Б. Ф. Ломов

Б.Ф.Ломов указывает, что направленность является ведущей характеристикой личности. В направленности «выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности: вся система ее характеристик» [2, 105-106].

«В глобальном плане направленность можно оценить как отношение того, что личность получает и берет от общества (имеются в виду и материальные, и духовные ценности), к тому, что она ему дает, вносит в его развитие» (там же).

Направленность «выявляется в изучении всей системы психических свойств и состояний личности: потребностей, интересов, склонностей, мотивационной сферы, идеалов, ценностных ориентаций, убеждений, способностей, одаренности, характера, волевых, эмоциональных, интеллектуальных особенностей и т.д.».

«То, как именно конкретная личность участвует в тех или иных социальных процессах (содействует их развитию, противодействует, тормозит или уклоняется от участия в них), зависит ее направленность, которая формируется в процессе развития личности в системе общественных отношений» (там же).

«Направленность личности включает в себя кроме потребностей, мотивов и целей личности также ценностные ориентации, привязанности, симпатии, антипатии, интересы и ряд других характеристик, которые хотя и связаны с потребностями, мотивами и целями, но не сводятся к ним.

На наш взгляд, наиболее общим понятием, обозначающим перечисленные выше характеристики личности, является понятие «субъективные отношения личности». Речь идет о том, как личность относится к тем или иным событиям и явлениям мира, в котором она живет». Это субъективная позиция личности, которая выражает ее пристрастность.

«В процессе жизни в обществе у каждого индивида формируется сложнейшая – многомерная, многоуровневая и динамическая – система субъективно-личностных отношений. Ее можно было бы описать как многомерное «субъективное пространство», каждое из измерений которого соответствует определенному субъективно-личностному отношению (к труду, собственности, другим людям, политическим событиям и т.д.)» [2, 108].

Развиваясь и формируясь в процессе накопления и интеграции всего жизненного опыта, у личности складывается определенная жизненная позиция, которую он реализует в своей жизнедеятельности. Жизненная позиция человека проявляется в специфических «образованиях»: системе предпочтений, мнений, вкусов, интересов. «Складывается также определенная система образов, в которых с позиции данной личности, т.е. субъективно и пристрастно, репрезентируются различные стороны и компоненты действительности, в которой она живет (образ других личностей, общностей, общества в целом и т.д.)». Субъективные отношения выступают в роли своего рода «костяка» субъективного мира личности» [2, 110].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: