Специальность: 060101 - Лечебное дело 2 курса медицинского института ТГУ им. Г.Р. Державина

План проведения практических занятий по дисциплине «МИКРОБИОЛОГИЯ, ВИРУСОЛОГИЯ, ИММУНОЛОГИЯ»

Специальность: 060101 - Лечебное дело 2 курса медицинского института ТГУ им. Г.Р. Державина

Занятие № 8.

Тема: Микробиологическая диагностика стафилококковых, стрептококковых и энтерококковых инфекций.

Студенты должны знать:

1. Морфология, культуральные и биохимические свойства стафилококка и стрептококка.

2. Факторы вирулентности стафилококка и стрептококка.

3. Заболевания, вызываемые стафилококками и стрептококками.

4. Методы диагностики и исследуемый материал при стафилококковых и стрептококковых заболеваниях.

5. Препараты для специфической профилактики и лечения стафилококковых заболеваний.

План проведения занятия:

I. Опрос студентов- 30 минут

Контрольные вопросы по стафилококкам:

1. Классификация стафилококков.

2. Представители рода Staphylococcus, имеющие наибольшее клиническое значение.

2. Морфология стафилококка. Методы микроскопии.

4. Культуральные свойства стафилококка. Питательные среды для их культивирования.

5. Ферментативная активность стафилококка.

6. Антигенная структура стафилококка.

7. Факторы вирулентности стафилококка: токсины, гемолизины, каталаза, лецитиназа, плазмакоагулаза.

8. Эпидемиология и устойчивость в окружающей среде.

9. Заболевания, в том числе нетипичные (синдром «ошпаренных младенцев», синдром «ошпаренной кожи», синдром токсического шока), вызываемые стафилококками.

10. Методы лабораторной диагностики и исследуемый материал при стафилококковых заболеваниях.

11. Препараты для специфической профилактики и лечения стафилококковых заболеваний.

Контрольные вопросы по стрептококкам и энтерококкам:

1. Классификация стрептококков по типам гемолиза и антигенной структуре.

2. Представители рода Streptococcus, имеющие наибольшее клиническое значение.

3. Пневмококк – как основной возбудитель пневмоний.

4. Морфология и методы микроскопии стрептококков.

5. Культуральные свойства стрептококков. Питательные среды для их культивирования.

6. Ферментативная активность стрептококков.

7. Эпидемиология и устойчивость в окружающей среде.

8. Заболевания, вызываемые стрептококками (острые и хронические).

9. Методы лабораторной диагностики и исследуемый материал при стрептококковых заболеваниях.

10. Морфологические, культуральные и биохимические особенности энтерококков.

11. Эпидемиология энтерококковых инфекций, заболеваниявызываемые энтерококками. Лабораторная диагностика.

II. Объяснение преподавателя с демонстрацией- 25 минут

1. Основной метод лабораторной диагностики стафилококковых и стрептококковых заболеваний – бактериологический (этапы).

2. Материал для исследования: раневое отделяемое, гной, моча, мазки со слизистых оболочек (носоглотки, зева и др.), кровь при подозрении на сепсис, мокрота, экссудат.

3. Изучение морфологии стафилококка, стрептококка, энтерококка в мазке из чистой культуры, описать (окраска по Грамму).

4. Демонстрация плотных питательных сред для культивирования стафилококка, стрептококка и энтерококка: ЖСА, МСА, кровяной агар, энтерококкагар.

5. Демонстрация роста стафилококка, стрептококка и энтерококка на жидких питательных средах (сахарный бульон).

6. Демонстрация определения факторов вирулентности: ферменты (каталаза, лецитиназа, плазмакоагулаза).

7. Демонстрация типов гемолиза на кровяном агаре (альфа,бета,гамма).

8. Макроскопическая характеристика колоний стафилококка на желточно-солевом (ЖСА) и молочно-солевом (МСА) агаре.

9. Серотипирование стрептококка в реакции коагглютинации (СТРЕПТ-ТЕСТ)

III. Самостоятельная работа студентов- 60 минут

1. Зарисовать микроскопические препараты стафилококка, стрептококка и энтерококка

2. Учесть результат посева исследуемого материала на среде ЖСА, кровяном агаре, энтерококкагаре

3. Отметить наличие и тип гемолиза на кровяном агаре.

4. Учесть результаты определения лецитиназы у стафилококка

на среде ЖСА.

5. Учесть результаты определения плазмокоагулазы в цитратной плазме у выделенной культуры стафилококка.

6. Сделать вывод.

9. Описать препараты для специфической терапии и профилактики стафилококковых заболеваний (стафилококковый анатаксин, антистафилококковая плазма, противостафилококковый иммуноглобулин, стафилококковый бактериофаг)

IV. Подведение итогов занятия- 10 минут

ТЕРМИНЫ

К занятию № 8.

Тема: Микробиологическая диагностика стафилококковых и стрептококковых инфекций.

Эпидемиология

Культуральные свойства

Вирулентность

Каталаза

Токсины: энтеротоксины, токсин синдрома токсического шока

Гемолизины

Лецитиназа

Плазмокоагулаза

Желточно-солевой агар (ЖСА)

Молочно- солевой (МСА)

Кровяной агар

Материал для исследования: раневое отделяемое, гной, моча, мазки со слизистых оболочек (носоглотки, зева и др.), кровь при подозрении на сепсис, мокрота, экссудат

Серотипирование

Антигенная структура

Реакция коагглютинации (СТРЕПТ-ТЕСТ)

Стафилококковый анатаксин

Антистафилококковая плазма

Противостафилококковый иммуноглобулин

Стафилококковый бактериофаг

Специфическая терапия

Профилактика

Синдром «ошпаренных младенцев»

Синдром «ошпаренной кожи»

Синдром токсического шока

-

Занятие № 9

Тема: Микробиологическая диагностика менингококковой инфекции и гонореи.

Студенты должны знать:

1. Морфологическая характеристика менингококка и гонококка.

2. Сравнительная характеристика биохимической активности и потребности в питательных средах.

3. Факторы вирулентности.

4. Источник инфекции, пути передачи, входные ворота при заболеваниях, вызванных менингококками и гонококками.

5. Исследуемый материал и основные методы диагностики при патологических процессах, вызываемых менингококками и гонококками.

План проведения занятия:

I. Опрос студентов- 30 минут

Контрольные вопросы:

1. Нейссерии - патогенные для человека.

2. Морфологические и культуральные свойства менингококка и гонококка.

3. Ферментативная активность и антигенная структура патогенных нейссерий.

4. Факторы вирулентности нейссерий.

5. Эпидемиология и устойчивость в окружающей среде.

6. Заболевания, вызываемые менингококками и гонококками.

7. Микробиологическая диагностика.

IV. Объяснение преподавателя с демонстрацией- 25 минут

1. Материал, подлежащий исследованию при заболеваниях, вызванных менингококками и гонококками.

2. Демонстрация тампонов для взятия материала из носоглотки (от больных и носителей) при менингококковой инфекции.

3. Бактериоскопический метод: мазки для микроскопии по Грамму и метиленовым синим.

4. Бактериологическое исследование: культура Neisseria meningitidis на сывороточном агаре.

5.Демонстрация иммунобиологических препаратов (диагностических сывороток для РА) для серотипирования менингококка.

6. Серодиагностика (ИФА, РИА).

V. Самостоятельная работа студентов- 60 минут

1. Указать вид тампона для забора материала при менингококковой инфекции.

2. По мазку описать и зарисовать менингококк (окраска по Грамму) и гонококк (метиленовым синим).

3. Дать макроскопическую характеристику культуры Neisseria meningitidis на сывороточном агаре.

IV. Подведение итогов занятия- 10 минут

ТЕРМИНЫ

К занятию № 9.

Тема: Микробиологическая диагностика менингококковой инфекции и гонореи.

Сывороточный агар

Серотипирование

Реакция агглютинации (РА)

Иммуноферментный анализ (ИФА)

Радиоиммунологичесий метод (РИА)

Метиленовый синий

Менингит

Гонорея

Бленнорея

Занятие №10

Тема: Микробиологическая диагностика дифтерии, коклюша и паракоклюша.

Студенты должны знать:

1. Морфология и культуральные свойства дифтерии, коклюша и паракоклюша.

2. Материал для исследования, методика его забора, этапы бактериологического метода диагностики дифтерии, коклюша и паракоклюша

3. Идентификация чистой культуры. Отличия возбудителя дифтерии от других коринебактерий (ложнодифтерийной палочки и дифтероидов) и возбудителя коклюша от паракоклюща.

4. Основное свойство дифтерийного микроба. Методы определения токсигенности дифтерийной палочки.

5. Факторы патогенности бордетелл.

6. Препараты для специфической профилактики и лечения дифтерии.

7. Иммунобиологические препараты (диагностические сыворотоки) для серотипирования коклюша и паракоклюша в РА.

План проведения занятия:

I. Опрос студентов- 30 минут

Контрольные вопросы по коринебактериям:

1. Назвать патогенный для человека вид коринебактерий. Какое заболевание он вызывает?

2. Дать морфологическую характеристику Corynebacterium diphtheriae.

3. Какой метод окраски используется для микроскопии дифтерийного микроба и почему?

4. Перечислить условия, необходимые для культивирования возбудителя дифтерии.

5. Назвать питательные среды и основные компоненты сред для культивирования возбудителя дифтерии.

6. Назвать основное свойство дифтерийного микроба и какой метод используется для его определения?

7. Какое действие и на что оказывает дифтерийный гистотоксин?

8. Перечислить биовары дифтерийного микроба и назвать по какому биохимическому признаку отличается биовар gravis от mitis?

9. Механизм заражения и пути передачи дифтерии.

10. Перечислить формы дифтерии.

11. Назвать методы лабораторной диагностики дифтерии.

12. Профилактика и лечение дифтерии.

13. Назвать препараты для специфического лечения и профилактики дифтерии.

Контрольные вопросы по бордетеллам:

1. Перечислить условия, необходимые для культивирования возбудителя коклюша и паракоклюша.

2. Дать морфологическую характеристику бордетелл.

3. Отличительные особенности при культивировании бордетелл на среде КУА.

4. Назвать питательные среды и основные компоненты сред для культивирования возбудителя коклюша и паракоклюша

5. Антигенные свойства бордетелл. В каких иммунных реакциях выявляют К-антигены (факторы, агглютиногены)? 7-й фактор является общим рода Bordetella, 1-й - основным для B. pertusis, 14-й - для B. Рarapertusis,12-В.bronchiseptica.

6. Факторы патогенности бордетелл (факторы адгезии, токсины: пертуссин, внеклеточная аденилатциклаза, трахеальный цитотоксин, дерматонекротический, термостабильный эндотоксин).

7. Стадии патогенеза коклюша.

8. Лабораторная диагностика и методы диагностики при коклюше.

9. Назвать препараты для специфической профилактики коклюша.

II. Объяснение преподавателя с демонстрацией- 25 минут

1. Демонстрация тампонов для взятия материала из носоглотки (от больных и носителей) при дифтерии и коклюше.

2. Мазки для микроскопии:

- Corynebacterium diphtheriae – окраска по Нейссеру

- Bordetella pertusis – окраска по Грамму

3. Просмотр колоний коклюша на среде КУА, дифтерии – на кровяно-теллуритовой среде.

4. «Пестрые» ряды культур коринебактерий; пробы на цистиназу и уреазу.

5. Определение токсигенности C.diphtheriae (реакция преципитации в агаре).

6. Демонстрация диагностических сывороток для серотипирования бордетелл (факторных).

7. Демонстрация иммунобиологических препаратов для специфического лечения дифтерии и специфической профилактики дифтерии и коклюша.

III. Самостоятельная работа студентов- 60 минут

1. Зарисовать и описать микроскопические препараты C.diphtheriae и

B. parapertusis.

2. После просмотра колоний дать сравнительную характеристику между C.diphtheriae gravis и C.diphtheriae mitis; B. pertusis и B. Parapertusis.

3. Определить биовар предложенных штаммов коринебактерий на основании биохимических свойств.

4. Дать краткую характеристику диагностическим, профилактическим и лечебным иммунобиологическим препаратам (противодифтерийная сыворотка, АД, АДС, АДСМ, АКДС).

III. Подведение итогов занятия- 10 минут

ТЕРМИНЫ

К занятию № 10.

Тема: Микробиологическая диагностика дифтерии, коклюша и паракоклюша.

Ложнодифтерийная палочка

Дифтероиды

Дифтерия

Пленка

Токсинемическая инфекция

Экзотоксин

Дифтерийный гистотоксин

Дифтерическое воспаление

Крупозное воспаление

Круп

Гипертоксическая форма дифтерии

Противодифтерийная сыворотка

Иммунобиологические препараты: противодифтерийная сыворотка, анатоксин дифтерийный (АД), адсорбированный дифтерийно-столбнячный анатоксин (АДС-анатоксин), адсорбированный дифтерийно-столбнячный анатоксин с уменьшенным содержанием антигенов (АДСМ- анатоксин), (адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина (АКДС-вакцина)

Факторы адгезии, токсины: пертуссин, внеклеточная аденилатциклаза, трахеальный цитотоксин, дерматонекротический, термостабильный эндотоксин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: