Будущее человека и человечества в концепциях известных философов и новейших философских течений

Интерес к исследованиям, посвященным будущему, постоянно растет. Практически каждый философ имеет свой взгляд на будущее. Остановимся на положениях некоторых мыслителей.

Николай Федорович Федоров, русский религиозный мыслитель и философ-футуролог, деятель библиотековедения, педагог-новатор, один из родоначальников русского космизма, заложил основы мировоззрения, способного открыть новые пути для понимания места и роли человека во Вселенной. Под название «Философия общего дела» В. А. Кожевников и Н. П. Петерсон, друзья и ученики Н.Ф. Федорова, собрали и издали корпус его сочинений. Главное в учении Федорова - преодоление смерти, смертности и воскрешение во всей полноте телесного и духовного бытия всех ранее живших. Победа над смертью должна свершиться при участии творческих усилий и труда объединившегося в братскую семью Человечества. Сам человек должен измениться. Его органы будут преобразованы душевно-телесными явлениями. Человечество научится воссоздавать людей из самых первоначальных веществ, атомов, молекул. Перед восстановленным во всей полноте человеком лежит путь к освоению всего космического пространства. Человек будет способен жить во всех средах, принимать всякие формы и быть в гостях во всех мирах, как самых отдаленных, так и самых близких.

Владимир Иванович Вернадский, русский и советский естествоиспытатель, мыслитель и общественный, один из представителей русского космизма, считал, что эволюция не закончилась на человеке как индивидууме, она продолжается по мере того, как человечество объединяется в сообщества с возрастающей дифференциацией индивидуальных функций и соответственно увеличивающейся степенью взаимосвязи. Человечество все более плотно заселяет ограниченное пространство Земли, появляются все новые и новые средства связи.

Российский и советский учёный-самоучка, исследователь, школьный учитель, основоположник современной космонавтики Константин Эдуардович Циолковский считал, что Сегодняшний человек -- существо незрелое, переходное. Скоро на Земле установится счастливое общественное устройство, наступит всеобщее объединение, прекратятся войны. Развитие науки и техники позволит радикально изменять окружающую среду. Изменится и сам человек, сделавшись более совершенным существом. Считал, что разрешить проблему будущего развития человечества и его жизнеспособности в целом можно лишь путем сохранения всех накопленных видов генотипов. Для этого, естественно, необходимо жизненное пространство, но Земли для этого явно недостаточно. Экспансия в Космос - это реальный и единственный путь решения будущих проблем человека, и это общество должно осознать уже сегодня.

Космическая философия является ни чем иным, как новым вариантом религиозной «доктрины спасения», которую сам ее автор считал «более оптимистической», чем все остальные. Эта мировоззренческая концепция основывается на принципах единства человека и Вселенной, а также проективного отношения к миру, предполагающего глобальные преобразования Земли, космоса и самого человека с помощью разума. «Разум -- величайшая сила в космосе» -- не уставал повторять К.Э. Циолковский. На основе идеалов и норм техногенной цивилизации К.Э. Циолковский разработал грандиозные проекты преобразования Земли. Часто их рассматривают как предвосхищение модной ныне концепции устойчивого развития. На самом деле речь идет о все возрастающем усилении техногенной деятельности с целью «эксплуатации» природы.

Немецкий мыслитель Фридрих Ницше в произведении «Так говорил Заратустра» создал свой образ модифицированного, преобразованного человека, назвав его сверхчеловеком. По его мнению, сверхчеловек - это новый, более высокий биологический вид, превосходящий Homo Sapiens. Он как «идеалистический» тип высшей породы людей, как «полусвятой», как «полугений». Сверхчеловек должен быть создан путем усовершенствования, строгого отбора и сознательного воспитания людей. Он обязан соединить в себе качества, до сих пор несоединимые: мощная воля, увлечение, гордость, жизнерадостность, чувственность, себялюбие, инстинкт войны и завоевание, а также творчество, созидание другого, умение раздавать и дарить, жертвовать собой. Сверхчеловек ориентирован на идеал радикального и многомерного освобождения человека посредством самотворения - овладения его им же пробужденными иррациональными силами.

Шри Ауробиндо, индийский философ, поэт, революционер, йогин, гуру и основоположник Интегральной йоги, в своей концепции «интегральной веданты» стремился к синтезу традиций индийской и европейской мысли. Одним из самых выдающихся новшеств, привнесенных Шри Ауробиндо в философскую мысль Веданты, является новое изложение концепции космической и человеческой эволюции. Философия Санхьи изложила свою теорию эволюции несколькими веками ранее, однако Ауробиндо отверг материалистические представления об эволюции в философии Санхьи и Дарвина и развил концепцию интегральной эволюции духа и материи, основанную на нисхождении Божественной силы в Материю и последующей трансформации Материи. Согласно эволюционной теории Шри Ауробиндо человечество как форма существования не является конечным пунктом эволюционной иерархии, но, посредством интеграции с Божественным, может быть вовлечено в последующее духовное существование, преодолевающее существующие материальные ограничения, выходящее за пределы неведения к состоянию Супраментального существования. Это состояние, согласно Шри Ауробиндо, станет Божественной жизнью на земле, которой будет сопутствовать знание, истина, а также субстанция и энергия Супраментального сознания.

Немецкий философ и социолог Юрген Хабермас в книге «Будущее человеческой природы» рассматривает моральные вопросы, связанные с преимплантационной диагностикой и «исследованием эмбрионов в потребительских целях» (использованием стволовых клеток), а также с применением, в перспективе, генетических технологий для изменения человеческой природы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: