Натурализм как творческий метод

Натурализм развивается во 2ой пол. 19 в.. Связан с возникновением нат. школы. Человек рассматривается как часть природы, только после этого как часть социума. Он руководствуется прежде всего инстинктами.

Позитивизм становится основой натурализма в Европе.

Позитивисты считали, что поведение человека зависит от инстинктов. Задачей ученых считали наблюдение и эксперименты, но не анализ и систематизацию. Первые писатели-натуралисты считали себя реалистами, но с другой стороны, пытались преодолеть недостатки реализма, (заменить принцип типизации принципом фотографичности (документальная основа)). Принципа отбора материала у натуралистов нет.

И.Тэн – теоретик позитивистов. Его работы положены в основу натурализма.

Тэн выделил три великих фактора, которые проявляются в любом произведении: раса, среда и момент. Биологический фактор расы перерастает в наследственность чаще натуралисты говорят об отриц качествах, которые пробуждаются в определенной сложившейся ситуации). Среда историч., соц. и физическая. Историч. среда связана с опред. Историч. эпохой. Соц-я – с состоянием соврем. Общ-ва, физическая – с географическим положением, климатом и т.п. Момент – это взаимодействие расы и среды, описание того момента, когда наследственность вступает во взаимодействие со сложившимися обстоятельствами.

Натуралистич. романы лишены психологизма.Психологич. начало заменяется физиологич.. Расцвет натурализма связан с именем Золя. История натурализма заканчивается с завершением 19 века. Как направление он существовал только во Франции. Др. страны ориентировались на франц натурализм.

Впервые натурализм программно заявил о себе во Франции в 1860-е годы в творчестве Э. и Ж. Гонкуров и Э. Золя (романы «Жермини Ласерте», «Тереза Ракен»). Преддверием натура­лизма этих писателей можно считать роман Г. Флобера «Госпожа Бовари» (1857). Натурализм и его эволюция представлены во Фран­ции романами Э. и Ж.Гонкуров, Э.Золя, Г. де Мопассана, А.До­де, Нат-м проявился на фоне кризиса дворянской культуры, урбаниз­ма, научно-техни­ч. открытий, усиливающейся секуляризации. Лит. предпосылки: не принимая романтизм 1830— 1850-х годов за его излишнее воображение, дидактичность, язык. и образные штампы. Нат. явился литературным откликом на позитивизм. Нат-м. утвердил особый тип психологизма. Автор создает иллюзию «безличности» рассказа. Происходит «овнешнении» сознания..

Символы у Золя – реалистические. 2-ая их сторона обращена к описанию реальной действительности. Одна сторона символа часто натуралистична, напр., образ зверя («Дамское счастье» - этот магазин поглощает более мелкие предприятия), в «Западне» - образ самогонного аппарата, в «Жерминале» - шахта.


2. Новая драма

На рубеже 19-20вв возникает движение «Новой драмы». Оно не связано с определенной национальной традицией. «Новая драма» — условное обозначение тех тенденций, которые заявили о себе в европейском театре с 1860 по 1890-е гг. Главным образом это социально-психологическая драматургия. Называться так «новая драма» стала, скорее всего, потому, что противопоставила себя традиции — в данном случае эпигонскому и стилизованному под буржуазные вкусы романтизму, эстетике развлекательных пьес.

Драма нова и по своей тематики и по поэтике. Перенос акцента с внешнего мира на внутреннее состояние человека. Это связано с тем, что трагизм чел.сущ-ия заключен в повседневном течении жизни. Конфликт в драме социальный, основой перестает столкновение «+» и «–» героев. Это драма идей, драма дискуссий. Между героями может и не быть межличностных столкновений. Это драма точек зрения.

«Новая драма» не только злободневна, выводит новые социальные типажи, но и подчеркивает драматизм челове­ческого существования. Наличие в «новой драме» острого морально-философского конфликта между «ложью» и «правдой», бытием и сознанием, мыслью и поступком, реализуемого иногда в форме бытовой, психологической, а иног­да и символической драмы.

Хотя «новая драма» оказалась способной впитать в себя самые разнообразные влияния и развиваться в рамках различных художественно-стилевых явлений, становлени е ее проходило под знаком натурализма, поскольку именно эта школа позволяла драматургам наиболее выигрышно раскрыть взаимоотношения человека с ок­ружающей его обстановкой. Представление о единстве психологических и физиологических процессов в организме человека диктовало та­кой рисунок роли, который вытекал бы не только из интриги дей­ствия, созданной драматургом, но и из сценической обстановки, решения мизансцен, покроя костюмов, музыкального сопровож­дения, освещения сценической площадки и т.д. Поэтому для но­вого театра большое значение приобрела фигура постановщика.

