1) Направленность выступает в качестве
а) динамического аспекта, определяющего стремления, мотивацию деятельности человека,
б) содержательного аспекта, являясь ведущей содержательной характеристикой личности. Это системообразующее свойство личности, определяющее весь ее психологический склад c содержательной стороны. «В направленности «выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности: вся система ее характеристик» (Ломов).
в) оценочного аспекта. В направленности личности выражена оценка личностью явлений действительности, система «субъективных отношений личности». Речь идет о том, как личность относится к тем или иным событиям и явлениям мира, в котором она живет (к труду, собственности, другим людям, политическим событиям и т.д.). Это субъективная позиция личности выражает ее пристрастность, избирательность, индивидуальность.
В современной отечественной психологии существуют различные точки зрения по поводу изучения содержательной стороны психической деятельности человека. Бытует мнение, что психология должна заниматься только изучением механизмов динамической стороны личности, а содержательная сторона – скорее предмет изучения философии, этики, педагогики. «Но с этим мнением нельзя согласиться, иначе будет упущена из виду важнейшая детерминанта, определяющая черты как конкретных, так и общих свойств личности», - пишет Б.С. Братусь (141, с. 132). «Содержание личности включает и предметное содержание опыта человека, и отношение его как субъекта к предметному содержанию, и связанную с этим систему ценностей, идеалов, убеждений, представляющих не только знание, но и побуждение к определенному действию», - читаем у В. Н. Мясищева (141,с. 159). Содержательные стороны жизни человека характеризуют направленность личности, и связанные с направленностью черты характера.
2) В качестве составляющих направленности разные авторы называют:
- совокупность устойчивых, доминирующих мотивов, интересов, склонностей, убеждений (Петровский, Ярошевский; Рубинштейн; Божович; Платонов;
- цели, во имя которых действует личность, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности (Ломов); сложившаяся система целевых программ личности (Додонов);
- ценностные ориентрации, мировоззрение (Сосновский); личностные ценности (Братусь).
- нравственная позиция личности (Платонов, Братусь).
Мы считаем возможным выделить в направленности две подструктуры:
Направленность личности | |
Подструктура 1 | Подструктура 2 |
· Мировоззрение · Убеждения · Идеалы · Ценности и ценностные ориентации | · Интересы · Склонности · Цели · Нравственная позиция личности |
Направленность личности является многомерной, многоуровневой и динамической системой. Компоненты направленности личности могут быть выражены вербально (система понятий, представлений) и в виде образов, в которых репрезентируются различные стороны и компоненты действительности (образ других личностей, общностей, общества в целом и т.д.).
3)функции направленности личности:
а) Интегрирующая функция. В ней связываются воедино, в целостную структуру все другие психологические свойства и проявления человека.
Б) регулирующая функция. Здесь задаются основа отношений человека с миром, направления ориентировки и поведения, система ценностей и позиций, мировоззрение в целом. Смысловые образования (личностные ценности) задают не сами по себе конкретные мотивы и цели, а плоскость отношений между ними, самые общие принципы их соотнесения».
4) Направленность формируется путем воспитания. Она является преимущественно социально обусловленной подструктурой личности.
5) В направленности личности надо различать ее уровень, широту, интенсивность, устойчивость и действенность.
Литература
1. Никиреев Е.М. Психологические особенности направленности личности. – М., 2005.
2. Психология личности в трудах отечественных психологов. /Сост. Л.В.Куликов. – СПб., «Питер», 2000.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1998.