double arrow

Индивидуальность человека и развитие его личности

4

Приведем только один классический пример использования этой возможности – генетическую "классификацию личностей", предложенную еще в 1920 г. А.Ф.Лазурским12. Наполненная богатейшим эмпирическим материалом, эта классификация содержит четкие принципы разделения индивидуальных типов и групп людей, а также критерии, оценки уровней их личностного развития.

Таких критериев существует четыре. В них сочетаются признаки развития познавательной и мотивационной сфер человека, их многоплановости и определенности. Первым критерием является общее количество и степень разнообразия его психических проявлений, т.е. переход от "смутности" основных вопросов к их широте и дифференцированности. Второй критерий – интенсивность этих проявлений, степень развития соответствующих способностей. Третий – степень их осознанности, тенденции к сознательному определению своего отношения к окружающему миру и ориентации в нем. Четвертый, итоговый критерий составляет координацию всех (или большинства) отдельных психических качеств, образующих индивидуальность человека, их концентрация в направлении определенного, но широкого и разностороннего вида деятельности.

Очевидно, что опорой для выделения разных уровней развития личности служит именно сознательная активность человека, интеграция – единство и "собранность" – его разнообразных индивидуальных черт. Тогда сами эти уровни – низший, средний и высший – определяются как разные способы существования, взаимоотношения индивидуальности человека с окружающей его средой.

Так, на низшем уровне развития человек полностью подчинен внешним обстоятельствам. Более того, неопределенный в интересах и поступках, он оказывается не в силах полноценно реализовать собственные задатки для достаточного и стойкого приспособления к среде. Напротив, люди среднего уровня приспособлены адекватно. В "союзе" со средой, они занимают в нем достойное место, соответствующее склонностям, задаткам и способностям, которые продолжают развиваться. Наконец, на высшем уровне развития отношения вновь меняются. Высокоодаренные люди, занятые интенсивной и плодотворной творческой деятельностью, не ограничиваются приспособлением к среде, но стремятся к ее конструктивному изменению.

Впрочем, принадлежность к определенному психическому уровню является в данной классификации центральной, но не единственной характеристикой индивидуальностей. Помимо этого, они разделяются по преобладанию традиционно выделяемых психических функций: эмоции, мышления, воли. Таковы аффективные, рассудочные, деятельные и другие особые типы, задаваемые сочетанием названных функций и существующие при этом самостоятельно, как например, типы мечтателей (одновременное преобладание эмоционального и интеллектуального) или аффектно-деятельных. Большинство из них встречаются на каждом уровне, имея свои особые проявления. Совмещение уровней развития с функциональными типами дает упорядоченную в эмпирически насыщенную картину конкретных индивидуальных типов.




Понятно, что классификация А.Ф. Лазурского строится не только дедуктивно, но и эмпирически. Однако, главному своему принципу – анализу индивидуальности человека через развитие его личности – автор следует строго и до конца, отрицая буквальные понимания собственных результатов. На самом деле, если бы выделенные уровни личности лишь описывали реальность "как она есть", то почему не принять их названия – низший, средний и высший – как морально-этические оценки этой реальности? Подобную, "соблазнительную", по словам Лазурского, точку зрения он решительно отвергает: место в той или иной "уровневой" ячейке не может быть закреплено за человеком раз и навсегда. Поэтому этическим критерием является не сама принадлежность к уровню, но постоянная тенденция к его повышению, т. е. усилие человека к продуктивному развитию собственной индивидуальности, его стремление к самосовершенствованию.

Любая классификация индивидуальностей – конституциональных типов психопатий или психических уровней развития – не ограничиваются фиксацией состояний, предполагая их динамику. Однако в каждом из этих случае динамика будет качественно особой. Так, индивидуальное "движение" в рамках той или иной психотелесной связи заведомо ограничено и отражает возможные модификации биологически исходных основ. Динамические изменения в отклонениях и акцентуациях характера задаются возможностью смещения этих групп и типов и состоят в своего рода "путешествии" по клеткам соответствующих классификаций (хотя далеко не всем) через так называемые транзитивные (переходные) состояния. И только тогда, когда становление характера связывается с самостоятельным усилием человека, ему дана возможность "прорвать" пределы индивидуальных (в то числе – собственных) особенностей, намеченных природой и средой, и, осознавая, руководить их необходимой плодотворной перестройкой, в которой и состоит подлинная жизнь, развитие личности. Понятно, что все эти "движения" так или иначе совмещаются в индивидуальном развитии каждого человека.



Таковы основные подходы к классификации, типологии индивидуальности. Завершая тему, очертим еще раз предметы ее изучения, результаты их теоретических приложений.

1. Конституциональные (морфологические, физиологические и др.) свойства организма, заданные генетически, – биологическая основа индивидуальности. Теоретическим результатом исследования их связи с психическими чертами являются общие объективные закономерности, имеющие высокую статистическую надежность. На практике эти закономерности могут учитываться при организации профессионального обучения, адекватного психологического климата и общения в коллективах, хотя для точных рекомендаций факты психотелесного соответствия требуют дополнительного содержательного анализа.

2. Совокупности индивидуальных психических качеств и их поведенческих проявлений изучаются, главным образом, на примерах особых (не всегда адекватных) способов социальных взаимодействий – отклонений и акцентуаций характера. Теоретически они имеют конституциональную основу, но изменяются под влиянием среды. Итог изучения, переходный от теории к практике, – подробная эмпирическая классификация этих совокупностей как отдельных групп или типов, которая содержит богатый материал для более широких обобщений. Описанию типов служат базой для индивидуальной терапии, обращенной либо к врожденной основе (внепсихические воздействия), либо – к правильной организации внешних условий.

3. Целостные системы индивидуальных средств управления поведением, определяемые общим способом жизни человека, его отношений с миром, становление которого связано с развитием личности. Теоретическое исследование таких способов направлено на полное выделение и объяснение их принципиальных основ с последующим построением типологии. Выделение и объяснение возможных индивидуальных типов имеют важную практическую цель: при правильном понимании они могут стать средствами осознания, осмысления человеком собственной индивидуальности, его самоопределения и направленных продуктивных изменений.

Литература

1. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. М., 1986.

2. Ганнушкин П.Б. Избранные труды. М., 1964.

3. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М., 1963.

4. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1982.

Сноски:

1. Кречмер Э. Строение тела и характер. М., 1924.

2. Тип мышления, присущие данному заболеванию, Э. Блейлер – автор термина "шизофрения" – назвал "аутистическим", т. е. подчиненным внутренним желаниям человека (см. тему 15).

3. Компоненты были названы по трем зародышевым слоям: эндодермального (из которого развиваются внутренние органы), мезодермального (кости, мышца, кровеносная ситема) и эктодермального (кожный покров, нервная система, мозг).

4. Теоретически понятие "соматип" является промежуточным между понятием морфогенотип (гипотетически врожденная структура тела каждого человека) и понятием "фенотипа" (реальная физическая структура, доступная внешнему наблюдению).

5. Один из авторов подобных типологий характера К..-Г. Юнг признавался, что дедуктивным является лишь изложение эмпирически найденных типов и их закономерностей.

6. "Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича – я бы тогда тотчас же решилась". (Гоголь Н.В. Женитьба. М.,1974. С.347).

7. Речь идет о знаменитом "категорическом императиве". Цит. по: Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М., 1982. С.232.

8. Ср. положение Декарта о том, что в отличие от области научного познания, "...для руководства в жизни мы часто следуем взглядам, которые лишь вероятны, по той причине, что случай совершать поступки всегда проходит прежде, чем мы можем разрешить все сомнения. И если по поводу одного и того же предмета встречается несколько взглядов, то хотя бы мы и не усматривали большей правдоподобности в одном из них, но, если дело не терпит отлагательств, разум все же требует, чтобы мы избрали один из них, и чтобы, избрав его, и в дальнейшем следовали ему, как если бы считали его вполне достоверным". "Начала философии" /Антология мировой философии. Т. 2. М., С. 283.

9. К темпераментам чувства относятся сангвинический и меланхолический, деятельности – холерический и флегматический. Возбуждение и ослабление "жизненной силы" означают динамику протекания нервных процессов: в первом случае (сангвинический и холерический темпераменты) ощущения или действия интенсивны, но непродолжительны, во втором (меланхолический или флегматический) – они менее ярки, но оставляют глубокий след.

10. Цит. по: Психология индивидуальных различий. Тексты/ Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. М., 1982. С. 152.

11. Показано, что выше названные исторические деятели – представители цикло- и шизотимического конституциональных типов – также могли бы войти в эти группы.

12. См.: Лазурский А.Ф. Классификация личностей. М., Пг., 1923.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
4

Сейчас читают про: