Основные черты

1. Немногочисленность действующих на рынке фирм. Формально к олигополистическим обычно относят те отрасли, где несколько крупнейших фирм (в разных странах за точку отсчета принято от 3 до 8 фирм) производят более половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции.

Если обратиться к статистике, то в России олигополистический характер носят сырьевые отрасли, черная и цветная металлургия. Концентрация производства в руках 8 ведущих фирм здесь колеблется от 51 до 62 %.

Олигополизированы и машиностроение (автомобилестроение, аэрокосмическая промышленность и др.)

Контрастом к ним выступают легкая и пищевая промышленность. В этих отраслях на долю крупнейших 8 фирм приходится более 10%.

МК и олигополия имеют и качественные отличия.

2. Однородность или разнородность продукции.

Есть олигополистические отрасли, в которых дифференциация продукта значительна (например, автомобилестроение). Но существуют и отрасли, где продукт является стандартизированным (цементная, нефтяная промышленность)

3. Отрасль приобретает олигополистическую структуру в том случае, если крупный размер фирмы обеспечивает существенную экономию издержек и если крупные фирмы в ней имеют значительные преимущества над мелкими.

Однако крупных фирм в отрасли не может быть много. Многомиллиардная стоимость их заводов служит надежным барьером на пути проникновения новых компаний в отрасль.

4. Несовершенная информация.

Большая доля в выпуске продукции в свою очередь обеспечивает фирмам-олигополистам значительную степень контроля над рынком.

Только на олигополистическом рынке решение каждого из немногочисленного круга фирм-олигополистов непосредственно сказывается на всех остальных участниках и на отрасли в целом.

При олигополии объем производства больше того уровня, который установился бы при чистой монополии, но меньше, чем сложился бы при СК.

Цены при олигополии ниже монополистических, однако превышающие конкурентные.

Исторически Российская промышленность развивалась в первую очередь как крупная промышленность. Такое положение сложилось еще в царское время.

Для советской экономики также была свойственна непропорционально высокая доля крупных предприятий.

В новой рыночной экономике России фактически весь производственный потенциал по-прежнему сосредоточен на заводах-гигантах.

4. Монополия

Основные черты:

- Единственная фирма-гигант

- Уникальность продукции

- Непреодолимые барьеры. Основными барьерами являются:

1. Преимущества крупного производства (вплоть до естественной монополии)

2. Легальные барьеры (монопольное владение источниками сырья, землей, правами на научно-технические достижения, патенты,, лицензии, санкционированные государством исключительные права). Знаменитый массандровский портвейн можно делать лишь из винограда, выращенного в Массандре.

Владелец соответствующих виноградников автоматически становится монополистом в своей сфере. Единственное крупное месторождение никеля в России находится не далеко от г. Норильска, что делает «Норильский никель» национальным монополистом в выпуске этого металла.

3. Нечестная конкуренция.

а) Так конкурентов можно лишить доступа к сырью, кредитам, рынкам сбыта (напр., пищевая корпорация и супермаркет).

б) Разновидность нечестной конкуренции – демпинг – умышленная продажа продукции ниже себестоимости с целью вытеснения конкурента. У крупной фирмы есть финансовые резервы, за счет которых она долго может торговать себе в убыток по заниженным ценам. Когда конкурент разорится, монополист поднимет цены.

в) В наше время много возможностей нечестной конкуренции таится в рекламе.

Задача государства состоит в жестком пресечении любых форм нечестной практики

- Полная информация


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: