каждое слово обобщает, что позволяет реализовываться мышлению.
В филогенезе речь первоначально выступала как средство общения, способа обмена между ними информацией (подтверждение – речь шимпанзе: достаточно развита, но выражает только органические потребности, их субъективные состояния, не используется как средство решения интеллектуальных задач).
Главная функция речи у человека все же состоит в том, что она выступает инструментом мышления.
Свойства речи:
1. Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств стремлений, их значительностью и соответствием действительности.
2. Понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.
3. Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью (яркая, энергичная, вялая)
4. Действенность речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства других людей, на их убеждения, поведение.
Физиологический механизм речи:
Физиологическую основу речи составляет периферические системы обеспечения речи и мозговая структура.
К периферическим системам относятся:
Энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникновения звука, - легкие и диафрагма.
Генераторная система – звуковые вибраторы (голосовые связки гортани), при колебании которых образуются звуковые волны.
Резонаторная система – носоглотка, череп, гортань, и грудная клетка.
Речевые звуки возникают при подаче воздуха из легких в вибраторы, щели и заторы, образующиеся во рту при артикуляции языка и губ. Синтез определенных для данного звука составляющих происходит в резонаторах. Здесь звук как бы фильтруется.
Мозговые центры речи:
Речевая деятельность связана с работой больших полушарий головного мозга: левое полушарие является ведущим в речевой деятельности, правое влияет на модуляцию голоса, тембр и т.д.
Речевые зоны представлены несколькими анализаторами (двигательный, слуховой и зрительный), тесно взаимодействующими друг с другом и координационно связанными со всей деятельностью нервной системы.
Выделяют четыре центра, которые выполняют свои функции во взаимодействии с другими отделами системы.
Центр Брока расположен в верхней лобной извилине левого полушария, связан с громкостью произношения речи.
Центр Вернике расположен в височной доле левого полушария, связан с пониманием смысла.
Зрительный центр расположен в затылочной доле левого полушария, связан с процессом чтения.
Центр письма расположен в средней лобной извилине левого полушария, связан с письменной речью.
При локальных поражениях коры головного мозга возникают нарушения речи, афазия.
Речь носит рефлекторный характер. Ее мозговую структуру составляют вторсигнальные связи. Работа второй сигнальной системы связана как с сенсорным воздействием на человека, так и с анализом и синтезом обобщенных речевых сигналов.
Условными раздражителями являются слова в их звуковой или зрительной форме. Звуки и начертания, будучи вначале для отдельного человека нейтральными раздражителями, становятся условными раздражителями в процессе повторного сочетания их с первосигнальным раздражителем, вызывающим восприятия и ощущения предметов и их свойств. В результате они приобретают смысловое значение, становятся сигналами непосредственных раздражителей, с которым сочетались. Образовавшиеся при этом временные нервные связи в дальнейшем укрепляются путем постоянных речевых подкреплений, делаются прочными и приобретают двухсторонний характер: вид предмета немедленно вызывает реакцию его называния, и, наоборот, слышимое или видимое слово сейчас же вызывает представление обозначаемого этим словом предмета.
Виды речи:
1. Внешняя речь: общение между людьми при помощи разговора или различных технических устройств.
1) Устная протекает в меняющихся условиях. Отличается сокращенным количеством слов и простотой грамматической конструкции.
a) Диалогическая: речь при которой активны в равной степени все ее участники. Возникает как ответ на вопрос, не требует специальной подготовки.
b) Монологическая: развернута, связная речь. Предъявляет высокие требованяи к говорящему (доклад, лекция). Требует тщательного отбора слов, оборотов.
2) Письменная: очень четкий замысел. Сложная смысловая программа. Нет никаких внеязыковых средств, только логика языка. Предъявляет повышенные требования к мыслительной деятельности.
3) Аффективная. Нет замысла, очень проста, ограничена: «Ах!» «Ну, погоди!»
2. Внутренняя речь – особый вид беззвучной речевой деятельности человека, характеризующейся предельной свернутостью грамматической структуры и содержания. Направлена на себя. Речь осуществляется посредством языка. Основной инструмент мышления.
· Язык – система словесных знаков, опосредующих психическую деятельность, а также средство общения.
Речь без усвоения языка не возможна. Связывающим словом между языком и речью выступает значение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.
Функции языка:
1. Хранение и передача общественно-исторического опыта.
2. Общение
Вопрос
Отражение человеком мира есть активный, творческий процесс. Это означает, что воспринимаемые предметы и явления, пережитые чувства не только отражаются в мозгу человека, но и перестраиваются в новые комбинации.
Воображение - п сихический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.
Воображение, как и восприятие, память, мышление,— познавательный процесс.
Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта. И в этом отношении оно неразрывно связано с памятью. Оно преобразует то, что есть в памяти.
Воображение тесно взаимосвязано и с процессом восприятия. Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и в то же время само зависит от восприятия. Оно обогащает новые образы, делает их более продуктивными.
Самые тесные связи существуют между воображением и мышлением. Особенно это проявляется в проблемной ситуации.
Общее и отличное между мышлением и воображением. И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностью личности, основу их составляет опережающее отражение. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее
Воображение как своеобразная форма отражения действительности:
· осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого;
· способствует предвосхищению будущего;
· «оживляет» то, что было ранее.
Воображение присуще только человеку.
Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет его мысленно. В этом существенное отличие психической и практической активности человека от активности животных. Так, паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека.
Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, в процессе которой происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных.
Важную роль в создании новых временных связей играет слово.
Основные функции воображения:
1) целеполагание будущий результат деятельности создается в воображении, он существует только в сознании субъекта и направляет его активность на получение желаемого;
2) предвосхищение (антиципация) - моделирование будущего (положительных или отрицательных последствий, хода взаимодействия, содержания ситуации) за счет обобщения элементов прошлого опыта и установления причинно-следственных связей между его элементами; в
воображении будущее рождается из прошлого;
3) комбинирование и планирование - создание образа
желаемого будущего за счет соотнесения элементов восприятия и прошлого опыта с результатами аналитико-синтетической деятельности рассудка;
4) замещение действительности - человек может быть лишен возможности реально действовать или находиться в определенной ситуации, тогда силой своего воображения он переносится туда, совершает действия в своем воображении, замещая тем самым реальную действительность воображаемой;
5) проникновение во внутренний мир другого человека - на
основе описания или демонстрации воображение способно создавать картины пережитого (переживаемого в данный момент времени) другим существом, тем самым делая возможным приобщение к его внутреннему миру;
эта функция служит основой для понимания и межличностной коммуникации.
Вопрос
Пассивное (непроизвольное) воображение независящие от целей и намерений человека, их протекание не контролируется работой сознания, они возникают при снижении степени его активности или расстройстве работы;
К этой группе относятся сновидения. Эти образы рождаются нашим подсознанием или связаны с остаточной активностью отдельных участков коры головного мозга.
Расстройство работы сознания порождает такую форму воображения, как бред. Образы воображения, возникающие в бредовых состояниях, как правило, имеют отрицательную эмоциональную окраску.
Под влиянием некоторых токсических и наркотических веществ появляются галлюцинации. Это обостренное нереалистическое восприятие действительности, искаженное сниженным контролем сознания и преобразованное воображением.
Активное (произвольное) воображение подчинено творческому замыслу или задачам деятельности и возникают на основе работы сознания, которое, в свою очередь, разделяют на
· воссоздающее (создание образа предмета по его описанию);
· творческое (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом).
К данной группе относятся фантазии, вымыслы или измышления, научное, художественное, техническое творчество взрослых, творчество детей, мечты и т.д.
Фантазия — конструирование вымышленных, часто далеких от реальности образов (создание легенд, мифов, сказок, фантастических картин иных миров). Образы фантазии призваны осуществить новый синтез элементов ранее приобретенного опыта, найти образное объяснение непонятным явлениям, восполнить информационный дефицит.
Мечта — вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего.
Промежуточное положение между непроизвольными и произвольными формами воображения занимают грезы. С непроизвольными формами их роднит время появления. Они возникают в момент снижения активности сознания в расслабленном состоянии или полудреме. Сходство с произвольными формами обусловлено наличием намерения и возможностью управлять процессом по желанию самого человека. Грезы всегда имеют положительную эмоциональную окраску. Мы грезим о приятном.
Воображение также может быть реалистическое (отражает действительность, предвосхищает события) и фантастическое («отлетает» от действительности).
Способы создания образов воображения:
агглютинация — «склеивание различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей;
гиперболизация характеризуется увеличением или уменьшением предмета, а также изменением отдельных частей;
схематизация — отдельные преставления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;
типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;
заострение — подчеркивание каких-либо отдельных признаков.
Образы воображения различается между собой по степени яркости по соотношению образов с действительностью.