1. На рынке действует множество фирм, причем среди них либо вообще нет крупных, либо они не имеют решающих преимуществ над мелкими и соседствуют с ними.
2. Барьеры на пути проникновения на такой рынок сравнительно невысоки: чтобы открыть небольшое дело по выпуску мягкой мебели большие капиталы не нужны, да и конкурентам трудно помешать этому. Незатруднителен обычно и уход с рынка – всегда находятся покупатели, готовые купить небольшое дело.
3. Дифференциация продукта. Выпускаемый каждой фирмой товар чем-то отличается от изделий других компаний. Дифференциация товара приводит к тому, что единый рынок распадается на отдельные, сравнительно самостоятельные части, их называют сегментами рынка.
Дифференциация продуктов возникает из-за существования между ними различий в качестве, сервисе и рекламе.
4. Несовершенная информация.
Монополистическая конкуренция характерна для
- пищевой промышленности;
- производства одежды и обуви;
- книгоиздания;
- мебельной промышленности;
|
|
- розничной торговли;
- многих видов услуг и ряда других отраслей.
Ситуация на российских предприятиях
Слабая дифференциация российских товаров.
Российским предприятиям приходится нелегко, т.к. им приходится конкурировать не только между собой, но и с иностранными производителями, которые пока имеют преимущества, особенно в сфере стандартных товаров - наиболее ходовых видов одежды и обуви, бытовой техники, появившихся на нашем рынке после либерализации внешней торговли.
Ценовая и неценовая конкуренция
Из двух основных методов конкуренции – ценовой и неценовой – наши предприятия оказались вовлечены в ценовую конкуренцию.
Фирмы, проводящие ценовую конкуренцию, стараются привлечь потребителя с помощью установления более низких, чем у соперника, цен.
Соответственно сокращаются размеры прибыли или появляются убытки.
При неценовой конкуренции фирмы стремятся привлечь покупателя не понижением цен, а повышением потребительской ценности товара.
Этого можно достичь многими способами:
- улучшением качества товара;
- созданием принципиально нового вида продукции;
- улучшением сервиса;
- активизацией рекламы и др.
при этом базой для неценовой конкуренции является дифференциация товара.