Понятия «цель» и «социальная установка» очень близки по смыслу, но все же не являются одним и тем же.
Исследуем понятие «социальная установка».
Социальная установка - предопределенная и обусловленная прошлым опытом психологическая готовность личности вести себя определенным образом в отношении объекта.
Ученые выделяют в структуре социальной установки
три взаимосвязанных компонента:
• когнитивный (познавательный) - обнаруживается в виде мнений и утверждений относительно объекта;
• эмоциональный (аффективный) - проявляется через отношение к объекту, выраженное на языке чувств и переживаний;
• поведенческий - готовность индивида к осуществлению конкретной деятельности (поведению) с объектом.
- Каким же образом происходит формирование социальных установок человека? Может быть, человек уже при рождении генетически получает их от своих родителей? Выскажите свое мнение на этот счет.
Действительно, человек не рождается с готовыми социальными установками. Они развиваются по мере взросления и формируются на основе:
|
|
• собственного опыта человека;
• опыта, полученного от других людей.
- Итак, человек сформировал определенные установки. Они остаются неизменными? Что с ними происходит в течение жизни? При ответе попробуйте опираться на жизненные примеры.
Основные свойства социальных установок - устойчивость и изменчивость.
Причем установки могут меняться как в хорошую, так и в плохую сторону.
От чего это зависит?
В чем вы видите функции установок?
Для чего они необходимы человеку?
(После обсуждения на доске записывается схема.)
ФУНКЦИИ УСТАНОВОК:
· Регуляция социального поведения человека.
· Защитная - достигается за счет единообразия установок у ближайшею окружения.
· Защита самооценки человека в группе.
Что вы понимаете под стереотипными установками. Приведите примеры стереотипов. Как вы к ним относитесь?
- Станислав Ежи Лец сказал: «Если не можешь изменить ситуацию - измени свое отношение к ней». Согласны ли вы с ним? Почему?
III. Итог урока
- Что такое «социальное поведение»?
- Какие мотивы составляют направленность личности? - В чем состоит особенность жизненных целей человека?
Дома: прочитать параграф №30, выполнить задания. Подготовиться к проверочной работе по терминам.