1. Место и значение творчества в жизни человека. Потребность общества в творческих людях. Потребность человека быть творческим.
2. Соотношение понятий «творчество» и «креативность». Подходы в изучении творчества.
3. Наиболее распространенные заблуждения и стереотипы в отношении творчества и творческих способностей. Мифы о креативности.
4. Виды и типы барьеров креативности.
5. Ощущение и восприятие в творческом процессе.
6. Ассоциативное, культуральное и психологическое восприятие цвета.
7. Воображение (представление) и творчество. Виды и типы воображения. Механизмы воображения.
8. Память и внимание в творческом процессе.
9. Эмоции и воля в творчестве.
10. Речь и мышление в творчестве.
11. Конкретно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое мышление.
12. Продуктивное и репродуктивное типы мышления. Дивергентное и конвергентное виды мышления.
13. Логика и интуиция. Соотношение логики и интуиции в творческом мышлении. Понятие «центрального звена» творческого мышления.
14. Нейропсихологические основы творческого мышления.
15. Латеральное мышление Эдварда де Боно.
16. Классификации этапов творческого процесса П.К. Энгельмейера и П.М.Якобсона, Г.Селье.
17. Этапы творческого процесса по Пуанкаре, Ж.Адамару, Г. Уоллесу, Дж.Дьюи, Россмэну..
18. Три стадии в решении творческой задачи по Г.С. Альтшуллеру. Четыре фазы творческого процесса по Я.А. Пономареву.
19. Критерии выделения типов проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций по В.Ф.Спиридонову.
20. Методики диагностики продуктивности, гибкости и оригинальности мышления. Методики диагностики творческих способностей Дж. Гилфорда и П. Торранса. "Генерирование вариантов значений" (тест Гетзельса и Джексона).
Опросник креативности Джонсона. Методика «Словесный лабиринт».
21. Метод свободных ассоциаций. Метод инверсии. Метод «дневников».
22. Функционально-стоимостной анализ (ФСА). Морфологический анализ.
23. АРИЗ и ТРИЗ как методы решения изобретательских задач.
24. «Мозговой штурм». Синектика. Метод аналогий и виды аналогий
25. Дискуссия. «Шесть шляп мышления» Э.Де Боно.
26. Генетические и социальные детерминанты творческих способностей. Задатки и творческие способности. Общие и специальные способности.
27. Одаренность и талант. Природа художественного таланта. Природа гениальности: концептуалисты и экспериментаторы (Дэвид Гэленсон).
28. Гениальность и сумасшествие (Г.Ламброзо). Дети «индиго». «Люди дождя»: секрет «савантов».
29. Понятие типа и стиля творческой деятельности. Типологии творчества В.Освальда, Луи де Бройля, А.Пуанкаре Д. Прайса, М. Фарадея, Г. Гоффа и Г. Вудвортса.
30.Мотивационная основа творчества. Закон Йеркса-Додсона.
31. Мотивация различных этапов творчества. Индивидуальный мотивационный профиль личности и творчество.Интерес, любопытство и любознательность как мотивационные компоненты творчества.
32. Творчество как самоактуализация, самовыражение. Вдохновение и его истоки.
33. Творчество как нравственное наследие. Творчество как выражение настроения своего поколения. Гуманистическая психология о творческой личности-актуализаторе.
34. Индивидуальное и коллективное бессознательное. «Ид», «Эго» и «Супер-Эго» в психоаналитической теории З.Фрейда.
35. Архетипы (К.Г.Юнг) и художественное творчество. Образы и символы. Мифы, сказки – творчество коллективного бессознательного (К.Г.Юнг).
36. Творец и продукт творчества. (Шоу Б. Пигмальон, Уайлд О. Портрет Дориана Грея). Персонажи творчества как субличности автора (Флобер Г. Мадам Бовари).
37. Творчество как катарсис: сущность и ипостаси («… Над вымыслом слезами обольюсь»). Арт-терапия. Театротерапия. Кинотерапия.
38.Творческая составляющая человеческой жизни. Психологические игры как творческая составляющая жизни человека. Транзактный анализ Э.Берна.
39. Техники Бернетта для стимулирования творческих идей (шесть принципов).
40. Упражнения на развитие креативности: «комбинаторика, нахождение общего», «безумный генетик», «сумасшедший архитектор», «десять плюс десять», «нейминг».
ЛИТЕРАТУРА