Рекомендации по работе с научно-популярными текстами

Несмотря на то, что в обучении ИЯ используется УМК, преподаватель/учитель часто самостоятельно должен подбирать тесты и для совместного или индивидуального чтения. Такая ситуация особенно типично в профессионально-ориентированном обучении ИЯ, где удельный вес чтения особенно велик. В связи с этим остановимся на рекомендациях по работе с научно-популярными текстами.

1. Прежде всего, следует отметить, что, с точки зрения содержания научно-популярные тексты должны выбираться в соответствии с профилем учебного заведения.

2. Вся работа по обучению иноязычному чтению строится в соответствии с традиционными этапами работы над текстом и технологией обучения на каждом из них.

3. Научно-популярные тексты подходят больше всего для развития навыков ознакомительного или информативного чтения. Однако их можно использовать и для обучения различным видам компрессии текста (аннотирование и реферирование) и для обучения другим видам чтения.

4. Содержание научно-популярных текстов может служить материалом для организации дискуссии, выполнения проектных заданий (на послетекстовом и творческом этапах). При этом развиваются навыки говорения.

5. Для контроля понимания содержания текста хорошо подходят тесты с техникой множественного выбора. Перевод таких текстов – задача очень трудная.

Приведём конкретные примеры заданий для работы с научно-популярным текстом (текстовый этап).

1. Учитель предлагает учащимся новый научно-популярный текст, просит прочитать заголовок к нему и высказать предположение о возможном содержании данного текста по этому заголовку (развитие догадки на смысловом уровне). Ответы учащихся могут быть на родном или (в случае достаточно высокого уровня подготовки) на ИЯ. Чтобы всё таки избежать использования РЯ, могут быть предложены варианты ответов на ИЯ для выбора верного.

2. Учитель предлагает учащимся просмотреть за несколько минут (время указывается в зависимости от характера и объёма текста) данный научно-популярный текст и сказать (также на РЯ или на ИЯ), о чём говорится в данном тексте (развитие умения просмотрового чтения). Микровысказывания учащихся после выполнения данного задания дополняют одноклассники.

3. Учитель даёт следующую установку: прочитать (также за указанное им время) весь текст и понять его общее содержание (развитие умения ознакомительного чтения). Качество выполнения данного задания контролируется фронтально вопросами учителя. Может использоваться технология выбора верных и неверных ответов.

4. Следующее задание учащимся заключается в том, что они должны разделить текст на смысловые части и озаглавить каждую из них (развитие умения осмысления информации и развитие орфографических навыков).

5. Учитель даёт следующую установку: написать план каждой части текста. Этот план учащиеся зачитывают, и после коррекции (выбора лучших формулировок отдельных пунктов) он записывается на доске (развитие умений письменной речи и орфографических навыков).

6. Учащимся предлагается внимательно прочитать текст и постараться точно и полно (95%) понять каждую его фразу; при этом разрешается пользоваться словарём (развитие умения изучающего чтения). Контроль понимания может осуществляется путём письменной передачи содержания текста на родном языке.

7. Учащиеся делают письменный перевод указанного учителем фрагмента текста, зачитывают его и вносят необходимую правку (развитие навыков и умений перевода).

8. Учитель предлагает учащимся обсудить информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, оценить её новизну, значимость для науки и практики, степень вызываемой этой информацией заинтересованности у учащихся (развитие умений неподготовленного говорения в диалогической и монологической формах).

9. Учащиеся получают домашнее задание: написать краткую аннотацию/резюме проработанного научно-популярного текста. В качестве домашнего задания может использоваться и задание.

На следующем занятии учащиеся зачитывают составленные ими аннотации или резюме, корректируют их под руководством преподавателя и сдают ему на проверку (развитие умений письменной речи и навыков орфографии).

Далее может быть организована работа над другим видом речевой деятельности с помощью научно-популярного текста.

1. Преподаватель предлагает учащимся прослушать другой научно-популярный текст – аналог предыдущему по тематике и языковому материалу, но имеющий другое содержание и меньший объём (развитие умений аудирования, подготовленного по тематике и языковому оформлению).

2. Сначала учащиеся слушают заголовок к этому аудиотексту и высказывают предположения о его возможном содержании (развитие догадки на смысловом уровне).

3. Учащиеся слушают весь текст с установкой – понять его общее содержание (развитие умения глобального понимания информации аудиотекста) и делают сообщения, дополняемые высказываниями одноклассников (развитие умений подготовленного говорения в монологической форме).

4. Преподаватель уточняет качество понимания общего содержания аудиотекста с помощью следующих возможных заданий:

- вопросно-ответной фронтальной работы;

- коррекции учащимися предложенного им плана аудиотекста (исправление плана – с точки зрения последовательности пунктов и/или их содержания – в соответствии с аудиотекстом);

- выполнение теста выбора (правильного ответа из нескольких предложенных).

5. Учащиеся повторно слушают текст с установкой – сделать его резюме на основе предварительно составленного и откорректированного плана (развитие умения создания резюме).

6. После пересказа следует обсуждение затронутых в тексте вопросов – трактовка, комментирование и оценка отдельных фактов/явлений/событий, о которых идёт речь в тексте (развитие умений неподготовленного говорения в монологической и диалогической формах).

И ещё – рассматриваемый тип текста очень хорошо подходит для организации индивидуального чтения, например занятия в форме пленума – «Новое в науке и технике». Естественно, что, в зависимости от конкретных условий обучения, отдельные из перечисленных выше этапов и технология работы могут варьироваться – по усмотрению преподавателя/учителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: