Интерес к исследованиям, посвященным будущему, постоянно растет. Практически каждый философ имеет свой взгляд на будущее. Остановимся на положениях некоторых мыслителей.
Николай Федорович Федоров, русский религиозный мыслитель и философ-футуролог, деятель библиотековедения, педагог-новатор, один из родоначальников русского космизма, заложил основы мировоззрения, способного открыть новые пути для понимания места и роли человека во Вселенной. Под название «Философия общего дела» В. А. Кожевников и Н. П. Петерсон, друзья и ученики Н.Ф. Федорова, собрали и издали корпус его сочинений. Главное в учении Федорова - преодоление смерти, смертности и воскрешение во всей полноте телесного и духовного бытия всех ранее живших. Победа над смертью должна свершиться при участии творческих усилий и труда объединившегося в братскую семью Человечества. Сам человек должен измениться. Его органы будут преобразованы душевно-телесными явлениями. Человечество научится воссоздавать людей из самых первоначальных веществ, атомов, молекул. Перед восстановленным во всей полноте человеком лежит путь к освоению всего космического пространства. Человек будет способен жить во всех средах, принимать всякие формы и быть в гостях во всех мирах, как самых отдаленных, так и самых близких.
|
|
Владимир Иванович Вернадский, русский и советский естествоиспытатель, мыслитель и общественный, один из представителей русского космизма, считал, что эволюция не закончилась на человеке как индивидууме, она продолжается по мере того, как человечество объединяется в сообщества с возрастающей дифференциацией индивидуальных функций и соответственно увеличивающейся степенью взаимосвязи. Человечество все более плотно заселяет ограниченное пространство Земли, появляются все новые и новые средства связи.
Российский и советский учёный-самоучка, исследователь, школьный учитель, основоположник современной космонавтики Константин Эдуардович Циолковский считал, что Сегодняшний человек -- существо незрелое, переходное. Скоро на Земле установится счастливое общественное устройство, наступит всеобщее объединение, прекратятся войны. Развитие науки и техники позволит радикально изменять окружающую среду. Изменится и сам человек, сделавшись более совершенным существом. Считал, что разрешить проблему будущего развития человечества и его жизнеспособности в целом можно лишь путем сохранения всех накопленных видов генотипов. Для этого, естественно, необходимо жизненное пространство, но Земли для этого явно недостаточно. Экспансия в Космос - это реальный и единственный путь решения будущих проблем человека, и это общество должно осознать уже сегодня.
|
|
Космическая философия является ни чем иным, как новым вариантом религиозной «доктрины спасения», которую сам ее автор считал «более оптимистической», чем все остальные. Эта мировоззренческая концепция основывается на принципах единства человека и Вселенной, а также проективного отношения к миру, предполагающего глобальные преобразования Земли, космоса и самого человека с помощью разума. «Разум -- величайшая сила в космосе» -- не уставал повторять К.Э. Циолковский. На основе идеалов и норм техногенной цивилизации К.Э. Циолковский разработал грандиозные проекты преобразования Земли. Часто их рассматривают как предвосхищение модной ныне концепции устойчивого развития. На самом деле речь идет о все возрастающем усилении техногенной деятельности с целью «эксплуатации» природы.
Немецкий мыслитель Фридрих Ницше в произведении «Так говорил Заратустра» создал свой образ модифицированного, преобразованного человека, назвав его сверхчеловеком. По его мнению, сверхчеловек - это новый, более высокий биологический вид, превосходящий Homo Sapiens. Он как «идеалистический» тип высшей породы людей, как «полусвятой», как «полугений». Сверхчеловек должен быть создан путем усовершенствования, строгого отбора и сознательного воспитания людей. Он обязан соединить в себе качества, до сих пор несоединимые: мощная воля, увлечение, гордость, жизнерадостность, чувственность, себялюбие, инстинкт войны и завоевание, а также творчество, созидание другого, умение раздавать и дарить, жертвовать собой. Сверхчеловек ориентирован на идеал радикального и многомерного освобождения человека посредством самотворения - овладения его им же пробужденными иррациональными силами.
Шри Ауробиндо, индийский философ, поэт, революционер, йогин, гуру и основоположник Интегральной йоги, в своей концепции «интегральной веданты» стремился к синтезу традиций индийской и европейской мысли. Одним из самых выдающихся новшеств, привнесенных Шри Ауробиндо в философскую мысль Веданты, является новое изложение концепции космической и человеческой эволюции. Философия Санхьи изложила свою теорию эволюции несколькими веками ранее, однако Ауробиндо отверг материалистические представления об эволюции в философии Санхьи и Дарвина и развил концепцию интегральной эволюции духа и материи, основанную на нисхождении Божественной силы в Материю и последующей трансформации Материи. Согласно эволюционной теории Шри Ауробиндо человечество как форма существования не является конечным пунктом эволюционной иерархии, но, посредством интеграции с Божественным, может быть вовлечено в последующее духовное существование, преодолевающее существующие материальные ограничения, выходящее за пределы неведения к состоянию Супраментального существования. Это состояние, согласно Шри Ауробиндо, станет Божественной жизнью на земле, которой будет сопутствовать знание, истина, а также субстанция и энергия Супраментального сознания.
Немецкий философ и социолог Юрген Хабермас в книге «Будущее человеческой природы» рассматривает моральные вопросы, связанные с преимплантационной диагностикой и «исследованием эмбрионов в потребительских целях» (использованием стволовых клеток), а также с применением, в перспективе, генетических технологий для изменения человеческой природы.