Многогеройность не свойственна, исчезает строгая иерархия героев. По ходу действия пьесы на первый план выдвигается то одни, то др.герои. В драме есть диалог и ремарки. в новой драме удельный вес ремарок увеличился и они меняются. В ремарках автор обозначает свою позицию, вмешивается в ход событий. Эти ремарки обращены не к актерам и режиссерам, а к читателю.

Для драмы характерно воспроизведение потока повседневности, создание иллюзии жизни на сцене. Огромное значение имел подтекст и парадокс.

У истоков «новой драмы» — фигура Х.Ибсена (Норвежская литература), реформатора евро­пейского театра XIX в.

В творчестве Ибсена выделяют 3 периода:

1. Раннее тв-во (нац.-героические драмы);

2. Реалистическая драма, аналитический театр;

3. Возрастает роль символа. Уменьшается роль бытовых деталей и реалистических приемов.

Сюжеты взяты из средневековой скандинавской литературы. Конфликт в основном романтический между героем и обществом.

Английский театр второй половины XIX века был заполнен незначительными, «хорошо выделанными пьесами», где сентиментально-любовная линия обычно приводила к счастливому к онцу, а какие-либо социальные обличения были просто немыслимы. «Новая драма» появилась во время господства далеких от жизни пьес и с самого начала постаралась привлечь внимание к ее наиболее жгучим, животрепещущим проблемам. У истоков новой драмы стояли Ибсен, Бьёрнсон, Стриндберг, Золя, Гауптман, Шоу, Гамсун, Метерлинк и другие выдающиеся писатели.

В 1890 году фабианское общество[1] организовало ряд лекций, посвященных наиболее прогрессивным писателям девятнадцатого века – Льву Толстому, Тургеневу, Золя и Ибсену. Лекцию об Ибсене читал Шоу. Так, главною цель Ибсена, а, следовательно, и цель современного театра, Шоу видит в срывании масок с респектабельного буржуазного мира, в разоблачении лживой буржуазной морали.

Ибсен положил начало «новой драме», и в глазах Шоу для современного зрителя он куда важнее, чем великий Шекспир. «Шекспир выводил на сцене нас самих, но в чуждых нам ситуациях... Ибсен удовлетворяет потребность, не утоленную Шекспиром. Он представляет нас самих, но нас в наших собственных ситуациях. То, что случается с его героями, случается и с нами». И Шоу предлагает современному драматургу идти тем же путем, что и Ибсен.

Ранний период ибсеновского творчества посвящен национально-романтическим драмам, прославляющим героическое прошлое страны – служил драматургом и художественным руководителем первого в Норвегии национального театра. Он видел в древних исландских сагах и норвежских народных балладах материал, способный вытеснить со сцены французские салонные пьесы.

В 50-е годы Ибсен – горячий сторонник движения панскандинавизма. Пишет стихи и статьи на политические темы, призывая к борьбе против Англии и Пруссии. Равнодушие, проявленное Швецией и Норвегией при разгроме Дании Пруссией и Австро-Венгрией, показало тщетность романтических упований Ибсена на объединение Скандинавии.

Шоу в своей статье «Квинтэссенция ибсенизма» в 1891 году: Ибсен ввел в пьесу дискуссию. Получается такая проблемная пьеса, где люди не враги друг другу, здесь сталкиваются разные точки зрения. Шоу находил, что во всех пьесах Ибсена столкновение реалистов и идеалистов, которое ведет к оздоровлению общественной нравственности.

«Идеалы» - это маски, которые человека надевает на неприятные обстоятельства жизни, чтобы не сталкиваться с ними лицом к лицу, а реалисты не бояться заглянуть в глаза реальности, они отрицают нормы общественной морали, если эта мораль несет зло людям. Главную заслугу Ибсена Шоу видит в что Ибсен не боится быть аморальным, не боится восставать против положений общественной нравственности ради утверждения нравственности новой, опирающейся на здравый смысл (научные открытия и потребности человеческой природы).


