План проведения практических занятий по дисциплине «МИКРОБИОЛОГИЯ, ВИРУСОЛОГИЯ, ИММУНОЛОГИЯ»
Специальность: 060101 - Лечебное дело 2 курса медицинского института ТГУ им. Г.Р. Державина
Занятие № 8.
Тема: Микробиологическая диагностика стафилококковых, стрептококковых и энтерококковых инфекций.
Студенты должны знать:
1. Морфология, культуральные и биохимические свойства стафилококка и стрептококка.
2. Факторы вирулентности стафилококка и стрептококка.
3. Заболевания, вызываемые стафилококками и стрептококками.
4. Методы диагностики и исследуемый материал при стафилококковых и стрептококковых заболеваниях.
5. Препараты для специфической профилактики и лечения стафилококковых заболеваний.
План проведения занятия:
I. Опрос студентов- 30 минут
Контрольные вопросы по стафилококкам:
1. Классификация стафилококков.
2. Представители рода Staphylococcus, имеющие наибольшее клиническое значение.
2. Морфология стафилококка. Методы микроскопии.
4. Культуральные свойства стафилококка. Питательные среды для их культивирования.
|
|
5. Ферментативная активность стафилококка.
6. Антигенная структура стафилококка.
7. Факторы вирулентности стафилококка: токсины, гемолизины, каталаза, лецитиназа, плазмакоагулаза.
8. Эпидемиология и устойчивость в окружающей среде.
9. Заболевания, в том числе нетипичные (синдром «ошпаренных младенцев», синдром «ошпаренной кожи», синдром токсического шока), вызываемые стафилококками.
10. Методы лабораторной диагностики и исследуемый материал при стафилококковых заболеваниях.
11. Препараты для специфической профилактики и лечения стафилококковых заболеваний.
Контрольные вопросы по стрептококкам и энтерококкам:
1. Классификация стрептококков по типам гемолиза и антигенной структуре.
2. Представители рода Streptococcus, имеющие наибольшее клиническое значение.
3. Пневмококк – как основной возбудитель пневмоний.
4. Морфология и методы микроскопии стрептококков.
5. Культуральные свойства стрептококков. Питательные среды для их культивирования.
6. Ферментативная активность стрептококков.
7. Эпидемиология и устойчивость в окружающей среде.
8. Заболевания, вызываемые стрептококками (острые и хронические).
9. Методы лабораторной диагностики и исследуемый материал при стрептококковых заболеваниях.
10. Морфологические, культуральные и биохимические особенности энтерококков.
11. Эпидемиология энтерококковых инфекций, заболеваниявызываемые энтерококками. Лабораторная диагностика.
II. Объяснение преподавателя с демонстрацией- 25 минут
1. Основной метод лабораторной диагностики стафилококковых и стрептококковых заболеваний – бактериологический (этапы).
|
|
2. Материал для исследования: раневое отделяемое, гной, моча, мазки со слизистых оболочек (носоглотки, зева и др.), кровь при подозрении на сепсис, мокрота, экссудат.
3. Изучение морфологии стафилококка, стрептококка, энтерококка в мазке из чистой культуры, описать (окраска по Грамму).
4. Демонстрация плотных питательных сред для культивирования стафилококка, стрептококка и энтерококка: ЖСА, МСА, кровяной агар, энтерококкагар.
5. Демонстрация роста стафилококка, стрептококка и энтерококка на жидких питательных средах (сахарный бульон).
6. Демонстрация определения факторов вирулентности: ферменты (каталаза, лецитиназа, плазмакоагулаза).
7. Демонстрация типов гемолиза на кровяном агаре (альфа,бета,гамма).
8. Макроскопическая характеристика колоний стафилококка на желточно-солевом (ЖСА) и молочно-солевом (МСА) агаре.
9. Серотипирование стрептококка в реакции коагглютинации (СТРЕПТ-ТЕСТ)
III. Самостоятельная работа студентов- 60 минут
1. Зарисовать микроскопические препараты стафилококка, стрептококка и энтерококка
2. Учесть результат посева исследуемого материала на среде ЖСА, кровяном агаре, энтерококкагаре
3. Отметить наличие и тип гемолиза на кровяном агаре.
4. Учесть результаты определения лецитиназы у стафилококка
на среде ЖСА.
5. Учесть результаты определения плазмокоагулазы в цитратной плазме у выделенной культуры стафилококка.
6. Сделать вывод.
9. Описать препараты для специфической терапии и профилактики стафилококковых заболеваний (стафилококковый анатаксин, антистафилококковая плазма, противостафилококковый иммуноглобулин, стафилококковый бактериофаг)
IV. Подведение итогов занятия- 10 минут
ТЕРМИНЫ
К занятию № 8.
Тема: Микробиологическая диагностика стафилококковых и стрептококковых инфекций.
Эпидемиология
Культуральные свойства
Вирулентность
Каталаза
Токсины: энтеротоксины, токсин синдрома токсического шока
Гемолизины
Лецитиназа
Плазмокоагулаза
Желточно-солевой агар (ЖСА)
Молочно- солевой (МСА)
Кровяной агар
Материал для исследования: раневое отделяемое, гной, моча, мазки со слизистых оболочек (носоглотки, зева и др.), кровь при подозрении на сепсис, мокрота, экссудат
Серотипирование
Антигенная структура
Реакция коагглютинации (СТРЕПТ-ТЕСТ)
Стафилококковый анатаксин
Антистафилококковая плазма
Противостафилококковый иммуноглобулин
Стафилококковый бактериофаг
Специфическая терапия
Профилактика
Синдром «ошпаренных младенцев»
Синдром «ошпаренной кожи»
Синдром токсического шока
-
Занятие № 9
Тема: Микробиологическая диагностика менингококковой инфекции и гонореи.
Студенты должны знать:
1. Морфологическая характеристика менингококка и гонококка.
2. Сравнительная характеристика биохимической активности и потребности в питательных средах.
3. Факторы вирулентности.
4. Источник инфекции, пути передачи, входные ворота при заболеваниях, вызванных менингококками и гонококками.
5. Исследуемый материал и основные методы диагностики при патологических процессах, вызываемых менингококками и гонококками.
План проведения занятия:
I. Опрос студентов- 30 минут
Контрольные вопросы:
1. Нейссерии - патогенные для человека.
2. Морфологические и культуральные свойства менингококка и гонококка.
3. Ферментативная активность и антигенная структура патогенных нейссерий.
4. Факторы вирулентности нейссерий.
5. Эпидемиология и устойчивость в окружающей среде.
6. Заболевания, вызываемые менингококками и гонококками.
7. Микробиологическая диагностика.
IV. Объяснение преподавателя с демонстрацией- 25 минут
1. Материал, подлежащий исследованию при заболеваниях, вызванных менингококками и гонококками.
|
|
2. Демонстрация тампонов для взятия материала из носоглотки (от больных и носителей) при менингококковой инфекции.
3. Бактериоскопический метод: мазки для микроскопии по Грамму и метиленовым синим.
4. Бактериологическое исследование: культура Neisseria meningitidis на сывороточном агаре.
5.Демонстрация иммунобиологических препаратов (диагностических сывороток для РА) для серотипирования менингококка.
6. Серодиагностика (ИФА, РИА).
V. Самостоятельная работа студентов- 60 минут
1. Указать вид тампона для забора материала при менингококковой инфекции.
2. По мазку описать и зарисовать менингококк (окраска по Грамму) и гонококк (метиленовым синим).
3. Дать макроскопическую характеристику культуры Neisseria meningitidis на сывороточном агаре.
IV. Подведение итогов занятия- 10 минут
ТЕРМИНЫ
К занятию № 9.
Тема: Микробиологическая диагностика менингококковой инфекции и гонореи.
Сывороточный агар
Серотипирование
Реакция агглютинации (РА)
Иммуноферментный анализ (ИФА)
Радиоиммунологичесий метод (РИА)
Метиленовый синий
Менингит
Гонорея
Бленнорея
Занятие №10
Тема: Микробиологическая диагностика дифтерии, коклюша и паракоклюша.
Студенты должны знать:
1. Морфология и культуральные свойства дифтерии, коклюша и паракоклюша.
2. Материал для исследования, методика его забора, этапы бактериологического метода диагностики дифтерии, коклюша и паракоклюша
3. Идентификация чистой культуры. Отличия возбудителя дифтерии от других коринебактерий (ложнодифтерийной палочки и дифтероидов) и возбудителя коклюша от паракоклюща.
4. Основное свойство дифтерийного микроба. Методы определения токсигенности дифтерийной палочки.
5. Факторы патогенности бордетелл.
6. Препараты для специфической профилактики и лечения дифтерии.
7. Иммунобиологические препараты (диагностические сыворотоки) для серотипирования коклюша и паракоклюша в РА.
План проведения занятия:
I. Опрос студентов- 30 минут
Контрольные вопросы по коринебактериям:
|
|
1. Назвать патогенный для человека вид коринебактерий. Какое заболевание он вызывает?
2. Дать морфологическую характеристику Corynebacterium diphtheriae.
3. Какой метод окраски используется для микроскопии дифтерийного микроба и почему?
4. Перечислить условия, необходимые для культивирования возбудителя дифтерии.
5. Назвать питательные среды и основные компоненты сред для культивирования возбудителя дифтерии.
6. Назвать основное свойство дифтерийного микроба и какой метод используется для его определения?
7. Какое действие и на что оказывает дифтерийный гистотоксин?
8. Перечислить биовары дифтерийного микроба и назвать по какому биохимическому признаку отличается биовар gravis от mitis?
9. Механизм заражения и пути передачи дифтерии.
10. Перечислить формы дифтерии.
11. Назвать методы лабораторной диагностики дифтерии.
12. Профилактика и лечение дифтерии.
13. Назвать препараты для специфического лечения и профилактики дифтерии.
Контрольные вопросы по бордетеллам:
1. Перечислить условия, необходимые для культивирования возбудителя коклюша и паракоклюша.
2. Дать морфологическую характеристику бордетелл.
3. Отличительные особенности при культивировании бордетелл на среде КУА.
4. Назвать питательные среды и основные компоненты сред для культивирования возбудителя коклюша и паракоклюша
5. Антигенные свойства бордетелл. В каких иммунных реакциях выявляют К-антигены (факторы, агглютиногены)? 7-й фактор является общим рода Bordetella, 1-й - основным для B. pertusis, 14-й - для B. Рarapertusis,12-В.bronchiseptica.
6. Факторы патогенности бордетелл (факторы адгезии, токсины: пертуссин, внеклеточная аденилатциклаза, трахеальный цитотоксин, дерматонекротический, термостабильный эндотоксин).
7. Стадии патогенеза коклюша.
8. Лабораторная диагностика и методы диагностики при коклюше.
9. Назвать препараты для специфической профилактики коклюша.
II. Объяснение преподавателя с демонстрацией- 25 минут
1. Демонстрация тампонов для взятия материала из носоглотки (от больных и носителей) при дифтерии и коклюше.
2. Мазки для микроскопии:
- Corynebacterium diphtheriae – окраска по Нейссеру
- Bordetella pertusis – окраска по Грамму
3. Просмотр колоний коклюша на среде КУА, дифтерии – на кровяно-теллуритовой среде.
4. «Пестрые» ряды культур коринебактерий; пробы на цистиназу и уреазу.
5. Определение токсигенности C.diphtheriae (реакция преципитации в агаре).
6. Демонстрация диагностических сывороток для серотипирования бордетелл (факторных).
7. Демонстрация иммунобиологических препаратов для специфического лечения дифтерии и специфической профилактики дифтерии и коклюша.
III. Самостоятельная работа студентов- 60 минут
1. Зарисовать и описать микроскопические препараты C.diphtheriae и
B. parapertusis.
2. После просмотра колоний дать сравнительную характеристику между C.diphtheriae gravis и C.diphtheriae mitis; B. pertusis и B. Parapertusis.
3. Определить биовар предложенных штаммов коринебактерий на основании биохимических свойств.
4. Дать краткую характеристику диагностическим, профилактическим и лечебным иммунобиологическим препаратам (противодифтерийная сыворотка, АД, АДС, АДСМ, АКДС).
III. Подведение итогов занятия- 10 минут
ТЕРМИНЫ
К занятию № 10.
Тема: Микробиологическая диагностика дифтерии, коклюша и паракоклюша.
Ложнодифтерийная палочка
Дифтероиды
Дифтерия
Пленка
Токсинемическая инфекция
Экзотоксин
Дифтерийный гистотоксин
Дифтерическое воспаление
Крупозное воспаление
Круп
Гипертоксическая форма дифтерии
Противодифтерийная сыворотка
Иммунобиологические препараты: противодифтерийная сыворотка, анатоксин дифтерийный (АД), адсорбированный дифтерийно-столбнячный анатоксин (АДС-анатоксин), адсорбированный дифтерийно-столбнячный анатоксин с уменьшенным содержанием антигенов (АДСМ- анатоксин), (адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина (АКДС-вакцина)
Факторы адгезии, токсины: пертуссин, внеклеточная аденилатциклаза, трахеальный цитотоксин, дерматонекротический, термостабильный эндотоксин.