- А теперь опустите головы и закройте глаза! – даю я распоряжение. В классе мигом прекращается всякий шум, дети отключаются от своих эмоций, вызванных решением задачи. Теперь я имею возможность дать им другое задание. Прохожу между рядами и говорю вполголоса:
- Хотите задание еще сложнее?
- Хотим!
Я нарисовал на доске две группы квадратов А и В. Вы должны сравнить в какой группе больше квадратов. Я буду наблюдать за вашими лицами, как вы будете думать. У некоторых, наверное, лица станут серьезными и сосредоточенными. Не давайте волю языку, чтобы не сказать чего-нибудь непроверенного! (Я отодвигаю занавеску на доске.) Поднимите головы. Смотрите и думайте.
На доске приготовлен такой рисунок:
Рисунок
Что мне ответят дети? По всей вероятности, большинство скажет, что в группе А квадратов больше, чем в группе В. Ведь эта задача образец для проявления в них так называемого феномена Пиаже! Они перепутают между собой количество и площадь и «сколько» воспримут как «больше по площади».
|
|
На днях я уже давал им подобные задания, но решили их далеко не все. Я показал им нарисованные на доске груши три маленькие и две большие и – спросил:
Где больше груш – слева или справа?
На доске нарисованы груши
Справа! – сказали они мне.
Давайте сосчитаем, – предложил я.
Сосчитали: слева – три, справа – две. Под рисунками груш я написал цифры:
Под рисунками груш написаны цифры
- Что больше – три или два?
- Три больше! – говорят мне дети.
- Значит, где больше груш слева или справа?
- Справа.
- Почему?
И дети мне «объяснили»: это же ясно справа большие груши, а слева маленькие.
Только Саша не подчинился тогда феномену Пиаже.
- Неправильно! – сказал он.- Слева три груши, справа – две, значит, слева груш больше!
Я пересек класс и торжественно протянул руку мальчику.
- Дай мне пожать твою руку!
Саша в недоумении протянул мне руку, а класс наблюдал за нами с любопытством: что случилось?
- Спасибо тебе, Саша, что думал! Ты меня очень порадовал!
Вместе с Сашей мы подошли к доске.
- Ребята, смотрите на Сашу, как он будет думать!.. Скажи мне, Саша, где больше кругов – на этой доске или на той? – и я приоткрыл занавески на двух крайних досках, а среднюю закрыл.
На левой доске шесть кругов были нарисованы один в другом, на правой круги были разбросаны по всей площади.