3. Хар-ка Тво-ва о.уайльда, голсуори,Манн

Осн. Эстетич. Позиция – преклонение перед красотой. Отталкивается от определенных эстетических концепций – «теории чистого искусства». «Ренессанс английского искусства» - первая его значительная теоретич. работа.

Уайльд размышляет о мире иск-ва и реальном мире. Эти миры никак друг с другом не соприкасаются и внутренне друг другу чужды. Принципы иск-ва вечны, принципы же морали, соц. Идеи меняются с течением времени. Художник м. постигать вещи лишь интуитивно. При соприкосновении с жизнью иск-во умирает.

Напр., сказка «Соловей и роза» - о разрыве м-у реальн. Жизнью и иск-вом. Соловей погибает, соприкасаясь с реальн. Жизнью. Иск-во не подражает природе. И если искусство – это зеркало, то оно отражает не жизнь, а того кто в него смотрит (т.е. художника). Природа, наоборот, яв-ся отражением искусства (эта идея в трактате «Упадок искусства лжи»). Напр., русский нигилизм не появился бы, если бы на него не указал Тургенев.

Искусство первично. В иск-ве видит единственный способ отвлечения от пошлой действительности. Уайльд зачастую отождествляет реализм с натурализмом. Это то, против чего выступает писатель. Но нельзя сказать, что Уайльд обосабливает мир искусства от морали и нравственности. На самом деле эти связи у него сложнее. Для У, добро и красота всегда вместе как рука об руку идет зло и безобразиие. напр., в сказке «Мальчик-звезда», где плохие поступки и мысли мальчика отражаются у него на лице и он становится уродом. Но вновь становится красивым, когда становится добрым. Писатель считает, что человека должны окружать красивые вещи, особенно детей. Обращаясь к красоте внешней, ч-к постигает и красоту внутреннюю.

« Порт­рет Дориана Грея» (символический р-ан). 3 осн. Действ.

Хотя позиция Г. ограничена его верой в незыблемость буржуазного строя, верность реализму привела к тому, что созданная им панорама правильно отразила постепенный упадок английской буржуазии. Но если в довоенный период в сочинениях Г. подвергался критике главным образом хищнический эгоизм Форсайтов, то после войны писатель особенно отмечает утрату молодым поколением буржуазии твёрдых нравственных устоев и неумение понять действительность. На формирование его художественного метода решающее влияние оказали Ч. Диккенс и У. Теккерей, Г. Мопассан, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой; в драме — Г. Ибсен и Г. Гауптман. Выступая и как публицист, Г. выражал гуманистические взгляды, а в своих критических статьях развивал принципы реализма («Гостиница спокойствия», «Канделябра»). Нобелевская премия (1932).

Джон Голсуорси пришел к выводу, что юриспруденция - лживая наука, он разочаровался в праве и решил заняться литературой. Первый сборник маленьких рассказов "From the Four Winds" (1897) и роман "Jocelyn" (1898) Голсуорси выпустил за свой счет, причем они были напечатаны под псевдонимом Джон Синджон. Лишь в 1094 году писатель осмелился на открытую публикацию, без псевдонима. В 1906 году вышел роман "The Man of Property", первая часть "Саги о Форсайтах" ("The Forsyte Saga"), произведения, благодаря которому Голсуорси стал известен и получил признание.

"Сага о Форсайтах" - это хроника, описание жизни трех поколений большой, преуспевающей семьи на пороге нового века.Романы Джона Голсуорси были понятны и близки английской читательской аудитории тех лет, поскольку воспринимались как абсолютно реалистичное отражение современной жизни.

Новеллы Т. Манна посвящены теме иск-ва и художника. Это своеобразный цикл, объединенный образом писателя.

В каждой новелле героем является писатель. Новеллы отражают эстетич. Искания самого автора, преодоление им декадентских течений.

Влияние оказали Шопенгауэр, Ницше, Вагнер. Основная проблема – проблема соотношения искусства и действительности.

«Тристан». Т. Иск-ва (музыки), его воздействия на человека. О силе иск-ва и его власти над человеч. Душами. Ведущий лейтмотив – внутреннее родство искусства и смерти. Гётев Шпигель - Писатель-декадент – главный герой.О столкновении 2-х страстей – любви и смерти. Намек на произведение Вагнера «Тристан и Изольда». Это как нечто неразделимое друг от друга. Габриэлле нельзя заниматься музыкой, т.к. это вызывает в ней слишком сильные эмоции, слишком волнует её и вредит здоровью. Считает, что муж Клетериан, женившись на ней, унизил её, заставил служить обыденности. Шпигель толкает Габриэллу к занятиям музыкой, т.к. в её смерти от музыки будет подлинная красота. Смерть возлюбленной Шпигеля символична: смерть бюргерской системы неизбежна.

«Тонио Крегер ». Проблема бытия художника, влияние Ницше: по-ницшевски противопоставляя «дух» и «жизнь». Взаимоотношения Тонио с другом детства Гансом Гансеном и Ингеборг Хольм, девочкой, в которую герой был некогда влюблен: в повествовании о взрослом Крёгере Ганс и Ингеборг соединены, а Тонио существует в другом измерении — он живет творчеством.

О своем призвании герой рассказывает ху­дожнице Лизавете Ивановне. Встреча Тонио с Гансом и Ингеборг знаменательна. Он их видит на одном из приемов и узнает, они его — нет. Воплощение «жизни», белокурые и голубоглазые Ганс и Ингеборг не способны заметить, узнать художника, жертвующего всем ради творчества. Новелла раскрывает переживания писателя по поводу «Лит-ра не призвание, а проклятие. Художник рано ощущает его на себе как клеймо, несхожесть с др. людьми. Он одинок, не м. прийти в согласие с людьми. Т. Крёгер и влюблен в жизнь, и ощущает невозможность слияния с ней.

«Смерть в Венеции ». Проблема отноше­ния духа и жизни. Эта проблема рассматривается на при­мере любви стареющего писателя Густава Ашенбаха (50 л.) к юному польскому аристократу Тадзио, приехавшему с матерью на отдых в Венецию.

Писатель пользуется извест­ностью, получил от императора личное дворянство за роман о Фридрихе Великом, вместе с тем он исписался, перестал получать от творче­ства радость. И вот испытание, которое стоит ему жизни. Ашенбах умирает от холеры, вспыхнувшей в Венеции. Когда начинается эпидемия, писатель не стремится покинуть город. Ни­когда он не чувствовал такой радости от тв-ва, когда видел прекрасного Тадзио на берегу моря.

Эта страсть эгоистическая - Ашенбах не сообщает матери юноши об эпидемии; он выглядит жалким и смешным, когда чтобы со­ответствовать объекту своей любви, всячески омолаживается. Но Манн не осуждает Ашенбаха. Ирония в том, что место действия – Венеция. Подлинная слава Венеции в прошлом. Теперь мёртвый город, в нём нет жизни. Любовь к Тадзио ассоциируется у Ашенбаха прежде всего с образом моря, мотив «юноша на берегу моря» обыгры­вается неоднократно. Именно на берегу, на пляже умирает Густав Ашенбах, увидев в последний раз Тадзио.


5. Поток сознания

способ повествования, имитирующий работу человеческого сознания и подсознания. В отличие от родственного ему внутреннего монолога, так или иначе организующего и упорядочивающего ход мыслей и переживаний, поток сознания предполагает беспристрастную регистрацию разнородных проявлений психики, облекающихся, однако, в словесную форму. В потоке сознания сливаются мысли и полуосознанные волевые импульсы, воспоминания и сиюминутные впечатления, которые чаще всего передаются вне всякой логической и причинно-следственной связи – по принципу звуковых, зрительных и прочих ассоциаций.
Впервые поток сознания использован Л. Н. Толстым: в романе-эпопее «Война и мир» – в эпизоде, где показано «изнутри» сознание засыпающего Николая Ростова, – и в тех эпизодах «Анны Карениной», где передаётся взвинченное состояние главной героини перед самоубийством. Но если у Толстого поток сознания – один из многих приёмов, задействованных для передачи специфических состояний человеческой психики, то в литературе модернизма он становится ведущим принципом изображения реальности, когда словесная стенограмма психических реакций подменяет изображение окружающей действительности и рассказ о событиях: поток сознания и течение жизни сливаются в единое целое, а зафиксированные чувства и впечатления оказываются равнозначными всей жизнедеятельности персонажа.
Абсолютизация данного способа повествования в творчестве писателей-модернистов (Дж. Джойс, В. Вулф, Г. Стайн и др.) показала его ограниченность и стилистическую условность. При чрезмерном использовании этого приёма размывается психологическая индивидуальность персонажа и полнота его характеристики, результатом чего является обеднённая картина мира в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: