double arrow

Будущее человека и человечества в концепции новейших философских течений


Трансгуманизм - рациональное мировоззрение, основанное на осмыслении достижений и перспектив науки, которое признает возможность и желательность фундаментальных изменений в положении человека с помощью передовых технологий с целью ликвидировать страдания, старение и смерть и значительно усилить физические, умственные и психологические возможности человека. Многие трансгуманисты считают себя транслюдьми, поскольку возможности человеческих тела и разума уже значительно увеличились благодаря использованию множества современных инструментов. Термин «трансчеловек» (transhuman) означает «переходный человек». Трансчеловек - это некто, активно готовящийся стать постчеловеком. Некто, достаточно информированный, чтобы увидеть в будущем радикально новые возможности, готовящийся к ним и использующий все существующие возможности для самоулучшения. Многие трансгуманисты хотят стать постлюдьми. Постчеловек (posthuman) - это потомок человека, модифицированный с помощью новейших и будущих технологий до такой степени, что с современной общепринятой точки зрения уже не является человеком.

Близкие к трансгуманизму идеи высказывались задолго до широкого распространения этого термина. Например, изобретатель Семён Корсаков писал об усиления возможностей разума путём разработки научных методов и специальных устройств. Позже, в конце XIX века о дальнейшей эволюции человечества мечтали такие философы как Франческа Виллард, Николай Фёдоров, Фридрих Ницше. Сам термин «трансгуманизм» также имеет давние истоки. Впервые слово «transhumane» использовал Данте Алигьери в своей «Божественной комедии».

Важным стимулом образования трансгуманизма стало эссе биолога Дж.Б.С. Холдейна «Дедал: наука и будущее» (1923) , в котором он описывает то, как научные и технологические открытия могут изменить общество и улучшить положение человека; это эссе запустило цепную реакцию дискуссий о будущем. Физик Дж.Д. Бернал рассуждал о колонизации космоса и бионических имплантантах, а также усовершенствовании интеллекта с помощью передовых социологических и психологических методов.

Вторая мировая война изменила направление развития множества течений, которые сегодня привели к трансгуманизму. Нацистская мысль создания высшей расы и сокращения низших рас на определенное время преградила путь к идеи создания нового, лучшего мира. Вместо этого внимание мыслителей было обращено к технологическому прогрессу, в частности, космическим путешествиям, электронике и компьютерам. Наука начала поспевать за предположениями, и даже обгонять их.

Термин «трансгуманизм» был впервые введён в 1957 г. крупным английским биологом Джулианом Хаксли. В своей книге «Новые бутылки для нового вина» он назвал трансгуманистом человека, который самосовершенствуется, чтобы овладеть новыми умениями и способностями. В 1966 году ирано-американский футуролог ФМ-2030 (Ферейдун М. Эсфендиари) назвал трансгуманистами людей, имевших особое мировоззрение и стиль жизни, направленный на самосовершенствование, это те люди, которые используют современные достижения науки и техники для перехода к «постчеловеку» -- существу, обладающему принципиально новыми способностями.

Одно из первых определений трансгуманизма ввел философ и футуролог Макс Мор. Он дает трансгуманизму два определения: Во-первых, трансгуманизм - это интеллектуальное и культурное общественное движение, которое поддерживает возможность и желательность целенаправленного фундаментального расширения человеческих возможностей, особенно за счет развития и распространения технологий, способных значительно усилить человеческие способности (интеллектуальные, физические и психологические), избавиться от старения, болезней и обрести качественно новые возможности. Во-вторых, трансгуманизм - это философское учение о последствиях, возможностях и потенциальной опасности так называемых "emerging" технологий, которые позволят человеку преодолеть характерные для него фундаментальные ограничения. А также смежное учение о моральных и социальных аспектах разработки и применения подобных технологий.

Трансгуманизм - это мировоззрение, способное открыть новые пути для понимания места и роли человека во Вселенной. Основан он на том, что вид Homo Sapiens является не концом, а, скорее, началом эволюции. С точки зрения трансгуманнизма в ближайшем будущем человек столкнется с возможностью настоящего искусственного разума. Будут созданы новые инструменты познания, которые объединят в себе искусственный интеллект с новыми видами интерфейсов. С помощью передовых технологий в недалеком будущем станет возможным замещение биологических органов человека более эффективными искусственными, это поможет ликвидировать болезни, страдания, старение и смерть и значительно усилить свои физические, умственные и психологические возможности. Модификация тела человека позволит расширить сферы существования человечества: выйти в ближний и дальний космос, освоить океана и межзвездное пространство. У людей появится возможность жить неограниченно долго, что означает наступление эры практического бессмертия человека. Предполагается возможное форсирование эволюции человеческой расы, вплоть до непосредственного вмешательства в генотип.

Трансгуманизм - это мировоззрение, а значит, трансгуманисты могут действовать в двух систем теоретизирования - диалектической и метафизической. Диалектическая система основана на принципе единства мира. Поэтому начинают подниматься следующие вопросы: Будет ли трансчеловек обладать душой? Могут ли души быть созданы с помощью новейших технологий или для трансчеловека души просто станут лишним багажом? Метафизическая система теоретизирования основана на принципе дуализма. Трансгуманизму присущ принцип антропоцентризма: проявляется не просто отрицание внешнего божественного влияния на человека, но и возможность для самого человека стать богом.

В настоящее время происходит активное осмысление практически всех сторон действительности с трансгуманистических позиций. Все большее число ученых, философов и социальных мыслителей разделяют идеи трансгуманизма. Во всем мире создаются трансгуманистические организации: Российское трансгуманистическое движение, Всемирная трансгуманистическая ассоциация, Всемирный культурный центр трансгуманизма, Всемирная Ассоциация Трансцендентального Трансгуманизма, Стратегическое общественное движение «Россия 2045».

Появление трансгуманизма подготовлено всем ходом научно-технического и культурного прогресса и открывает перспективы удовлетворения самых сокровенных, самых глубинных желаний человека.

Трансгуманизм - не единственное философское течение, изучающее перспективы дальнейшего существования человека и человечества:

Русский космизм - течение отечественной религиозно-философской мысли, основанное на холистическом мировоззрении, предполагающем телеологически определенную эволюцию Вселенной. Характеризуется осознанием всеобщей взаимообусловленности, всеединства; поиском места человека в Космосе, взаимосвязи космических и земных процессов; признанием соразмерности микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной) и необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности этого мира. По мнению космистов, человек будущего -- это человек прежде всего совершенный физически. Преображение видится как развитие добавочных органов и свойств тела, позволяющих свободно передвигаться в пространстве, питаться солнечными лучами и т.д. В религиозном направлении русского космизма проявляется та же его общая черта -- натуралистическое понимание духовности. Например, «обожение», которое в христианстве рассматривается как процесс внутреннего очищения от греха, в космизме приобретает сугубо телесный характер. Н. Федоров, хотя и предполагает преобразование сознания у человека будущего, однако акцент делает на физиологической перестройке тела (чтобы оно своей жизнедеятельностью перестало вытеснять другие жизни). Представления русских космистов об идеальном обществе также прочно завязаны на натуралистическом понимании высших ценностей.

Алармизм -- течение, представители которой акцентируют внимание на катастрофических последствиях воздействия человека на природу, нехватке природных ресурсов для дальнейшего развития человечества. Особый акцент алармизм уделяет вопросам экологии и природных катастроф. Как правило, алармизм сообщает о возможных тяжких последствиях при экологической или природной катастрофе. Всё большую актуальность приобретают социально-экономические предпосылки возможных глобальных потрясений. Научное течение, представители которого концентрируют внимание на катастрофичности последствий воздействия человека на природу и принятие немедленных решительных мер для ее спасения.

Постгендеризм, согласно футуристу Джорджу Дворски, это социальное, политическое и культурное движение, сторонники которого заявляют о поддержке добровольного уничтожения пола человека через использование расширенной биотехнологии и вспомогательных репродуктивных технологий. Приверженцы постгендеризма утверждают, что наличие гендерных ролей, социальной стратификации, и половых диморфизмов наносит ущерб как отдельно взятым личностям, так и обществу в целом.


Сейчас читают про: